Вопрос. проблема депривации в специальной психологии
Литература:
Ермолаева М.В., психологические рекомендации и методы развивающей и коррекционной работы с дошкольниками. -- М.: Издательство "Институт практической психологии"; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1998. -- 176 с. (Серия "Библиотека школьного психолога").
Основы специальной психологии под редакцией Л. В. Кузнецовой Москва «Академия» 2005 г.
Выгодский Л. С. «Собрание сочинений» Москва 1983 г.
http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00037760_0.html
Знаниям психических особенностей детей с различными отклонениями в развитии как в отечественной так и зарубежной педагогике всегда предавалось особое значение. К.Д. Ушинский писал: «Прежде чем воспитывать человека во всех отношениях, его нужно познать во всех отношениях».
Особого внимания требует к себе дошкольный возраст, когда организм очень хрупок и каждый день промедления в современной диагностике и начале восстановительной работы грозит обернуться трагедией. Во всём мире растет число детей нуждающихся в специализированной помощи педагогов, медиков, психологов и социальных работников.
Дети с различными отклонениями в развитии требуют особого внимания ведь важно чтоб помощь была оказана профессионально и своевременно. Нужны специальные условия для воспитания таких детей.
В системе комплексных мер большое значение имеет правильное отношение взрослых к имеющимся у ребенка трудностям, проблемам, нарушениям. Чрезмерная опека (гипер-опека), равно как и отсутствие внимания к ребенку (гипо-опека), в значительной мере утяжеляют общее нервно-психическое состояние ребенка, затрудняют процесс его социальной адаптации. Безусловно, во всех случаях показано раннее коррекционное воздействие, что обеспечивает максимальную эффективность работы.
Важно, чтобы ребенок не чувствовал себя исключительным или обделенным, ибо это неблагоприятно сказывается на его общем личностном развитии. Установка родителей на изоляцию ребенка с отклонениями в развитии от коллектива сверстников, общения с ними является тормозом в развитии ребенка. Родители детей с отклонениями в развитии должны получать квалифицированную помощь специалистов, направленную на приобретение ими необходимых знаний и навыков в работе по преодолению имеющегося у ребенка нарушения.
Для нормального психического и физического развития ребенка необходимы определенные условия.
Выделяются 4 условия нормального развития ребенка:
1. Нормальная работа головного мозга и его коры - при наличии патологических состояний, возникающих вследствие различных патогенных воздействий, нарушается нормальное соотношение раздражительных и тормозных процессов, затруднено осуществление сложных форм анализа и синтеза поступающей информации; нарушается взаимодействие между блоками мозга, отвечающими за различные аспекты психической деятельности человека.
2. Нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов.
3. Сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром.
4. Систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и общеобразовательных школах.
Основным проводником социальных влияний в период развития ребенка является мать. Современные исследования показывают, что уже во внутриутробном периоде на ребенка оказывают негативное воздействие не только патогенные биологические факторы, но и неблагоприятные социальные ситуация, в которых оказывается мать ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка. Чем меньше ребенок, тем большую роль как в возникновении так и в профилактике недостатков его развития играет семья. Прежде всего условием полноценного развития ребенка является наличие условий для развертывания непосредственного эмоционального общения ребенка со взрослым, и отсутствие таких условий приводит как правило, к задержке психоэмоционального развития ребенка той или иной степени тяжести. Эти данные были получены в исследованиях, проведенных на сиротах и на детях, чьи матери находились в заключении. Выяснилось что независимо от морального облика матери само по себе общение с ней ребенка более полезно, чем пребывание в ясельной группе, где дети практически лишены индивидуального внимания. Однако пребывание ребенка в семье социального риска (алкоголизм, наркомания, противоправные поступки, совершаемые родителями или некоторыми членами семьи) повышает риск развития состояний педагогической и социальной запущенности у детей, ухудшение состояния здоровья, как физического, так и психического, усугубление уже имеющихся недостатков развития. Любая односторонность в оценке причин отклоняющегося развития ребенка препятствует вскрытию действительно имеющих место закономерностей развития и построению соответствующих развивающих и корригирующих психолого-педагогических систем.
