Тема 1. Становление и развитие системы знаний об управлении персоналом.

1.Определите, кто из названных исследователей разрабатывал идеи:

а) Т.Тейлор 1. Школа человеческих отношений.

б) А.Файоль 2. школа административного управления

в) Э.Мэйо 3. школа научного управления

г) М.Паркер Фоллетт

д) Г.Форд

е) М.Вебер

2.Первым этапом в развитии теории управления персоналом является:

а) классическая школа управления

б) школа человеческих отношений

в) поведенческая школа

г) школа научного управления

3.Какие из названных ниже принципов были сформулированы А.Файолем:

а) принцип количественного анализа

б) принцип системности

в) принцип подчинения личных интересов общим

г) принцип соответствия

д) принцип единоначалия

4.Укажите, как современные теории воспринимают затраты на персонал организации:

а) издержки организации

б) инвестиции

в) накладные расходы

5. Персонал современной организации является:

а) источником вынужденных издержек

б) фактором производства

в) источником дохода

6. Концепция организационной культуры рассматривает организацию как:

а) объединение людей, имеющих примерно одинаковый уровень профессионального развития;

б) коллектив людей, сплоченных единством цели

в) целостный организм, имеющий характеристики, отличные от характеристик составляющих его частей.

7. Подход, рассматривающий работника как ключевой элемент стратегического развития характерен для концепции:

а) управления персоналом

б) управления трудовыми ресурсами

в) управления человеческими ресурсами

8.Повышенное внимание к человеческому фактору характерно для

а) российской организации

б) западноевропейской

в) японской

г) американской

9. Для современных организаций характерно признание ключевой роли знания в развитии организации, что является сущностью концепции

а) управления человеческими ресурсами

б) интеллектуального капитала

в) обучающейся организации

г) корпоративного обучения

10.В какой концепции руководитель является важнейшим элементом системы управления персоналом:

а) управления персоналом

б) интеллектуального капитала

в) управления человеческими ресурсами

г) организационной культуры

11.Высокая территориальная мобильность сотрудников характерна для

а) Китая

б) Японии

в) США

г) России

д) стран ЕС

12.Cогласно концепции Ф.Тейлора работник – это

а) включенный стратегический ресурс организации

б) носитель трудовой функции

в) субъект трудовых отношений

13.Демократизация управления является важнейшим принципом концепции:

а) управления персоналом

б) управления человеческими ресурсами

в) управления трудовыми ресурсами

14.Исходя из современных концепций, в качестве основного элемента управления конкурентное преимущество организации обеспечивает:

а) финансы

б) технология

в) знания

г) менеджмент

д) культура

15. Представление о том, что организационная реальность социально конструируется заложено в:

а) концепции управления персоналом

б) концепции интеллектуального капитала

в) концепции обучающейся организации

г) концепции организационной культуры

Тема 2. Система управления персоналом: элементы, функции, принципы, методы. Управление персоналом как профессиональная деятельность.

1. В рамках какой концепции сформировалось представление об управлении персоналом как системе:

а) интеллектуального капитала

б) организационной культуры

в) управления человеческими ресурсами

г) управления трудовыми ресурсами

2.В качестве объекта системы управления персоналом выступают:

а) кадровая служба

б) руководители

в) сотрудники

г) структурные подразделения

д) процесс управления кадрами

3.Какую основную роль играет руководитель службы персонала в современной организации:

а) технолог

б) стратег

в) конфликтолог

г) коммуникатор

4.Какие из названных ниже подсистем являются подсистемами системы управления персоналом:

а) система формирования персонала

б) система ценностей персонала

в) система должностей персонала

г) система развития персонала

д) система коммуникаций персонала

е) система использования персонала

5.Персонал – это:

а) штатный состав работников организации

б) весь личный состав работников организации

в) руководящий состав работников организации

6.Управление персоналом – это:

а) процесс, посредством которого разрозненные человеческие ресурсы объединяются в единую систему для достижения поставленной цели

б) управление процессами, происходящими в организмах

в) управление деятельностью

7.Внешними факторами, влияющими на управление персоналом организации, являются:

а) ситуация на рынке труда

б) экономические условия

в) корпоративная культура

г) деятельность служб занятости

д) цели организации

8.Внутренними факторами, влияющими на управление персоналом организации, являются

а) задачи кадровой службы

б) стиль руководства

в) законодательство

г) корпоративная культура

д) цели организации

9.Разработка функций управления персоналом определяется:

а) системой ценностей организации

б) системой принципов управления

в) системой методов управления

г) системой целей организации

10.Удовлетворение трудом является целью:

а) профессионального развития

б) формирования трудовых отношений

в) управления персоналом

г) управления организацией

д) управления производственным процессом

11.Структура кадровой службы зависит:

а) от размера организации

б) от стиля руководства

в) от финансовых возможностей

г) от квалификации менеджера по персоналу

д) от кадровой политики организации

12. Определите последовательность расстановки разделов в должностной инструкции:

а) функции

б) общие положения
в) цели

г) права

д) должностные взаимосвязи

е) дополнения и изменения

ж) ответственность

13.Структура каких документов законодательно закреплена:

а) трудового распорядка

б) должностной инструкции

в) должностного регламента

г) трудового договора

д) коллективного договора

14.Среди ниже названных функций выявите те, которые относятся к управлению персоналом:

а) определение цели развития организации

б) планирование деятельности

в) маркетинг персонала

г) формирование структуры организации

д) разработка системы заработной платы

е) формирование коллектива

15. Учет взаимосвязей между отдельными аспектами управления персоналом реализуется:

а) организационным подходом

б) комплексным подходом

в) системным подходом

г) экономическим подходом

Тема 3. Кадровая политика как стратегия и основа управления персоналом. Планирование в управлении персоналом. Анализ и проектирование рабочего места.

1.Система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией фирмы, называется:

а) стратегией развития персонала

б) стратегическим планированием

в) кадровой политикой

г) кадровой работой

2.Кадровая политика обусловлена:

а) миссией организации

б) целями развития организации

в) финансовыми ресурсами организации

г) уровнем профессионализма сотрудников

3.Цели кадровой политики направлены на :

а) привлечение молодых квалифицированных специалистов

б) реализацию кадровой стратегии

в) повышение уровня конкурентоспособности организации

г) создание целостной организации

4.Ориентация организации на собственный персонал выступает как:

а) пассивная кадровая политика

б) открытая кадровая политика

в) рациональная кадровая политика

г) реактивная кадровая политика

д) закрытая кадровая политика

5.Стратегия выживания связана с технологией

а) переобучения персонала

б) повышением профессионализма персонала

в) высвобождением персонала

г) разработки социальной политики организации

6.Стратегия управления персоналом, реализуемая в том, что служащие должны быть организационно закреплены, обладать гибкостью в изменяющихся условиях, быть проблемно ориентированными и работать в тесном сотрудничестве с другими, соответствует следующему типу стратегии:

а) ликвидационная стратегия

б) стратегия прибыльности

в) стратегия динамического роста

г) стратегия круговорота

7.Стратегическое управление персоналом отличает:

а) современная организация труда

б) динамический подход к персоналу

в) гибкая структура организации

г) наличие социальной политики организации

8.Перенос кадровых стратегий на конкретные проблемы управления персоналом – это

а) стратегический уровень планирования

б) тактический уровень планирования

в) оперативный уровень планирования

9.Должностная инструкция как разновидность плана представляет собой:

а) стратегический уровень планирования

б) тактический уровень

в) оперативный уровень

10.Покажите, какую сторону персонала отражает:

а) штатное расписание 1. количественную

б) номенклатура должностей 2. качественную

11.Ответ на вопрос, каким образом может быть покрыта потребность в персонале, представляет собой:

а) процесс поиска источников получения персонала

б) процесс планирования привлечения персонала

в) процесс расстановки кадров в организации

12.Инструмент, позволяющий оценивать не только эффективность внедрения выбранной стратегии, но и ее адекватность текущей ситуации – это:

а) показатели плана

б) контроль

в) идентификация

13.Исследовательский процесс, определяющий наиболее существенные составные части работы называется:

а) описание работы

б) спецификация работы

в) анализ работы

14.Документ, в котором определяется содержание работы, требования к ней и ее окружение или контекст называется

а) анализ работы

б) описание работы

в) технологическая карта

15.Установленная в определенном порядке первичная структурная единица штатного расписания организации, определяющая содержание и объем служебных обязанностей и ответственности, а также размер денежного содержания называется:

а) рабочее место

б) должность

в) уровень квалификации

Тема 4. Маркетинг персонала. Набор и отбор персонала. Трудовая адаптация персонала.

