ОПРОСНИК "АНАЛИЗ СЕМЕЙНОЙ ТРЕВОГИ" (ACT) (Э.Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис)1
Цель методики: отражает общий фон переживаний индивида, связанный с его позицией в семье, с тем как он воспринимает себя в семье.
Теоретические основы методики
Под "семейной тревогой" понимаются состояния тревоги у одного или обоих членов семьи, нередко плохо осознаваемые и плохо локализуемые. Характерным признаком данного типа тревоги является то, что она проявляется в сомнениях, страхах, опасениях, касающихся, прежде всего семьи - здоровья ее членов, их отлучек и поздних возвращений, стычек и конфликтов, возникающих в семье. Тревога эта обычно не распространяется на внесемейные сферы - на производственную деятельность, на родственные, соседские отношения и т.п. В основе "семейной тревоги", как правило, лежит плохо осознаваемая неуверенность индивида в каком-то очень для него важном аспекте семейной жизни. Это может быть неуверенность в чувствах другого супруга, неуверенность в себе. Индивид вытесняет чувство, которое может проявиться в семейных отношениях и которое не вписывается в его представления о себе.
Важными составляющими "семейной тревоги" являются также чувство беспомощности и ощущение неспособности вмешаться в ход событий в семье, направить его в нужное русло. Индивид с семейно-обусловленной тревогой не ощущает себя значимым действующим лицом в семье, независимо от того, какую позицию он в ней занимает и насколько активную роль играет в действительности.
_________________________
1. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб. 1999. С. 38, 555 - 556.
Инструкция: "Уважаемый товарищ! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о Вашем самочувствии дома, в семье. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в "Бланке опросника ACT".
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы в общем согласны с ними, то на бланке обведите кружком номер утверждения. Если Вы в общем не согласны - зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше трех. Помните, Вы характеризуете свое самочувствие в семье.
В опроснике нет "правильных" и "неправильных" утверждений. Отвечайте так, как чувствуете. Этим Вы поможете врачу".
Текст опросника
1. Знаю, что члены моей семьи часто бывают недовольны мною.
2. Чувствую, что, как бы я ни поступил(а), все равно будет не так.
3. Я многого не успеваю сделать.
4. Так получается, что именно я чаще всего оказываюсь виноват(а) во всем, что случается в нашей семье.
5. Часто чувствую себя беспомощным (беспомощной).
6. Дома мне часто приходится нервничать.
7. Когда попадаю домой, чувствую себя неуклюжим (неуклюжей) и неловким (неловкой).
8. Некоторые члены семьи считают меня бестолковым (бестолковой).
9. Когда я дома, все время из-за чего-нибудь переживаю.
10. Часто чувствую на себе критические взгляды членов моей семьи.
11. Иду домой и с тревогой думаю, что еще случилось в мое отсутствие.
12. Дома у меня постоянно ощущение, что надо еще очень много сделать.
13. Нередко чувствую себя лишним (лишней) дома.
14. Дома у меня такое положение, что просто опускаются руки.
15. Дома мне постоянно приходится сдерживаться.
16. Мне кажется, если бы я вдруг исчез (исчезла), то никто бы этого не заметил.
17. Идешь домой, думаешь, что будешь делать одно, но, как правило, приходится делать совсем другое.
18. Как подумаю о своих семейных делах, начинаю волноваться.
19. Некоторым членам моей семьи бывает неудобно из-за меня перед друзьями и знакомыми.
20. Часто бывает: хочу сделать хорошо, но оказывается, вышло плохо.
21. Мне многое у нас не нравится, но я этого стараюсь не показывать.
Бланк опросника2
Фамилия, имя, отчество
______________________
1 4 7 10 13 16 19 В /5
2 5 8 11 14 17 20 Т /5
3 6 9 12 15 18 21 Н /5
----------
С = /14
_______________________
2. Системная семейная психотерапия / Под. ред. Э.Г. Эйдемиллера. СПб. 2002. С. 76.
4. ДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ И ИХ ДИНАМИКИ.
4.1. МЕТОДИКА "ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЛИЗОСТИ В СУПРУЖЕСКОЙ ПАРЕ"
(авторы А. Кроник, Е. Кроник1, модификация
Т.А. Заеко)
Цель методики: изучение динамики психологической близости в супружеской паре.
