Социально-психологические аспекты включения эмоций в поведение
1. Интерпретация воздействующего стимула или ситуации и организация поведения в социальном окружении осуществляется человеком на основе социальных норм и ролей.
Социальные роли это возможности субъекта реализовывать определенные социальные действия в социально согласованном и понятном контексте.
2. Когда в ролевое поведение субъекта включается эмоциональный контекст, осуществляется преобразование общепринятых социальных норм и рационального поведения.
· Сильные эмоции переживаются как страсти, находятся за пределами самоконтроля и позволяют субъекту уходить от реализации нежелательной социальной нормы или роли.
· Это позволяет субъекту неосознанно снимать с себя часть ответственности за совершаемые действия и поступки.
Эмоциональные процессы в контексте системно-деятельностного и культурно-исторического подхода к анализу и объяснению психических явлений. Центральные направления теоретического анализа развития эмоциональной сферы человека
Эмоциональные явления представляют большую сложность для теоретического анализа и объяснения. Это связано с тем, что эмоции носят характер субъективных переживаний и не имеют никакого сходства с объективными явлениями. Если познавательные составляющие психики (образ, понятие) могут верифицироваться путем соотнесения с внешними объектами и явлениями (соответствия между образом и объектом, между понятием, действиями и результатом), то по отношению к эмоциям такой возможности не существует. Поэтому до настоящего времени не существует достаточно ясных ответов на исходные вопросы. Например: эмоция – это исходно физиологическое или психическое явление? Если психическое, то в чем проявляется психологическая сторона эмоциональных процессов? Регистрация субъектом собственных эмоциональных переживаний является продуктом развития познавательных психических процессов или существуют самостоятельные механизмы субъективного фиксирования эмоций? Как связаны эмоциональные и познавательные процессы? Перечисление таких вопросов может быть продолжено.
Положения культурно-исторической теории развития высших психических функций человека не были распространены Л.С. Выготским на объяснение эмоциональных явлений. Вместе с тем, положения этой теории все шире начинают использоваться для объяснения и интерпретации развития эмоциональной сферы человека (Бреслав, 2004). Наиболее развернутый теоретический анализ возможной функциональной организации эмоциональной сферы с позиций деятельностного подхода представлен в работах В.Вилюнаса.
Полезно сформулировать ряд теоретических положений и гипотез, которые позволяют объяснить развитие у человека высших форм функциональной организации эмоциональных процессов. Излагаемые теоретические положения и сформулированные следствия не являются исчерпывающим изложением закономерностей формирования и развития эмоциональной сферы человека. Основная задача – показать возможности использования культурно-исторического деятельностного подхода к анализу и объяснению различных направлений развития эмоциональной сферы.
Каковы детерминанты эволюционного развития у животных организмов исходных форм эмоциональных психических функций?
Эволюционное освоение все более сложных экологических ниш связано с переходом организмов от жизнедеятельности, направленной на приспособление к простой однородной среде – к условиям жизни в меняющейся предметной неоднородной среде. Такие преобразования необходимо предопределяют дифференциацию процессов жизнеобеспечения на: а) функции отправления, представляющие собойфизиологическую активность, направленную на поддержание постоянства внутренней среды – гомеостаза; б) функции поведения.
Функции поведения обеспечиваются эволюционным развитием: а) специализированных органов передвижения; б) органов чувств, которые обеспечивают ориентировку, организацию и регуляцию двигательной активности во внешней среде.
Формирование простейших органов передвижения и органов чувств обеспечивает переход от раздражимости – реакций возникающих только при непосредственном контакте организма с биологически значимым раздражителем, к чувствительности– ориентировке организма в направлении к жизненно важным объектам, имеющим биологический смысл, посредством выделения в окружающей среде стимулов жизненно не значимых, имеющих только сигнальный, ориентирующий характер.
Чувствительность и выступает исходной формой психических явлений. В связи с необходимостью регуляции взаимосвязей между внутренней средой организма и организацией поведения во внешней среде чувствительность дифференцируется:
· На способность к ориентировке во внешней среде – экстероцептивная чувствительность.
· На способность к ориентировке в перемещениях собственного организма, а также в движениях его отдельных частей – проприоцептивная чувствительность.