1. Источником внутреннего набора является:

а) размещение объявлений на досках объявлений, в транспорте

б) обращение к коллегам с просьбой порекомендовать своих друзей,

родственников и знакомых

в) рекрутинговые агентства

г) обучение и перемещение сотрудников организации

2. Резюме – это:

а) документ

б) письмо

в) краткая информация

г) квалификационная информация

д) требования к личности

3. Выявление характеристик претендентов на вакантные места в соответствии с требованиями - это

а) аттестация

б) отбор

в) набор

г) планирование персонала

4.Способность кандидата выполнять работу, на которую он будет нанят (например, работать на швейной машинке) оценивает:

а) психологический тест

б) проверка знаний

в) пробы на выполнение отдельных видов работы

5.Какие методы привлечения кандидатов могут быть рекомендованы компании, занятой поиском финансового директора:

а) поиск внутри организации

б) подбор с помощью сотрудников организации

в) самопроявившиеся кандидаты

г) объявления в средствах массовой информации

д) государственные агентства занятости

е) частные агентства по подбору персонала

6.Какие методы привлечения кандидатов могут быть рекомендованы институту, ищущему замену заведующему кафедрой бухгалтерского учета:

а) поиск внутри организации

б) подбор с помощью сотрудников организации

в) самопроявившиеся кандидаты

г) объявления в средствах массовой информации

д) государственные агентства занятости

е) частные агентства по подбору персонала

7.Оптимизация материальных и нематериальных стимулов важна для:

а) внутреннего маркетинга персонала

б) внешнего рынка труда

в) стратегического уровня маркетинга персонала

г) внешнего маркетинга персонала

8.Процесс, состоящий из сегментирования целевых групп персонала, исследования внутренних связей организации, осуществления рекламы и связи с общественностью реализует в маркетинге персонала функцию:

а) информационную

б) коммуникационную

в) аналитическую

9.Число необходимых претендентов на определенное количество вакансий можно определить с помощью

а) метода экстрополяции

б) метода аналогий

в) метода пирамиды продуктивности вербовки

г) метода просеивания

10.Формирование списка претендентов на вакантные должности называется

а) подбор

б) отбор

в) вербовка

г) резерв

11.Формирование у человека интереса к определенному виду трудовой деятельности называется

а) мотивацией

б) профессиональной ориентацией

в) трудовой адаптацией

г) профессиональной социализацией

12.Овладение новым сотрудником системой профессиональных знаний и навыков и эффективное их применение в соответствии с конкретными условиями на практике – цель

а) профессиональной ориентации

б) профессиональной социализации

в) профессиональной адаптации

г) профессионального развития

1. Профессиональная пригодность плюс надежность означает:

а) профессионализм

б) адаптация

в) профессиональная компетентность

г) лояльность

14. Психологическое состояние, которое определяет ожидания, установки работников, особенности их рабочего поведения и то, как они воспринимают организацию, называется

а) приверженность

б) лояльность

в) вовлеченность

г) идентификация

15.Взаимная ответственность и доверие составляют основу

а) лояльности

б) приверженности

в) профессионализма

г) идентификации

д) профессиональной компетентности

Тема 5. Оценка и аттестация персонала. Высвобождение персонала.

1. Для выявления структуры отношений в малой группе Я.Морено разработал метод

а) наблюдения

б) опроса

в) социометрии

2. Вид деятельности, предусматривающий комплекс мероприятий по соблюдению правовых норм и организационно-психологической поддержке со стороны администрации при увольнении работника называется

а) аттестация

б) высвобождение

в) социальная политика

3.Что такое центр оценки потенциала персонала:

а) место, где проводится оценка потенциала сотрудников

б) набор методик оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей

в) набор методик оценки потенциала сотрудников

4.Под традиционной системой аттестации работника понимается:

а) процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый непосредственным руководителем

б) процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый специально формируемой комиссией

в) процесс оценки эффективности выполнения сотрудником своих должностных обязанностей, осуществляемый его коллегами

5. Аттестация - это

а) форма контроля

б) комплексная оценка

в) анализ работы

г) самооценка

д) инструмент карьеры

6. Оценка персонала - это

а) способность отвечать за выполненную работу

б) процесс сопоставления индивидуальных свойств и качеств

работника с определенными требованиями

в) обобщенные, наиболее устойчивые характеристики персонала

7.Высвобождение персонала – это

а) сокращение избытка персонала в количественном, качественном, временном или территориальном отношении

