Твердые и мягкие согласные Первый уровень
1. Послушай пары слов. Чем они различаются по звучанию и значению?
Ел - ель; угол - уголь; жар - жарь; нос - нёс; был - бил; рад - ряд.
Назови в словах сначала все твёрдые звуки, затем — все мягкие.
2. Предъявляются предметные картинки: мел, лимон, топор, лебедь, забор, галстук. сапоги, орехи, пеньки.
Распредели рисунки на 3 группы: в названии которых имеются только твёрдые согласные; только мягкие согласные; твёрдые и мягкие согласные.
Докажи правильность своего выбора.
3. Послушай слова:
дар, вес, нов,ел, пар, пыл,ест, брат, лез, кров,прав, мороз.
а) Объясни значение слов: нов, пыл, кров.
Послушай ещё раз слова и назови те, которые содержат только твёрдые гласные. Произнеси данные слова так, чтобы последний согласный звучал мягко. Изменяется ли при этом значение слов?
Чётко произноси за мной слова парами.
Вспомни и составь самостоятельно пары слов, в которых последний согласный звучит то твёрдо, то мягко. Чётко их произнеси.
б) Произноси слова за мной:
раб, мал, суда, вол, выл, был, пыл, нос, вазы, живот.
Скажи, как произносятся все согласные в данных словах? Произнеси данные слова так, чтобы первый согласный звучал мягко. Все ли слова можно так произнести? Изменилось ли значение слов?
4. Найди ошибки и исправь их. Объясни свои исправления.
Лампа — 3 согл., 2 гласи.; л, м— твёрд., п — мягк.;
пион — 2 согл., 2 гласи.; п, н — твёрд.;
лента — 3 согл., 2 гласи.; л — мягк., н, т — твёрд.;
липа — 2 согл., 2 гласи.; л — твёрд., п — мягк.;
лимон — 3 согл., 2 гласи., л — твёрд., м— мягк, н — твёрд.;
банка — 3 согл., 2 гласи.; б, н, к— твёрд.
О б р а з е ц: дом домик домики. |
5.Измени слова по образцу.
лом — ... лоб — ... мост—... лист — ...
сад — ... кот — ... слон — ...
нос — ... куст — ... стол — ...
Чётко прочитай. Что ты прочитал?
Сколько слогов в данных словах? Как можно назвать эти слова? В трёхсложных словах выдели ударный слог. Назови 5 слов, содержащих: только твёрдые согласные; 1 твёрдый и 1 мягкий согласный; 1 твёрдый и 2 мягких согласных. Докажи свою правоту.
6. Восстанови слова по данным гласным:
- и - а -о-о-о - и - о -
- у - ы -о-о-и - а - а -
- о - а -у-и-а - о - ё -
Сколько слогов будет в каждом слове? Почему? Выдели в словах ударный слог.
Проанализируй подобранные слова по звуковому составу. Каких слов больше: содержащих только твёрдые согласные или содержащих твёрдые и мягкие согласные?
Можно ли по гласным сразу определить, сколько твёрдых и мягких согласных в слове?
Второй уровень
1. Послушай пары слов. В каждой паре назови слово, содержащее только твёрдые согласные.
Полка — полька; банка — банька; галка — галька.
Чем отличается второе слово каждой пары от первого? Меняется ли значение слов? Как изменилось значение слов во 2, 3-й паре?
(Коллективная работа по анализу каждой пары слов.)
2. Чётко прочитай и запиши в 1-й столбик слова только с твёрдыми согласными, во 2-й — только с мягкими:
лист, рука, костюм, носик, кора, пеньки, день, |
бегемот, голова, вазы, лень, штык, лиса, листики, |
полотно, старушка, деревня, сорока, чтение, локоток, |
шесть, нитки, цирк, самолёт, песня, санки, дятел. |
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
Прочитай слова, которые ты не выписал. Объясни, почему.
3. Послушай внимательно слова:
день, огонь, пень, уголь, зверь, окунь, конь, куль, стебель.
Чётко произнеси слова, содержащие: один мягкий согласный; два; три.
Измени слова так, чтобы они стали обозначать маленькие предметы во множественном числе. Какой слог во всех вновь образованных словах ударный? Запиши слова во множественном числе, выдели ударный слог. Подчеркни твёрдые согласные синимцветом, мягкие — зелёным.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
4. В течение 5 минут подбери к данной схеме 7 слов так, чтобы первый согласный был твёрдым, а последний — мягким.
(Коллективная проверка с обсуждением правильности выполнения задания.)
5. Подумай, правильно ли подобраны слова к схемам:
Син. | Красн. | Син. | Красн. | лиса роза пели | Син. | Красн. | Син. | Красн. | Зел. | барак |
Син. | Краен. | Зел. | Краен. | Краен. | Син. | Зел. | Краен. | Зел. | орден | |
Зел. | Краен. | Син. | Краен. | Зел. | Краен. | Син. | Краен. | Син. | берег |
Объясни, какие схемы неправильные и почему.
6. Добавь гласные так, чтобы получились: 3 трёхсложных слова только с твердыми согласными; 3-е мягкими; 2 с мягкими и твёрдыми согласными.
К Л б К | л ф в т | к рт н |
л п т | К Л С К | п р н к |
к н г р | б г м т | 3 Л Т |
л бд | П Н Ч К | р б т ш к |
Выдели ударный слог.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
Что ты можешь сказать о звуковом составе остальных слов?
Третий уровень
1. Назови предметы, изображённые на рисунках.
Логопед предъявляет предметные картинки в определённом порядке:
мост, игла, рыба;
туфли, аист, кот, сова, индюк;
заяц, осы, насос, телефон;
пила, арбуз, репа, утка, санки.
Назови во всех словах твёрдые и мягкие согласные.
Составь из первых букв каждого слова каждого ряда новые слова и запиши их.
Чётко прочитай записанные слова, содержащие только твёрдые согласные: затем - слова, в которых есть и твёрдые, и мягкие согласные.
Чётко выделяй голосом ударный слог. Объясни свой выбор.
2. Запиши (на слух) в 3 столбика слова: 1-й — только с твёрдыми согласными: 2-й — только с мягкими согласными; 3-й — с твёрдыми и мягкими согласными:
Ворона, учитель, звонок, бочка, сидеть, вопрос, правило, задача, трактор, малина, перелить, улица, молоток, теребить, перепилить.
Назови слова, содержащие 4 твёрдых согласных; 4 и 5 мягких согласных. Объясни свой выбор.
3. Выпиши из орфографического словаря в течение 5—7 минут по 5 слов, содержащих: только твёрдые согласные; только мягкие согласные; твёрдые и мягкие согласные.
Докажи правильность выполнения задания. (Взаимопроверка.)
4. Подбери к схеме слова в таком порядке: 1-й и 4-й звуки — согласные твёрдые, 3-й — мягкий; 1 и 3-й — согласные мягкие, 4-й — твёрдый; 1-й — согласный твёрдый, 3 и 4-й — согласные мягкие; все согласные мягкие.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности подбора слов.)
5. Скажи, правильно ли составлены схемы к данным словам:
опушка —
берёза —
поляна —
бережок —
валенки —
клубника —
Найди ошибки и поясни, в чём они заключаются.
6. Подумай, какую из цифр: 1, 2 или 3 — можно добавить, чтобы получилось слово. Впиши цифру буквами.