Описание методики
Методика "Динамика психологической близости в супружеской паре" относится к группе графических проективных методов.
В основу данной методики легли идеи Б.Ф. Поршнева о феноменах Мы и Они, как исходных психологических формах человеческого общения. Два полюса - Мы и Они - существуют в тесном единстве. Мы - максимальная психологическая близость другого, переживаемая субъектом как слияние с другим. Уменьшение Мы понимается как отчуждение, отдаление от другого, возрастание переживания Он (Она, Они). Выраженность этих двух переживаний и является непосредственным индикатором психологической близости партнера.
При проведении исследования обоим супругам предлагается изобразить изменение психологической близости в паре на графике (рисунок №) с момента
______________________
1. А. Кроник, Е. Кроник. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. М. 1989.
знакомства до момента проведения исследования, а также оценить степень психологической близости в перспективе. Обследование проводится индивидуально с каждым членом супружеской пары.
Инструкция: "Вспомните Ваши отношения с супругом(ой) и попытайтесь изобразить линией историю отношений с ним (с ней) со дня Вашего знакомства до сегодняшнего дня, а также попытайтесь оценить Ваши взаимоотношения в перспективе. Для этого на горизонтальной оси отметьте дату Вашего знакомства, дату создания семьи и дату выполнения задания. На вертикальной оси обозначена степень психологической близости в отношениях между Вами:
где 100% - обозначает максимальную психологическую близость, наличие чувства Мы, т.е. Вы испытываете чувство полного единства с мужем (женой), общаетесь с ним (с ней) как с самим собой;
а 0% - обозначает минимальную психологическую близость (психологическую разъединенность), т.е. Вы относитесь к супругу как к постороннему человеку, чувство Мы отсутствует.
В разные годы общения степень психологической близости между Вами (чувство Мы) может меняться. Начертите линию, отражающую данные изменения.
Отношения до сегодняшнего момента изображаются сплошной линией, в перспективе - пунктирной".
Таким образом, каждый из супругов в соответствие со своими переживаниями и представлениями предлагает собственное графическое изображение того, как развивались их взаимоотношения, как менялась психологическая близость между ними на протяжении некоторого времени. По сути дела, каждый из супругов представляет собственный взгляд на историю развития их эмоциональных отношений. Поэтому данная методика может быть с полным правом отнесена и в группу методов по изучению истории семьи.
В рамках семейного консультирования после выполнения задания важно попросить испытуемого прокомментировать представленное им изображение. При наличии резких перепадов в графических изображениях целесообразно выяснить возможные причины данных колебаний.
Описание и интерпретация результатов
При описании и интерпретации результатов необходимо обратить внимание на:
· наличие (отсутствие) стабильной тенденции к сближению или разъединению в отношениях партнеров по браку, что позволяет сделать предположение об общем характере динамики психологической близости между супругами на определенных этапах жизненного пути семьи.
· наличие периодов отношений, для которых характерны максимальный и минимальный уровни психологической близости между супругами.
· наличие резких изломов на графическом изображении динамики психологической близости одного или обоих супругов: спадов и подъемов, обозначающих соответственно уменьшение и увеличение психологической близости с мужем (с женой). Наличие таких изломов свидетельствует о нестабильности в эмоциональных отношениях пары и существовании кризисных периодов в семейной истории.
Как правило, существует связь между перепадами в психологической близости и определенными событиями, которые, возможно, и повлекли за собой резкие изменения психологической близости в паре, либо в отношении к одному из супругов. Взаимосвязь между определенными событиями и колебаниями психологической близости устанавливается в процессе индивидуальной беседы с испытуемым.
· характер того участка графического изображения, который, с точки зрения испытуемого, соответствует будущим отношениям с супругом(ой) (изображение пунктирной линией). По данному участку графика можно судить о предвидимой и/или желаемой степени психологической близости в отношениях с партнером в браке, о потребности в определенной психологической дистанции.
· наличие сходств и различий в линиях отношений, представленных мужем и женой. Это требует сравнения графических изображений супругов. Данное сравнение позволяет сделать вывод о степени совпадения (несовпадения) у супругов выраженности переживаний в диапазоне "Мы - Он (Она, Они)", об основных закономерностях эмоциональных отношений партнеров в браке.
