Общее представление о воспитании
Изменения в политике, экономике и социокультурной сфере в 90-х гг. XX в. Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, отразились на ценностных ориентациях, нормах и правилах поведения людей, осложнили процесс воспитания подрастающего поколения.
В связи с новыми социокультурными реалиями возникла необходимость определения новых теоретико-методологических и практических подходов к современному воспитанию, которые нашли свое отражение в «Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь». Эта концепция предлагает новые методологические и теоретические основы воспитания, определяет его стратегию, закономерности, цель, принципы и задачи, основное содержание воспитательной работы, раскрывает особенности и типы воспитательных технологий. В ней раскрываются структурные элементы понятия «воспитание» – ценности воспитания, воспитательная среда и воспитательный процесс.
Ценности воспитания – это значимые для человека природные, материальные и нравственно-духовные объекты или явления, выступающие социокультурными образцами жизни, на которые сориентированы теории, технологии и способы социально-педагогической деятельности.
Воспитательная среда – это такая организация социальной среды, когда все многообразие человеческих взаимоотношений и материальных объектов в осознанной или неосознанной форме несет в себе воспитательные функции. В качестве необходимого фона воспитательной среды выделяется психолого-педагогическая атмосфера – совокупность эмоциональных взаимосвязей воспитателя и воспитанника, возникающих на основе доверия, уважения, сотрудничества и милосердия.
Воспитательный процесс – целесообразно организованный процесс взаимодействия, направленный на удовлетворение потребностей его участников. Базисом является деятельность воспитуемого по приобретению системы личностно и общественно значимых ценностей, а желаемым для общества результатом – формирование жизненных навыков, положительного отношения к созидательной деятельности, природе, обществу, к другим людям и к самому себе.
Воспитание как организация процесса развития и саморазвития личности во многом определяется воспитательной средой, включающей в себя природные, социальные и культурные факторы. Оно тесно связано с повседневной жизнью, в которой существует индивид, с особенностями жизнедеятельности в регионах, состоянием его религиозности и социальной активности. Человек всегда является частью социального целого: народа, нации, региональной общности, с которыми он связан неразрывными духовными связями как субъект соответствующей культуры.
В каждом социуме и культуре воспитание обретает свою специфическую предметность и объект, предполагает особые методы и средства. Уже в силу поликультурной ситуации в обществе оно не может быть раз и навсегда однозначно определенным и единым. В одном случае ставка делается на усвоение групповых образцов и норм коллективной деятельности, стиля мышления той или иной общности; в другом – на духовное развитие личности в соответствии с теми или иными идеалами; в третьем – на развитие структуры потребностей и способностей в зависимости от стадии развития личности, имеющих биологическую, психологическую или социальную основу. Современная ситуация в обществе подразумевает, что воспитание должно иметь поликультурную основу. Социальная же обусловленность воспитания позволяет говорить о социальном воспитании как важнейшей функции социальной педагогики. Новая воспитательная парадигма предполагает сохранение естественного характера и порядка социализации индивида, освоения им культурных форм поведения, начиная от своей повседневной культуры, непосредственного социального окружения, естественной среды, формирующих структуру потребностей и интересов личности, развивается посредством постепенного наполнения этих потребностей соответствующим духовным содержанием, нравственным и научным смыслом, приобщением к более широким социокультурным горизонтам.
При этом в демократическом государстве воспитание выступает первоочередной гражданской заботой, которая проявляется в интеграции усилий всех субъектов культурно-образовательного пространства (учреждений образования, семьи, политических партий, структур бизнеса и производства, конфессий, государственных, общественных организаций и объединений).
Новая воспитательная парадигма предполагает:
· установку на равенство различных видов социально приемлемого воспитательного опыта (воспитание на народных традициях, светское воспитание, религиозное воспитание);
· направленность педагогических усилий на построение самим воспитанником социально приемлемых ценностных ориентации;
· терпимое отношение к инакомыслию, которое не пропагандирует жестокость, насилие, агрессивность к другим;
· диалогизм культурных позиций, их продуктивную кооперацию;
· освоение педагогами позиции посредника между воспитанником и культурой;
· ориентацию на формирование научного мышления;
· рассмотрение культуры как полисистемного образования, аккумулирующего в себе разноголосие эпох, народов, различных подходов к миру;
· использование в воспитании народной педагогики белорусов;
· обеспечение прав человека;
· предоставление свободы выбора и принятия ответственности и самоответственности;
· единство индивидуального и коллективного опыта. Стержневой идеей новой педагогической технологии выступает управление инициативой самого воспитанника в процессе взаимодействия. Со стороны воспитателя это предполагает как его поддержку, так и создание условий для самореализации. Такой подход способствует самоопределению личности, стимулированию способности к внешней адаптации[99].