В связи с этим приведем высказывания известного отечественного психолога А.В. Запорожца: «С одной стороны, созревание организма ребенка вообще и его нервной системы в частности, которое носит стадиальный характер, не порождая само по себе новых психологических образований, создаёт на каждой возрастной ступени специфические условия, специфические предпосылки для усвоения нового опыта, для овладения новыми способами деятельности, для формирования новых психических процессов. Наряду с этим обнаруживается и обратная зависимость созревания от развития, обусловленного условиями жизни и воспитания. Вызываемое этими условиями функционирование определенных систем организма, определенных мозговых структур, находящихся на данном возрастном этапе в стадии интенсивного созревания, оказывает существенное влияние на биохимию мозга, на морфогенез нервных структур, в частности на миэлинизацию нервных клеток в соответствующих зонах мозговой коры».
Родители и педагоги должны знать возрастные закономерности формирования психики ребенка, структуру и характер возможных отклонений в процессе этого развития, приемы и методы коррекции и компенсации нарушенных функций.
Младенческий возраст - первая стадия развития, где возникает доверие или недоверие к миру. Степень развития у ребенка чувства доверия к другим людям зависит от качества получаемой им материнской заботы.
При прогрессивном развитии личности ребенок выбирает доверительное отношение. Оно проявляется в легком кормлении, глубоком сне, не напряженности внутренних органов, нормальной работе кишечника. Младенец получает от матери не только молоко и необходимый ему уход, с ней связано и «питание» миром форм, красок, звуков, ласк, улыбок.
Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи или от проявления родительской нежности; скорее оно связано со способностью матери передать своему ребенку чувство узнаваемости и постоянства переживаний. Младенцы должны доверять не только внешнему миру, но так же и миру внутреннему, они должны научиться доверять себе. Подобное поведение мы можем наблюдать тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без проявления особой тревоги и гнева. Материнская любовь и нежность определяет «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта» ребенка.
Проанализировав то, что является причиной кризиса 1-го года жизни, подчеркиваем его связь с качеством материнского ухода. Причиной кризиса является одна из форм депривации - ненадежность, несостоятельность матери и отвергание ею ребенка. Это приводит к появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасения за свое благополучия. Эта установка будет проявляться на более поздних стадиях личностного развития. В качестве второй формы депривации назовем недостаток материнского внимания, когда ребенок перестает быть для матери главным центром внимания. (Когда мать выходит на работу или рожает второго ребенка).
И, наконец, родители, придерживающиеся противоположных принципов и методов воспитания, могут создать для ребенка атмосферу неопределенности, в результате чего у него появляется чувство недоверия.
Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверие - недоверие» - надежда, т.е. доверие, переходит в способность младенца надеяться.
Это первая ступень формирования идентичности развивающейся личности.
Ранний возраст. Чувство доверия подготавливает почву для достижения определенной самостоятельности, автономии, избегание чувства стыда, сомнения.
Здесь ребенок обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: он может проявляться как форма заботы или как форма обуздания и мера пресечения. Эта стадия является решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством.
С этой точки зрения, положительное разрешение кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. Но, в тоже время, родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребенка. Самостоятельность или автономия не означает, что ребенок получает неограниченную свободу, скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающую способность ребенка делать выбор в пределах определенных степеней свободы.
В условиях депривации, когда ребенку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль ребенок переживает чувство стыда или гнева, направленное на самого себя. Это происходит в тех случаях, когда родители постоянно опекают ребенка или остаются глухими к его потребностям. И ребенок, вместо того, чтобы быть уверенным в себе и ладить с окружением начинают думать, что другие пристально рассматривают его, относятся с подозрением и неодобрением
Ребенок чувствует «глаза мира», следящие за ним с осуждением и стремиться заставить мир не смотреть на него или хочет сам стать невидимым.
Но так как это невозможно у ребенка появляются «внутренние глаза мира» - стыд за свои ошибки, неловкость, испачканные руки и т.д. У него возникает страх потерять лицо, постоянная настороженность, скованность необщительность. Если стремление ребенка к независимости не подавляется, устанавливается соотношение между способностью сотрудничать с другими людьми и настаивать на своем; между свободой самовыражения и ее разумным ограничением.