Методика может быть использована в консультативной практике, а также в исследовательских целях для изучения динамики психологической близости между партнерами в значимых отношениях (дружеских, романтических, супружеских). При всей своей простоте она достаточно информативна. Кроме того, методика может явиться катализатором дальнейшего процесса консультирования в результате осознания и экстернализации тех или иных переживаний, связанных с браком в процессе выполнения задания.
4.2. ШКАЛА ЛЮБВИ И СИМПАТИИ
(автор Зик Рубин, модификация Л.Я. Гозмана и Ю.Е. Алешиной)1
Цель методики: выяснить, что преобладает во взаимоотношениях к партнеру: любовь или симпатия.
История создания и описание методики
Изначально шкалы любви и симпатии Рубина
____________________
1. Методические программы и методики исследования брака и семьи. М., 1986.
представляли собой 2 набора высказываний, в каждый из которых входило 13 пунктов, затем - 9пунктов. При составлении этих шкал З. Рубин исходил из определенных теоретических представлений о внутренней структуре измеряемых феноменов. В частности важными для измерения представлялись три компонента любви:
1) привязанность;
2) забота;
3) степень интимности отношений.
Шкала симпатии регистрирует:
1) степень уважения;
2) степень восхищения;
3) степень воспринимаемого сходства объекта оценки с респондентом.
В окончательный вариант методики, адаптированной Л.Я. Гозманом и Ю.Е. Алешиной, включены 14 пунктов (7 - в шкалу любви, 7 - в шкалу симпатии).
Инструкция: "Вашему вниманию представляются следующие утверждения, которые касаются Вас и Вашего(ей) супруга(и). К каждому утверждению необходимо подобрать тот вариант ответа, который по Вашему мнению, наиболее соответствует сложившимся отношениям с ним (ней). Варианты ответа следующие: "да, это так"; "вероятно это так"; "вряд ли это так"; "это совсем не так". Постарайтесь отвечать как можно откровенней. Не задерживайтесь долго над обдумыванием какого-либо утверждения. И помните: нет правильных и неправильных ответов".
Текст методики
1) Я чувствую, что могу доверить ему (ей) абсолютно все.
2) Когда мы вместе, у нас всегда схожее настроение.
3) Я могу сказать, что он (она) принадлежит только мне.
4) Он (она) очень умный человек.
5) Для нее (него) я готов(а) абсолютно на все.
6) В большинстве случаев он (она) нравится людям почти сразу же после знакомства.
7) Когда мне плохо, то хочется поделиться только с ним (ней).
8) Я думаю, что мы с ним (ней) внутренне похожи друг на друга.
9) Я чувствую себя в ответе за то, чтобы ему (ей) было хорошо.
10) Мне хотелось бы быть похожим на него (нее).
11) Мне приятно чувствовать, что он (она) доверяет мне больше других.
12) Он (она) один (одна) из самых обаятельных мужчин (женщин), которых я знаю.
13) Мне было бы очень тяжело, если бы пришлось жить без него (нее).
14) Я уверен(а), что он (она) хорошо ко мне относится.
Обработка результатов
К шкале любви относятся следующие утверждения: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13.
Шкала симпатии представлена утверждениями 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14.
Ответы оцениваются следующим образом:
· ответ "да" оценивается в 4 балла;
· ответ "вероятно, это так" оценивается в 3 балла;
· ответ "вряд ли это так" оценивается в 2 балла;
· ответ "это совсем не так" оценивается в 1 балл.
Результаты теста подсчитываются путем суммирования ответов по каждому утверждению. Результаты по шкале любви и по шкале симпатии подсчитываются отдельно. Они могут варьировать от 7 до 28 баллов. Возможен подсчет суммарного балла по обеим шкалам, характеризующих общий уровень эмоциональных отношений в диаде (от 14 до 56 баллов). Время заполнения методики 5 - 7 минут.
4.3. ОПРОСНИК ПЭА
(ПОНИМАНИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ, АВТОРИТЕТНОСТЬ)
(Автор А.Н. Волкова, модификация В.И. Слепковой)1
Цель опросника: Опросник предназначен для измерения степени понимания, эмоциональной привлекательности и уважения партнеров в браке.