· На способность к ориентировке в состояниях внутренней среды собственного организма – интероцептивная чувствительность.
Состояния внутренней среды собственного организма и образует исходную основу для формирования и развития эмоциональной сферы. Результаты интероцептивной чувствительности и переживаются как органические (потребностные) и эмоциональные состояния организма, которые обеспечивают избирательное изменение направлений поведенческой активности организма во внешней среде.
Каковы механизмы происхождения эмоций в качестве психических функций?
Как в процессе эволюции, так и в онтогенезе, органическая интероцептивная чувствительность, наряду с физиологическими функциями регуляции постоянства внутренней среды (гомеостаза) и функциями непосредственного энергетического обеспечения поведения, приобретает предметную отнесенность через установление связей с экстероцептивной чувствительностью и начинает выполнять функции эмоциональной регуляции деятельности.
Важнейшая отличительная особенность эмоции от органического ощущения – наличие предметной отнесенности. Поэтому в функциональную структуру эмоции (эмоционального образа) включаются: во-первых, изменения (переживание) внутренних органических состояний субъекта (модальность переживания), которые вызываются взаимодействиями с внешними предметами, явлениями и событиями, имеющими для субъекта важное жизненное значение (смысл); во вторых, воспринимаемые или представляемые предметы, явления, события, переживаемые с позиции их личностного смысла для субъекта в форме изменяющихся органических состояний.
В составе эмоциональных образов интероцептивные органические ощущения возникают в зависимости от того, какой смысл, положительный или отрицательный, имеет для субъекта непосредственно воспринимаемая или представляемая предметная ситуация, а также от того насколько успешно субъект продвигается к достижению жизненно значимых целей и реализации мотивов (Запорожец, 1986; 2000).
Чем характеризуется развитие эмоциональной сферы человека?
Эмоциональные переживания, а также высшие чувства человека имеют культурно-исторический характер происхождения и развития. Это характеризует как процесс исторического развития человечества, так процессы индивидуального развития каждого человека (онтогенез).
Эмоциональная сфера ребенка начинает развиваться на основе естественных форм эмоционально-органической регуляции взаимодействий с внешней средой. В разделенных с другими людьми опосредствованных знаками и символами взаимодействиях эмоциональные процессы приобретают характер высших психических функций.
Эмоциональные процессы человека опосредствованы общественно выработанными знаково-символическими средствами («языком чувств»), которые используются в межличностных взаимодействиях: а) для фиксирования обобщенных норм и эталонов эмоционально-ценностных отношений различной степени абстрактности; б) для актуализации определенных эмоционально-оценочных отношений к различным предметам, явлениям, событиям. В качестве таких средств используются мимика и пантомимика, экспрессивно-интонационные компоненты речи, выразительные жесты, некоторые языковые средства, изображения.
Как осуществляется овладение исходными эмоционально-экспрессивными приемами коммуникации в организации межличностных взаимодействий?
В межличностных отношениях люди опираются на экспрессивные средства (мимика, пантомимика, интонации и другие), которые: имеют культурно-исторически развивающиеся формы традиционного и конвенционального использования и интерпретации; служат средствами регулирования и организации взаимодействий между людьми; фиксируются с помощью языковых средств и соотносятся с определенными эмоциональными состояниями и переживаниями.
Овладение способами использования экспрессивных средств ребенком в онтогенезе протекает во внешних разделенных с другими людьми взаимодействиях и предполагает ряд взаимосвязанных этапов:
· Спонтанное непосредственное экспрессивное выражение ребенком эмоциональных состояний и отношений исходно выступает для других людей в качестве особых признаков, которые интерпретируются взрослыми как определенные состояния или желания ребенка.
· В результате воздействия на других людей с помощью стихийно актуализируемых экспрессивных компонентов поведения, а также стихийного фиксирования вызываемых разными экспрессивными средствами ответных действий со стороны других людей, ребенок начинает избирательно использовать соответствующие экспрессивные средства.