Воспитание в его широком понимании не может быть ограничено только овладением системой научных знаний и опытом интеллектуально-познавательной и практической деятельности. Оно включает в себя также формирование у воспитуемых социальных и духовных отношений как важнейших компонентов их личностного развития. Процесс воспитания - целенаправленный и сознательно организованный педагогический процесс социального становления личности по овладению общественным опытом. Его определяют два фактора: целенаправленность и сознательная организованность.
В широком смысле слова понятие «воспитание» охватывает весь процесс подготовки подрастающего поколения к жизни, включая образование и обучение. Воспитание и обучение едины, но не тождественны: едины общностью цели (формирование всесторонне развитой личности), взаимопроникновением функций (обучение выполняет воспитательные функции, а воспитание, в свою очередь, – функцию познания жизни).
Процесс воспитания имеет свои особенности и представляется более сложным, чем обучение:
· Это процесс целенаправленный и комплексный (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания; цели должны быть понятны).
· Воспитательный процесс носит многофакторный характер (на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, СМИ, искусство, социально-экономическая ситуация и др.).
· Воспитание носит целостный характер, его трудно расчленить на составляющие, а значит, трудно создать некий алгоритм действия воспитателя.
· Человек в процессе воспитания – и объект воздействия, и субъект многообразной деятельности.
· Два из трех компонентов воспитания (воспитатель, воспитанник, процесс) – живые люди, они определенным образом ассимилируют все происходящее, их действия труднопредсказуемы; возможно появление «сопротивления воспитанию».
· Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер.
· Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание.
· Воспитание носит двусторонний характер: субъекты воспитания - воспитатель (организатор, руководитель) и воспитанник (сотрудник, активный участник).
· Это процесс противоречивый. Воспитание тесно связано с жизнью: логика и позиции субъектов воспитания могут быть противоречивыми в зависимости от личностной и педагогической позиции; противоречия могут происходить и от понимания воспитания либо на уровне житейском обыденном, либо на научном.
· Различия в концепциях воспитания у разных педагогов, а следователь но, и разные методики обучения и воспитания в подходе к одному человеку [100].
С точки зрения культурологического подхода структуру воспитательного процесса можно представить следующим образом:
Первый этап – диагностика (изучение) воспитанников и определение целей и задач воспитания:
– определяются цели и задачи воспитания;
– принципы процесса воспитания – это руководящие идеи, основные требования к деятельности, поведению.
Второй этап – проектирование, планирование воспитательной деятельности:
– разработка содержания (системы знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть в соответствии с поставленными целями и задачами). Содержание современного воспитания определяется Программой воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь;
– разработка методов (способов воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств);
– разработка средств (относительно независимых источников формирования личности);
– разработка форм (внешнего выражения процесса воспитания).
Третий этап – организация педагогического взаимодействия (реализация планов).
Четвертый этап - проверка, оценка, анализ результатов.
Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.
Можно выделить также внутреннюю структуру воспитательного процесса:
1-й этап – осознание воспитанниками требуемых норм и правил поведения (знания);
2-й этап – знания переходят в убеждения;
3-й этап – воспитание чувств;
4-й этап – практическая деятельность, которая определяет эффективность воспитания и пронизывает 1-й, 2-й, 3-й этапы.
Процесс воспитания долговременный и неоднозначный, поэтому результат воспитания не носит ярко выраженного и четко определенного по времени характера, вследствие чего оценить результативность воспитательного процесса довольно сложно. Критерии воспитанности по каждому направлению воспитания, на которые нужно ориентироваться воспитателю, указаны в Программе воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь, а также в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.