Описание методики
Опросник состоит из 45 утверждений, которые касаются взаимоотношений между партнерами в браке. В текст опросника заложены три шкалы, отображенные в названии методики: понимание, эмоциональное притяжение и авторитетность (уважение). Каждая шкала включает по 15 вопросов - утверждений.
Интерпретация шкал:
1) Понимание (1 - 15 утверждения) - это наличие у субъекта картины личности партнера, субъективное ощущение знания его личных особенностей. Субъект, отмечающий высокое понимание, не затрудняется в интерпретации поведения, мыслей,
________________________
1. Слепкова В.И. Полоролевая дифференциация брачно-семейных ориентаций старшеклассников: Диссертация …канд. психолог. наук. Мн. 1990.
чувств и намерений партнера, и легко может учитывать их при общении с партнером. Непонимание - отсутствие ясной картины личности партнера, затруднения в интерпретации, объяснении его мыслей, чувств, поступков.
2) Эмоциональное притяжение (16 - 30 утверждения) - привлекательность партнера, желание общаться с ним, иметь с ним дело, терапевтическое воздействие контакта на субъекта. Низкие оценки по этой шкале характеризуют сложности в общении у партнеров, чувство усталости друг от друга.
3) Авторитетность (уважение) (31 - 45 утверждения) - показатель того, насколько партнер принимается как личность, насколько субъект разделяет его мировоззрение, интересы, мнения и принимает их как эталон. Неуважение - презрение к партнеру как личности.
Инструкция: "Здесь даны высказывания о Вашем понимании своего супруга (своей супруги). На эти вопросы можно ответить: "да" (согласен, это так), "нет" (не согласен, это не так), или выбрать ответ "и да, и нет" (затрудняюсь сказать точнее). Выбрав ответ "да", отметьте его знаком "+", ответ "нет" - знаком "-", ответ "не знаю" - знаком "+-".
Текст опросника
1. Я легко читаю ее (его) мысли.
2. Я с трудом угадываю ее (его) настроение.
3. Я понимаю ее (его) без слов.
4. Мне трудно предсказать, как она (он) будет вести себя в той или иной ситуации.
5. Я хорошо знаю ее (его) вкусы и привычки.
6. Мне трудно предсказать ее (его) мнение по тому или иному вопросу.
7. Я знаю, чего она (он) хочет, к чему стремится.
8. Мне кажется, я плохо ее (его) понимаю.
9. Она (он) часто удивляет меня поступками, которых я от нее (него) не ожидал(а).
10. Я хорошо знаю ее (его) достоинства и недостатки.
11. Ее (его) внутренние переживания остаются для меня загадкой.
12. Я знаю, на что она (он) способна (способен), а на что - нет.
13. Я знаю, что для нее (него) важно в жизни.
14. Часто выясняется, что я неверно ее (его) понял.
15. Мне трудно сказать, что ее (его) может огорчить или обрадовать.
16. На меня благотворно действует просто ее (его) присутствие.
17. Мне нравится слушать ее (его) голос, смотреть на ее (его) лицо.
18. Меня раздражают ее (его) манеры.
19. У нее (него) неприятное лицо.
20. Мне нравится наблюдать, как она (он) ходит работает, сидит.
21. Мне неприятны ее (его) поцелуи, прикосновения, ласка.
22. Мне нравится ее (его) смех, улыбка.
23. Я тяжело переношу разлуку с ней (ним).
24. Что-то в ее (его) внешности мне явно не нравится.
25. Рядом с ней (ним) я чувствую себя легко и раскованно.
26. В ее (его) присутствии у меня поднимается настроение.
27. Рядом с ней (ним) я легко утомляюсь, раздражаюсь, выхожу из себя.
28. Я готов(а) отложить важные дела, лишь бы побыть с ней (ним) рядом.
29. Часто у меня появляется желание отдохнуть от нее (него).
30. Я чувствую себя лучше, когда она (он) отсутствует.
31. Я нахожу в ней (нем) много личных достоинств, за которые я ее (его) уважаю как человека.
32. Среди моих знакомых и близких она (он) - самый авторитетный для меня человек.
33. Когда мне трудно что-нибудь решить, я чаще всего советуюсь с ней (ним).
34. Она (он) легко может меня переубедить.
35. Я считаю, что у нее (него) хорошо работает голова.