· Такие экспрессивные средства начинают выступать особыми знаками, регулирующими межличностные взаимодействия: а) исходно для взрослых, которые организуют взаимодействия с ребенком в зависимости от экспрессивно выражаемого им состояния; б) производно для самого ребенка, который начинает организовывать взаимодействия с другими людьми, опираясь на определенные экспрессивные средства для выражения собственных эмоциональных состояний, а также для распознавания эмоциональных состояний у других людей.
Учитывая механизмы спонтанного формирования экспрессивно-эмоциональных форм коммуникации и взаимодействий, взрослому полезно контролировать свое собственное поведение, которое спонтанно формируется в ответ на экспрессию ребенка, с целью поддержания эмоционально позитивного фона взаимодействий. Стихийное формирование ответных форм поведения взрослого на удовлетворение требований ребенка, выражаемых с помощью экспрессивных средств, может фиксировать в репертуаре детского поведения устойчивые и систематические формы капризов, эмоционального недовольства и другие неприятные особенности эмоциональной сферы.
Вместе с тем, взрослому важно контролировать свою собственную экспрессию, которая стихийно возникает во взаимодействиях с ребенком и может приобретать неосознаваемый взрослым устойчивый эмоционально негативный характер или просто быть неадекватной для взаимодействий с ребенком.
Как формируются предметно отнесенные эмоциональные отношения?
С момента рождения ребенок включается во взаимодействия с другими людьми и предметами человеческой культуры.
К людям, взаимодействиям и предметным условиям, которые ведут к устранению отрицательных эмоционально-органических и актуализируют положительные эмоционально-органические состояния, а также обеспечивают позитивные результаты при реализации спонтанных форм активности, у ребенка формируются положительные мотивационно-эмоциональные отношения.
К людям, взаимодействиям и предметным условиям, которые ведут к актуализации отрицательных эмоционально-органических состояний, а также препятствуют достижению позитивных результатов при реализации спонтанных форм активности, у ребенка формируются отрицательные мотивационно-эмоциональные отношения.
У каждого ребенка устанавливается индивидуальный диапазон предметно-отнесенных эмоциональных и мотивационных отношений, среди которых ведущее место занимает мать, которая на ранних этапах развития младенца является центральным источником: а) устранения отрицательных и актуализации положительных эмоционально-органических состояний.
Приобретая предметную отнесенность эмоции «отделяются» от органических состояний и начинают выполнять функцию избирательной «эмоционально-пристрастной ориентировки» в предметных условиях окружающего мира.
Как эмоциональная регуляция деятельности изменяется в процессе онтогенетического развития мотивации у ребенка?
Изменение мотивации деятельности ребенка ведет к изменениям в эмоциональной регуляции деятельности:
В игровой деятельности дошкольников формируется ориентировка в основных смыслах человеческой деятельности на основе освоения задач, мотивов, норм отношений между людьми, которые: а) моделируются в сюжетно-ролевых играх; б) устанавливаются между детьми в непосредственных игровых взаимодействиях. В результате развивается содержание эмоциональных переживаний на основе возникновения особых форм сопереживания, сочувствия другим людям, ради которых производятся действия.
По мере формирования способности выполнять умственные действия, появляется возможность на основе реализации различных вариантов действий в умственной форме, актуализировать и эмоционально переживать тот смысл, который последствия действий могут иметь как для самого субъекта, так и для других людей. В результате изменяется место эмоций во временной структуре деятельности – эмоции начинают предвосхищать процесс выполнения решаемой задачи (Запорожец, 2000).
Что выступает в качестве предмета произвольной эмоциональной регуляции? Каковы основные этапы овладения приемами произвольной регуляции эмоциональных процессов и состояний?
По мере овладения способами использования языка в общении с взрослыми, эмоциональная сфера ребенка становится опосредствованной речевыми операциями и действиями. С помощью языковых средств ребенок начинает фиксировать разные эмоциональные состояния, отношения и переживания, а также соответствующие переживаниям экспрессивные формы их выражения.
· С помощью слов ребенок учится в различных ситуациях фиксировать экспрессивно выражаемые эмоциональные состояния и отношения, возникающие у других людей (также у моделируемых литературных и киногероев, мультипликационных и сказочных персонажей): а) исходно в общении с другими людьми и с их помощью; б) позднее – самостоятельно.
