Ролевой репертуар социального работника
Профессиональная роль социального работника обусловлена местом индивида в системе объективных социальных отношений и осуществляемыми им функциями.
Уровни профессиональной деятельности социального работника (И.А. Зимняя) включают: практическую социальную работу с клиентом; организацию и координацию этой работы; управление социальной работой на уровне социальных служб; обучение социальной работе; исследование в социальной работе.
Выделяют группы профессиональных ролей социального работника: практический социальный работник, организатор, управленец, преподаватель, исследователь.
Каждая профессиональная роль имеет свои специфические особенности и включает определенные функции. Например, функция посредника, социальный работник выступает посредником между клиентом и социумом.
Осуществление функций социального работника предполагает определенные условия:
1) понимание социальным работником проблем клиента;
2) способность социального работника адекватно воспринимать жизненные проблемы клиента;
3) знание социальных ресурсов, которыми располагают учреждения и организации;
4) знание возможностей смежных профессий, для привлечения их представителей;
5) взаимопонимание различных специалистов при посредничестве социального работника;
6) передача клиентом своих полномочий социальному работнику;
7) доверие сторон посреднику.
Профессиональные роли социального работника могут быть дифференцированы. Так профессор И.А. Зимняя определяет 13 профессиональных ролей.
1. «Определитель клиента» – находит клиента, устанавливает факторы, побудившие проблемы.
2. Брокер – социальный работник направляет нуждающихся людей в соответствующие службы.
3. Посредник (буфер) – социальный работник между людьми с целью помочь преодолеть разногласия.
4. Адвокат (защитник) – социальный работник борется за права и достоинства людей, нуждающихся в помощи.
5. Оцениватель – социальный работник собирает информацию, оценивает проблемы людей.
6. Мобилизатор – социальный работник собирает, активизирует, организует действия для решения проблем.
7. Учитель – социальный работник передает информацию, знания.
8. Корректор поведения – социальный работник вносит изменения в поведенческие стереотипы.
9. Консультант – помогает решить клиенту проблемы.
10. Проектант сообществ – социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.
11. Менеджер информации – социальный работник собирает информацию об окружающей среде.
12. Администратор – социальный работник, управляющий социальной службой.
13. Практик – конкретная помощь социального работника на местах.
Знание и использование функций способствует повышению эффективной деятельности социального работника.
Коммуникативная профессиограмма
Социального работника
Процесс человеческого общения реализуется в различных формах: это межличностное общение, социальный диалог, деловое и профессиональное общение и др.
Общение – это взаимодействие, или коммуникация, взаимоотношение, сторонами которого являются люди.
Профессор В.И. Курбатов включает в процесс общения следующие условия:
1) формирование и развитие личности (социализацию индивида);
2) развитие общества и общественных отношений;
3) обмен результатами деятельности;
4) создание и развитие общественных механизмов взаимодействия людей;
5) социально-психологическую адаптацию людей;
6) обмен эмоциями;
7) обучение, передачу умений и навыков;
8) обмен информацией;
9) обмен деятельностью;
10) формирование отношения к себе, к другим, к обществу в целом.
Общение выражается во взаимоотношениях типа:
1. «Я – Я» (индивидуально-личностный тип общения).
2. «Я – Мы» (индивидуально-коллективный тип).
3. «Мы – Мы» (коллективно-общественный тип).
Каждый тип общения имеет свои черты, цели, задачи.
Социальный работник использует индивидуально-личностный тип общения, умение выслушать, понять, объяснить, доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
Коммуникативная программа социального работника – это умение социального работника владеть коммуникативной техникой. Для этого социальный работник должен:
1) знать речевой этикет и уметь его использовать;
2) уметь формировать цели и задачи делового общения;
3) организовать общение и управлять им;
4) анализировать предмет общения, т.е. разобрать жалобу, заявление и конкретно ответить;
5) владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией;
6) уметь вести беседу, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, прения, диспут, деловое совещание, деловые переговоры;
7) уметь доказывать, обосновывать, аргументировать, убеждать, делать оценки и предложения;
8) владеть техникой речи, риторическими приемами, правильно строить речь;
9) с помощью слова проводить психотерапию, корректировать поведение клиента;
Задача социального работника помочь клиенту найти свое место в жизни.