36. Я интересуюсь теми книгами и фильмами, которые произвели на нее (него) впечатление.
37. Она (он) интересный человек, я с ней (ним) не скучаю.
38. Я часто критикую ее (его) действия и высказывания.
39. Часто она (он) высказывает дельные и умные мысли.
40. Ее (его) взгляды на многие вещи неприемлемы для меня.
41. Я дорожу ее (его) мнением обо мне.
42. Я горжусь тем, что она (он) мой друг.
43. Я редко соглашаюсь с ее (его) мнениями и оценками.
44. Иногда мне кажется, что она (он) недалекий человек.
45. В ней (нем) есть такие качества, которые я хотел(а) бы видеть у себя.
Обработка результатов
Подсчет баллов производится отдельно по каждой шкале в соответствии с ключом:
· 2 балла ставится:
- за ответ "да" ("+") в вопросах: 1, 3, 5, 7, 10, 12, 13, 16, 17, 20, 22, 23, 25, 26, 28, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37,39, 41, 42, 45;
- за ответ "нет" ("-") в вопросах: 2, 4, 6, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 19, 21, 24, 27, 29, 30, 38, 40, 43, 44.
· 1 балл присваивается за ответ "не знаю (затрудняюсь сказать точнее)".
· 0 баллов - за ответ, не совпадающий с ключом.
Сумма баллов в пределах одной шкалы является числовой мерой измеряемого параметра. Таким образом, методика позволяет измерить меру понимания, привлекательности и уважения в шкале 0 - 30 баллов, где 0 и 30 соответственно минимальное и максимальное количество баллов по шкале.
4.4. ОПРОСНИК УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ БРАКОМ
(В. В. Столин, Т. Л. Романова, Г. П. Бутенко)1
Назначение методики: экспресс-диагностика степени удовлетворенности - неудовлетворенности браком, а также степени совпадения - рассогласования удовлетворенности у супругов.
_________________________
1. Столин В.В., Романова Т.Л., Бутенко Г.П. Опросник удовлетворенности браком// Вест. Моск. Ун-та. сер.14. Психология. - 1984. - N 2. - с. 54-60.
Теория и описание методики
Разрабатывая опросник, авторы исходили из представления об удовлетворенности браком как о достаточно стойком эмоциональном явлении - чувстве, обобщенной эмоции, генерализованном переживании, нежели следствие рациональной оценки успешности брака по тем или иным параметрам, которое может проявляться как непосредственно в эмоциях, возникающих в различных ситуациях, так и в разнообразных мнениях, оценках сравнениях.
Текст методики состоит из 24 утверждений (первоначальный вариант состоял из 29 утверждений), содержание которых сводится к шести следующим типам:
1) сравнение своего брака с другими браками;
2) предположение об оценке собственного брака со стороны;
3) констатация тех или иных чувств в адрес супруга в настоящем или прошлом;
4) собственная оценка супруга по ряду параметров;
5) установка на изменение характера супруга;
6) мнение, позитивное или негативное, относительно брака вообще.
Каждому утверждению соответствуют три варианта ответа: "верно", "трудно сказать", "неверно" (или их семантические аналоги). Утверждения содержат как положительные, так и отрицательные характеристики брака и сформулированы как в позитивной, так и в негативной форме.
Заполнение опросника занимает не более 10 минут. Вопросы не касаются излишне интимных фактов и подробностей.
Инструкция: "Внимательно читайте каждое утверждение и выбирайте один из трех предлагаемых вариантов ответов. Старайтесь избегать промежуточных ответов типа "трудно сказать", "затрудняюсь ответить" и т.д. Выполняйте работу по возможности быстро".