· С помощью слов ребенок учится в различных ситуациях фиксировать эмоциональные состояния и отношения, возникающие у самого себя: а) исходно в общении с другими людьми и с их помощью; б) позднее – самостоятельно.
Фиксирование с помощью слов собственных эмоциональных переживаний и отношений, а также соответствующих им экспрессивных компонентов, обеспечивает ребенку возможность осуществлять произвольный и преднамеренный контроль по отношению: а) к внешнему экспрессивному выражению эмоциональных состояний и переживаний; б) к влиянию эмоциональных состояний и переживаний на реализацию действий и деятельностей; в) к влиянию эмоциональных состояний и переживаний на взаимодействия и взаимоотношения с людьми.
Приемы произвольной преднамеренной регуляции эмоциональных состояний и их экспрессивного выражения исходно формируются у ребенка во внешних разделенных с другими людьми, опосредствованных речью, а также другими знаково-символическими средствами, взаимодействиях, постепенно преобразуясь в самостоятельно применяемые внутриречевые приемы.
Исходно ребенок овладевает регуляцией эмоциональных состояний на основе переподчинения поведения и экспрессии не стихийно возникающим переживаниям и эмоциям, а речевым указаниям и коммуникативному поведению взрослых. Позднее ребенок учится регулировать с помощью аналогичных речевых указаний и приемов коммуникации эмоциональные состояния у других людей, постепенно овладевая умениями регулировать свои эмоциональные состояния на основе переподчинения своего поведения и экспрессии не переживаемым эмоциям, а собственным речевым указаниям, направленным на себя самого.
Развернутые приемы произвольной регуляции эмоциональных состояний предполагают ряд опосредствованных речью направлений ориентировки и последующего планирования собственных действий и поведения:
· Ориентировка в собственных переживаниях и эмоциональных состояниях, которые актуализируются в определенной ситуации, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание собственных эмоций).
· Ориентировка в основных причинах и факторах, которые вызывают такие переживания или эмоциональные состояния, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание причин, вызывающих эмоции).
· Ориентировка в возможных негативных и позитивных последствиях (неудачи при выполнении действий, актуализация межличностного конфликта, повышение эффективности определенных действий, и т.д.), к которым приводят соответствующие переживания или эмоциональные состояния, на основе фиксирования их с помощью языковых средств (осознание последствий, к которым могут вести эмоции).
· Произвольное планирование и организация таких форм поведения и действий, которые следует реализовать субъекту вопреки эмоциональному состоянию или переживанию.
Как формируются высшие чувства и социальные эмоции у человека?
Социальные эмоции формируются в социальном контексте, во взаимодействиях с другими людьми, и выражают отношения субъекта к другим людям и оценки себя с точки зрения других людей. Могут быть выделены разные категории социальных эмоций. Например: эмоции, выражающие особенности межличностных и социальных взаимоотношений: чувство признательности и благодарности, неприязнь, ненависть; эмоции реального или возможного нарушения социальных норм: стыд, вина, застенчивость; эмоции сопоставления себя с другими: зависть, ревность, гордость.
Истоком социальных эмоций является интериоризация социальных ожиданий, связанных с оценкой поведения и действий субъекта, а также требований к соблюдению определенных нравственных норм.
· Субъекту со стороны других людей предъявляется ожидание (требование) к выполнению определенной социальной нормы, а также выносятся оценки поведению или субъекту (личности) при соблюдении или нарушении такой нормы.
· Такое требование во взаимодействиях с людьми становится: а) средством социальной оценки субъекта со стороны других людей; б) средством оценивания субъектом других людей.
· Интериоризация субъектом такого требования и способа оценки становится механизмом внутреннего самоконтроля и самооценки.
Каковы отношения между эмоциональными явлениями, деятельностью субъекта и образом мира?
Деятельность субъекта не может рассматриваться порождающим началом эмоциональных переживаний в том же значении, как в отношении к познавательным образованиям.
Познавательный образ среды может детерминировать способ реализации отдельных действий, но не выбор целей, на которые действия направляются. Фиксирование и выделение в «образе мира» целей и возникновение побуждения к ним реализуются эмоциональными переживаниями. Эмоциональные переживания нарушают равнозначность познавательных ориентиров для субъекта.