б) окончание трудовой деятельности вследствие достижения пенсионного возраста

в) завершение выполнения работником определенного вида трудовой деятельности

8.Без _____________ решение по оценке индивидуальной деятельности сотрудника может быть только мнением, при этом безосновательным, не подкрепленным аргументированным анализом:

а) аттестации и рационализации рабочего места

б) аттестации работы

в) карьерограммы

9.Правовым основанием увольнения сотрудника по инициативе администрации является

а) административное взыскание

б) аттестация сотрудника

в) акт о нарушениях

10.Уровень социальной напряженности в коллективе, особенности коммуникативных процессов, корпоративной культуры и т.п. определяется посредством

а) оценки поведения сотрудников

б) оценки компетентности сотрудников

в) мониторинга социально-психологической ситуации внутри

организации

г) аттестации персонала

д) интегрированной оценки

11.Выделите, какие из методов оценки персонала относятся к методам оценки потенциала

а) деловые игры

б) ранжирование

в) шкалирование биполярных профилей

г) собеседование

д) биографические анкеты

12.Соответствие сотрудника занимаемой должности определяют в ходе

а) оценки труда

б) использования метода ассесмент-центра

в) аттестации

г) оценочной беседы

13.Определите, какие методы относятся к количественным методам оценки

а) метод суммируемых оценок

б) метод парных сравнений

в) оценка по инцидентам

г) коэффициентная оценка

14.Кто впервые стал использовать термин «компетентность»

а) Ч.Вудруф

б) Р. Бояйцис

в) Б.Спенсер

15. При проведении аттестации какой документ является необходимым

а) квалификационная характеристика

б) должностная инструкция

в) профиль должности

Тема 6. Профессиональное развитие персонала. Обучение персонала. Планирование и управление карьерой.

1.Если человек за 40 лет проходит 12 иерархических этажей, то такая карьера называется

а) центростремительной

б) скоростной

в) нормальной

г) тупиковой

2.Кандидаты на замещение определенных ключевых должностей, готовые приступить к работе немедленно или в ближайшее будущее составляют

а) оперативный резерв

б) стратегический резерв

в) список кандидатов на выдвижение

3. Совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества представляет собой

а) профессиональный рост персонала

б) карьеру персонала

в) развитие персонала

г) адаптацию персонала

4. Какая теория составляет основу развития персонала

а) организационной культуры

б) теория Маслоу

в) открытых систем

г) интеллектуального капитала

5. Какие возможны программы поддержки развития сотрудника, если он чувствует тягу к обретению самостоятельности и возможности самовыражения

а) горизонтальное перемещение

б) понижение в должности

в) досрочное увольнение или добровольный выход в отставку

г) обучение

д) аттестация работника

е) вознаграждение сотрудника

6.Субъектами деловой карьеры сотрудника выступают

а) кадровая служба организации

б) руководитель

в) сам работник

7. Вид карьеры, который совмещает в себе элементы горизонтальной и вертикальной карьеры называется

а) внутриорганизационной

б) должностной

в) прерывной

г) ступенчатой

8. Развитие персонала направлено на

а) рост производительности труда

б) достижение целей организации

в) повышение качества рабочей силы

г) удовлетворение потребностей сотрудников

9. Определите, какая характеристика относится к обучающейся организации

а) непрерывное образование

б) формирование социального капитала организации

в) использование внутренних ресурсов для обучения

сотрудников

10. Развитие персонала включает

а) делегирование полномочий

б) работу с кадровым резервом

в) разработку нормативной документации

г) маркетинг персонала

11. Какие условия для осуществления карьеры являются современными

а) регулярное продвижение

б) непредсказуемость трудовых перемещений

в) развитие – дело самих сотрудников

г) одна профессия на всю жизнь

д) необеспеченность занятостью

12. Профессиональная узость знаний преодолевается

а) путем стажировки

б) обучения в резерве

в) ротации

г) информирования

13. Стадия продвижения работника обычно длится

а) от 25 до 30 лет

б) от 30 до 45 лет

в) от 45 до 60 лет

14. Формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист, какими знаниями и навыками он должен обладать называется

а) профессиограмма

б) карьерограмма

в) социограмма

г) социометрия

15. Какая модель карьеры наиболее распространена в Японии

а) перепутье

б) лестница

в) змея

г) трамплин

Наши рекомендации