Текст опросника
1. Когда люди живут так близко, как это происходит в семейной жизни, они неизбежно теряют взаимопонимание и остроту восприятия другого человека:
а) верно
б) не уверен
в) неверно
2. Ваши супружеские отношения приносят Вам:
а) скорее беспокойство и страдание
б) затрудняюсь ответить
в) скорее радость и удовлетворение
3. Родственники и друзья оценивают Ваш брак:
а) как удавшийся
б) нечто среднее
в) как неудавшийся
4. Если бы Вы могли, то:
а) Вы бы многое изменили в характере Вашего супруга (Вашей супруги)
б) трудно сказать
в) Вы бы не стали ничего менять
5. Одна из проблем современного брака в том, что все приедается, в том числе и сексуальные отношения:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
6. Когда Вы сравниваете Вашу семейную жизнь с семейной жизнью Ваших друзей и знакомых, Вам кажется:
а) что Вы несчастнее других
б) трудно сказать
в) Вы счастливее других
7. Жизнь без семьи, без близкого человека - слишком дорогая цена за полную самостоятельность:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
8. Вы считаете, что без Вас жизнь вашего супруга (Вашей супруги) была бы неполноценной:
а) да, считаю
б) трудно сказать
в) нет, не считаю
9. Большинство людей в какой-то мере обманывается в своих ожиданиях относительно брака:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
10. Только множество различных обстоятельств мешает подумать Вам о разводе:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
11. Если бы вернулось время, когда Вы вступали в брак, то Вашим мужем (женой) мог бы стать:
а) кто угодно, но только не теперешний супруг(а)
б) трудно сказать
в) возможно, что именно теперешний супруг(а)
12. Вы гордитесь что такой человек, как Ваш супруг(а), - рядом с Вами:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
13. К сожалению, недостатки Вашего супруга(и) часто перевешивают его достоинства:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
14. Основные помехи для счастливой супружеской жизни кроются:
а) скорее в характере Вашего супруга
б) трудно сказать
в) скорее в Вас самих
15. Чувства, с которыми Вы вступали в брак:
а) усилились
б) трудно сказать
в) ослабли
16. Брак притупляет творческие возможности человека:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
17. Можно сказать, что Ваш супруг(а) обладает такими достоинствами, которые компенсируют его недостатки:
а) согласен
б) нечто среднее
в) нет, не согласен
18. К сожалению, в Вашем браке не все обстоит благополучно с эмоциональной поддержкой друг друга:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
19. Вам кажется, что Ваш супруг(а) часто делает глупости, говорит невпопад, неуместно шутит:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
20. Жизнь в семье, как Вам кажется, не зависит от Вашей воли:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
21. Ваши семейные отношения не внесли в жизнь того порядка и организованности, которых Вы ожидали:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
22. Не правы те, кто считает, что именно в семье человек меньше всего может рассчитывать на уважение:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
23. Как правило, общество Вашего супруга(и) доставляет Вам удовольствие:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
24. По правде сказать, в Вашей супружеской жизни нет и не было ни одного светлого момента:
а) верно
б) трудно сказать
в) неверно
Примечание: В варианте опросника для супругов, подавших заявление о разводе, утверждения № 3, 10, 12, 18, 23 формулируются в прошедшем времени.
"Ключ": 1в, 2в, 3а, 4в, 5в, 6в, 7а, 8а, 9в, 10в, 11в, 12а, 13в, 14в, 15а, 16в, 17а, 18в, 19в, 20в, 21в, 22а, 23а, 24в.
Обработка результатов
Если выбранный испытуемым вариант ответа (а, или в) совпадает с приведенным в ключе, то начисляется 2 балла; если ответ промежуточный (б) - 1 балл; за ответ, не совпадающий с "ключом", - 0 баллов. Далее подсчитывается суммарный балл по всем ответам. Возможный диапазон тестового балла - от 0 до 48 баллов. Высокий балл говорит об удовлетворенности браком.
Вся ось суммарных баллов теста разбивается на 7 категорий, образуя следующую шкалу оценок взаимоотношений:2
0-16 баллов - абсолютно неблагополучные,
17-22 баллов - неблагополучные,
23-26 баллов - скорее неблагополучные,
27-28 баллов - переходные,
29-32 баллов - скорее благополучные,
33-38 баллов - благополучные,
39-48 баллов - абсолютно благополучные отношения.
Опросник удовлетворенности браком (ОУБ), отвечает психометрическим критериям валидности и надежности.
Предлагаемый опросник может быть использован везде, где необходима экспресс-диагностика удовлетворенности браком: при проведении научного исследования в области психологии семьи, при психопрофилактических обследованиях, при работе с
разводящимися в загсах и народных судах, а также в сфере семейного консультирования.
____________________
2. Сізанаў А.М. Этыка і псіхалогія сямейнага жыцця: Практыкум. - Мн.: Універсітэцкае, 1994. - с. 64-66, 86.