В процессах филогенетического (эволюционного) и онтогенетического развития психики, а также в процессах ее функционирования, эмоциональные переживания обеспечивают пристрастность, избирательность, целенаправленность деятельности живого организма. Эмоциональные переживания представляют собой конкретно-субъективную форму существования смысла (у животных – биологического; у человека – личностного). Смысл предметов и явлений окружающего мира для субъекта определяется:
· Не объективным значением (познавательным), когда одни предметы и явления выступают в отношениях к другим предметам и явлениям.
· А субъективным значением (смысловым), когда предметы и явления выступают в отношении к потребностям и мотивам субъекта (Вилюнас, 1976, 1990).
Какое функциональное значение имеют эмоциональные явления в детерминации и регуляции деятельности субъекта со стороны мотивов?
Детерминация деятельности со стороны мотивов реализуется с помощью особых психологических процессов регулирования – механизмов эмоциональной коррекции. Эмоциональная коррекция действия и деятельности отличается от когнитивной коррекции:
· Когнитивная регуляция деятельности обеспечивает согласование операционально-технических приемов организации действий с объективными свойствами, с объективным значением компонентов проблемной ситуации.
· Эмоциональная регуляция деятельности обеспечивает согласование общей направленности и динамики поведения и действий в соответствие со смыслом ситуации и производимых в ней действий для субъекта – согласование деятельности по отношению к потребностям, мотивам и ценностным установкам личности (Запорожец, 2000).
В каких формах могут существовать эмоциональные и мотивационно-смысловые отношения человека к предметам и явлениям окружающего мира?
Смысловые отношения субъекта с миром могут выступать: а) как эмоциональное переживание отношений между целями различных действий и мотивами; б) как постоянное интегральное эмоциональное переживание и оценка всех событий и явлений по отношению к текущим потребностям и мотивам субъекта; в) как эмоциональное переживание отношений между целями и способами их достижения (операциями).
Смысловые образования у человека имеют два слоя:
· Смысл устойчивых мотивационных отношений, который существует в субъективной эмоционально-непосредственной форме и не может стать полностью вербализованным и осознанным.
· Выраженный в языковых значениях смысл, который: а) представляет собой осознание некоторых отношений между мотивом и предметами, явлениями, событиями; б) получает некоторое причинное объяснение, но далеко не всегда верное и истинное.
Отражаемые в «образе мира» объективные межпредметные связи и отношения служат основой, ориентировочно-познавательной схемой для распространения эмоционально-смысловых отношений на предметные обстоятельства, которые способствуют или препятствуют реализации и достижению мотивов.
Единицей эмоционального процесса выступает акт эмоционального переключения с некоторого эмоционально значимого предмета, явления, события на его условия, свойства, «причины», «следствия» и т.д. При этом основой для эмоционального переключения могут служить самые разнообразные межпредметные отношения и связи.
В качестве единицы психического образа мира выступает аффективный след – совокупность образов, представлений, понятий (предметно-практических и умственных операций и действий), связанных между собой эмоциональным переживанием и запечатленных в памяти так, что актуализация одного из них влечет немедленную актуализацию в сознании эмоции, а также представления о породившей ее ситуации или предметном содержании.
По своим функциям в процессе удовлетворения потребностей эмоциональные явления распадаются на две фундаментальные группы:
Ведущие эмоциональные переживания или побуждения: «окрашивают» предметы потребностей, фиксируют их смысл и превращают их тем самым в мотивы; актуализируются при актуализации потребности и мотивов; предшествуют соответствующей деятельности, побуждают к ней, определяют ее направленность; определяют избирательную направленность и индивидуальные особенности эмоционально-мотивационной сферы личности.
Производные от ведущих эмоциональных переживаний эмоциональные переживания: возникают в процессе реализации любой деятельности; выражают отношения субъекта к ситуации, окрашивают значимые для реализации мотивов предметные условия, выделяя промежуточные цели; носят универсальный характер и могут возникать в составе любой деятельности. Например, эмоции успеха – неуспеха, которые включают констатирующие, предвосхищающие, обобщенные и другие переживания; эмоции удовольствия – неудовольствия; эмоции страха – гнева и другие (Вилюнас, 1990).