Дошкольный возраст, совпадающий с третьей стадией, возрастом игры. Ребенок активно познает окружающий мир, моделирует в игре отношения взрослых, сложившиеся на производстве и в других сферах жизни, быстро и жадно учится всему, приобретая новые дела и обязанности.
Здесь определяющим фактором формирования чувства инициативы в значительной степени зависит от того, как родители относятся к проявлению у ребенка собственного волеизъявления. Дети, чьи самостоятельные действия поощряются, чувствуют поддержку своей инициативы.
В условиях депривации, когда родители не позволяют действовать детям самостоятельно или наказывают детей в ответ на их потребность любить и получать любовь от родителей противоположного пола (сексуальная природа кризиса по Фрейду), на первый план выходит чувство вины у детей. Тогда поведение ребенка становится агрессивным, он боится постоять за себя. В группе сверстников такие дети, обычно, ведомые и чрезмерно зависят от родителей. Им не хватает целеустремленности или решительности, чтобы ставить перед собой реальные цели и добиваться их.
На этом возрастном этапе происходит половая индефикации, и ребенок осваивает определенную форму поведения, мужскую или женскую.
Младший школьный возраст - предпубертанный, т.е. предшествующий половому созреванию ребенка. В это время развертывается четвертая стадия, связанная с воспитанием у детей трудолюбия, необходимостью овладения новыми знаниями и умениями. Школа становится для них «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями и разочарованиями.
Этот период жизни характеризуется возрастающими способностями ребенка к логическому мышлению и самодисциплине, а также способность взаимодействовать со сверстниками в соответствии с правилами.
Постижение основ трудового и социального опыта дает возможность ребенку получить признание окружающих и обрести чувство компетентности, у ребенка развивается чувство трудолюбия, в процессе освоения технологии своей культуры.
Если же достижения не велики, он остро переживает свою неумелость, неспособность, невыгодное положение среди сверстников и чувствует себя обреченным быть посредственностью. Вместо чувства компетентности образуется чувство неполноценности, которое может отбить у ребенка охоту учиться дальше. Так же чувство неполноценности может развиться в том случае, если дети обнаруживают, что их пол, раса, религия или социально - экономическое положение, а вовсе не их уровень знаний и мотивация, определяют их личностную значимость и достоинство.
Период начального школьного обучения - это так же начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определенных профессий. Отметим что, важна не только школьная успеваемость, но поиск индивидуальных и общественных целей, что является основой эффективного участия в социальной, экономической и политической жизни.
Эти условия депривации, неспособность достичь личной идентичности, приводит к кризису идентичности или ролевому смешению. Это проявляется в неспособности выбрать карьеру или продолжить образование. Диффузность идентичности может проявляться во враждебном неприятии социальных ролей, желательных для семьи и ближайшего окружения юноши или девушки (мужской или женской, национальной, профессиональной, классовой и т.д.), в презрении ко всему отечественному и переоценке иностранного, в стремлении «стать ничем», если это единственный оставшийся способ самоутверждения.
Тщательное изучение каждого ребенка, особенностей его развития, индивидуализированная работа с ним по специально подобранным пособиям, с использованием адекватных методов и приемов воздействия способствуют максимальной подготовке детей к последующему школьному обучению и его социальной адаптации.
Обучение, воспитание и перевоспитание эффективны только при сотрудничестве педагогов, родителей и самого ребенка. Педагоги и родители должны быть едины в целевых установках, в требованиях, должны взаимно информировать друг друга о трудностях и особенностях ребенка, опираться на положительные качества его личности, закреплять позитивный малейший успех ребенка.
В настоящее время активно развиваются теория и практика детской дошкольной коррекционной педагогики и специальной психологии. Разрабатываются приемы и методы экспресс-диагностики, направленной на определение актуальных возможностей ребенка, а также и в прогностическом плане - на определение зоны его ближайшего развития.
В.