Системно-ориентированные технологии социальной работы
Системно–ориентированное сопровождение предназначено для предупреждения возникновения проблем или решения проблем, характерных для большой группы людей. Лекция:Технология – это система знаний о способах, средствах и обработке качественного преобразования челов. Соц.техн. – это система знаний об оптимальных способов преобразования и регулирования соц.отношений и процессов в жизнедеятельности людей а так же сама практика алгометрического применения способов преобразования и результатов соц.отношений и процессов. Отрасли тех.соц.раб стоят на 3 китах – проектирование, прогнозирование и управление. Напр. Есть стрессовая ситуация надо сделать шаг1+шаг2 что бы получить отсутствие этой стрессовой ситуации. Проектирование – выстраивание этих шагов. Т.е. как это сделать. Прогнозирование - спланировать некий результат т.е. что мы хотим получить (маячит цель и некий результат) Управление – госуд.политика т.е. какие механизмы есть в госуд. чтобы помочь. Системный подход- направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Системный подход к технологиям соц. раб. представлен практикой А. Пинкуса и А. Минахана. Практика соц. раб. направлена, с одной стороны, на решение проблем человека, с другой — на системы клиентуры. Система клиентуры. все многообразие обращений различных людей за помощью. Важнейшим системным признаком клиентуры является проводник перемен и соглашение, контракт, установленный между проводником перемен и системой клиентуры. Проводник перемен —тот социальный работник, который работает с конкретным человеком и добивается перемен Контракт — рабочее соглашение между сторонами относительно совместных усилий по обеспечению перемен. Сегодня различают две формы использования теории систем в соц. раб.: использование положений общей теории систем, разработка и использование экологической теории систем. Системные идеи в соц. раб. восходят к общей теории систем Л. Берталанфи. В соответствии с основными положениями теории систем, соц. система представляет собой определенный набор устойчивых сочетаний из конкретных форм взаимосвязи и поведения людей, их объединений. Люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от различных окружающих их систем. Следовательно, решение проблем соц. защиты жизнестойкости человека, главным образом, должно опираться на совершенствование и регулирование систем. Людям могут помочь три типа систем: неформальные, или естественные системы, (семья, группа друзей, объединение по интересам); формальные системы (общинные группы, профсоюзы, общественно-политические организации); системы, существующие в виде учреждений, ведомств, функционально ориентированных организаций (больницы, библиотеки, школы и др.). Задачи соц. раб. связаны с оптимизацией деятельности учреждений, ведомств, организаций, способных оказать помощь людям в решении их проблем и содействием нуждающимся в использовании ими учреждений социальной работы для удовлетворения своих потребностей, активизации самозащитных потенций человека как саморегулирующейся системы. На основе теории систем соц. работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие взаимодействия или воздействия на клиента других людей, различных социальных факторов. Дальнейшая стратегия — помочь клиенту достичь намеченной цели, «снимая» обстоятельства, которые могут привести к нежелательным явлениям. В настоящее время теория систем наиболее эффективно используется в практике соц. обеспечения, а также при разработке региональных и госуд. концепций соц.защиты населения и их реализации в виде различных соц. проектов. Следует иметь в виду, что теория систем — это теория высокой абстракции, которая, фиксируя наличие определенных связей между различными социальными факторами и уровнями развития социальных процессов, не объясняет причины нарушения или восстановления этих связей и применима для решения вопросов лишь на макроуровне, не учитывая, в частности, уникальный личностный уровень развития социальных процессов. Экологическая В основе - представления о взаимозависимых отношениях человека и среды. Человек на своем жизненном пути сталкивается со стрессогенными факторами, которые нарушают его отношения с окружающей средой, что приводит к снижению адаптации с окружающими событиями клиент проходит две стадии развития этой ситуации: стадию оценки и стадию переживания стресса. Цель методаулучшение взаимной адаптации людей и окружающей среды путем смягчения жизненных стрессов. Технология работы практическая работа состоит из трех фаз: Начальная фаза - Установление контакта с клиентом; Информирование клиента о возможностях агентства; Диагностика случая; Определение форм работы; Согласование плана действий. Рабочая фаза- Помощь в преодолении стресса, связанного с травматическими событиями; Помощь в преодолении стрессогенных факторов окружающей среды; Помощь в развитии семейных отношений; Помощь в развитии групповых отношений; Помощь в снижении межличностного стресса; Завершающая фаза - Определение факторов прекращения взаимодействия; Обсуждение негативных чувств; Планирование отношений на будущее, если возникнет потребность у клиента Процесс социальной работы в системном подходе авторами определяется как последовательная серия действий, направленных на достижение поставленных целей и задач. При этом каждый этап действий определяется целевыми установками. Определять цели на каждом этапе позволяют конечные цели всей системы и целевые методы социального работника. Конечная цель — это такое состояние, при котором происходит изменение ситуации в направлении запланированных перемен. Целевые методы — система действий, необходимых для решения проблемы. Процесс социальной работы состоит из ряда фаз, основными из которых являются: 1.Возникновение необходимости перемен.2. Установление отношений, необходимых для перемен. 3.Выяснение и диагноз проблемы клиента. 4.Исследование альтернативных путей и целей решения задач. 5. Превращение намерений в реальные действия. 6.Обобщение и стабилизация необходимых перемен. 7.Достижение конечных намеченных отношений. Развитие процесса социальной работы в системном подходе тесно взаимосвязано с целями и задачами, каждое действие является частью общих усилий, осуществляемых социальным работником.