Каковы основные направления переключения эмоций у человека?
Механизм (процесс) эмоционального (мотивационного) переключения (эмоциональный процесс) включает как минимум две группы эмоций: а) исходные, ведущие эмоции (эмоциональные отношения), которые связаны с непосредственно мотивационно значимыми явлениями и актуализируются при их восприятии или представлении; б) производные эмоции, которые развиваются по мере переключения ведущих эмоциональных отношений на предметные связи и условия (как позитивные, так и негативные), важные для достижения мотивационно значимых предметов и явлений.
Ситуативное развитие (переключение) эмоций у человека имеет ряд особенностей: Производные эмоции могут представлять собой целостные разветвленные системы возможных эмоциональных переключений по различным типам предметного и семантического содержания: а) в реальных предметно-практических ситуациях; б) при выполнении умственных действий над представлениями и понятиями.
Со сменой предмета в процессе эмоционального переключения может меняться модальность эмоций.
По мере возобновления процессов эмоционального переключения в сходных предметных условиях может происходить: а) пространственная суммация одновременно переживаемых чувств; б) временная суммация переживаний следующих друг за другом или разделенных некоторым промежутком времени.
В этой связи полезно отметить, что в повторяющихся взаимодействиях с людьми каждый субъект приобретает устойчивые формы индивидуальных переживаний, которые начинают актуализироваться в ситуациях межличностных взаимодействий, а также в определенных предметных условиях.
Например, такие устойчивые формы переживаний могут актуализироваться в определенных условиях и через ряд эмоций, связанных с типичными формами взаимодействий с людьми или предметными условиями, приобретать характер возобновляющихся истерик, переживаний приводящих ребенка к грусти, к систематическим вспышкам гнева, к радостному возбуждению и так далее. Так формируются индивидуальные особенности эмоциональной сферы ребенка. Поэтому взрослым в процессах взаимодействия с ребенком, полезно стремиться к тому, чтобы эмоциональный фон взаимодействий был преимущественно положительным, и в результате взаимодействий у ребенка сохранялись положительные эмоции (Вилюнас, 1990).
Каковы особенности механизмов формирования новых мотивационных отношений с окружающим миром у человека?
Центральным механизмом онтогенетического развития эмоциональных и мотивационных отношений у высших животных и человека выступает механизм эмоционального (мотивационного) обусловливания, который заключается в ситуативном переключении (распространении) актуальных ведущих эмоций субъекта на разнообразные явления, объекты и предметные условия. В процессе переключения эмоции могут менять свои качественные характеристики (модальность), в зависимости от того, способствуют или препятствуют предметы, явления, события достижению мотивационно значимых результатов. В результате мотивационные и эмоциональные отношения субъекта приобретают новые типы предметной отнесенности. За такими объектами и событиями избирательно закрепляется условное эмоциональное(мотивационное) значение. На этой основе формируются новые мотивационные отношения.
По мере развития высших психических функций у человека процессы формирования и развития эмоциональных и мотивационных отношений приобретают ряд качественных особенностей. Во-первых, отмирание в процессе антропогенеза природной предопределенности в развитии системы мотивационных отношений с природной средой, в человеческом обществе замещается целенаправленным формированием мотивов (Выготский, Лурия, 1993; Гальперин, 1998). Во-вторых, предметы, приобретающие для современного человека мотивационное значение, не имеют наследственно опознаваемых ключевых признаков. Поэтому эмоциональные и мотивационные отношения человека формируются на основе специально организуемых обществом воспитательных воздействий (Вилюнас, 1990).
В результате овладения способами использования языка, переключение эмоций у ребенка начинает протекать в соответствие с содержанием речевых указаний по разветвленным многоступенчатым системам разнообразных семантических отношений и связей, которые устанавливаются на основе умственных действий над представлениями и понятиями. Мотивационное обусловливание преобразуется в мотивационное опосредствование.
При мотивационном опосредствовании процесс эмоционального переключения переводится из внешнего предметного плана взаимодействий субъекта с миром во внутренний план выполняемых умственных действий. Наряду с объективными непосредственно воспринимаемыми явлениями и событиями, мотивационное значение для ребенка начинают приобретать представления социального происхождения – справедливость, честность, порядочность и т.п. От таких представлений начинает зависеть то, в чем именно человек будет искать причины приятных или неприятных событий и на что будут переключаться вызванные такими событиями эмоции.
Вместе с тем, при мотивационном (эмоциональном) опосредствовании существенно изменяются условия возникновения и протекания эмоционального процесса. Актуализация процессов мотивационного опосредствования на уровне представлений избавляет их от ситуативности, свойственной мотивационному обусловливанию, и открывает потенциально неограниченные возможности переключения эмоциональных и мотивационных отношений. Но практическое использование таких возможностей затрудняется тем, что представляемая ситуация не обладает той эмоциогенностью, которой обладает реальная ситуация.
В межличностных и общественных взаимодействиях с целью формирования и развития мотивационных отношений используются языковые средства, которые актуализируют не только умственные действия, но и эмоциональные переживания, которые необходимы для реализации механизмов эмоционально-мотивационного переключения. Такое использование языковых средств образует основу речевых воспитательных воздействий (в широком значении). При этом речевые воздействия на человека (указания, разъяснения и убеждения) сами по себе новой мотивации не создают, а служат лишь целям организации условий для возможного переключения, перераспределения уже существующих у субъекта эмоционально-мотивационных отношений на определенные предметы и явления.
Какое место занимают механизмы эмоционального (мотивационного) опосредствования в межличностных и общественных взаимодействиях?
В межличностных и общественных взаимодействиях с целью формирования и изменения мотивационных отношений используются языковые средства, которые актуализируют умственные действия и механизмы мотивационного (эмоционального) опосредствования. Такое использование языковых средств образует основу речевых воспитательных воздействий (в широком значении). При этом речевые воздействия (логика указаний, разъяснений и убеждений) сами по себе не создают новой мотивации у человека, а служат лишь для переключения, перераспределения уже существующих у субъекта эмоционально-мотивационных отношений на определенные предметы и явления.
Воспитательное воздействие (в широком значении) направлено на то, чтобы убедить лицо, которому оно адресовано, что нечто значимое для него в мире изменится или не изменится в зависимости от его отношений, действий и поступков. Воспитательное воздействие включает:
· Предписывающую часть – указание на то, к чему и как человек должен относиться, а также что и как должен делать или не делать (цель воспитания).
· Аргументирующая часть – основание воздействия, которое должно иметь мотивационное значение для субъекта, подкрепить предписывающую часть и обеспечить возникновение нового мотивационного отношения. (Ссылки на долг, честь, общественную пользу, жизненные перспективы, бога и т.п. с использованием обобщенных и конкретных, продуманных и ситуативных, извлекаемых из прошлого или направленных на будущее аргументов и т.п.)
· Семантическое или причинно-следственное отношение, которое импликативно связывает (может быть выражено в форме условного суждения «если..., то...») обе части и может быть как объективным, так и надуманным, искусственным.
При этом предписывающая часть может иметь разные формы и содержательные характеристики. Во-первых, включать: а) содержательно-позитивное предписание – указания на то, что и как субъект должен делать; б) содержательно-негативные предписания – указания на то, что и как субъект делать не должен. Во-вторых, содержание предписывающей части воспитательного воздействия может формулироваться как пожелание, просьба, требование, приказ.
Аргументирующая часть воспитательного воздействия также может иметь разные формы и содержательные характеристики: Во-первых, аргументация может иметь форму обещания положительных последствий в случае выполнения предписания (более эффективный прием воздействия) или негативных последствий в случае не выполнения предписания (менее эффективный прием воздействия). Во-вторых, аргументация может восприниматься субъектом как реалистичная, правдоподобная или как придуманная, безосновательная, ложная. В последнем случае аргументация и соответствующее воздействие на субъекта будут иметь низкую степень эффективности. В-третьих, содержание аргументации может иметь личностный смысл для субъекта, а может быть безразличным или бессмысленным. В последнем случае речевое воздействие будет восприниматься как неубедительное.
Между предписывающей и аргументирующей частями воспитательного воздействия могут существовать различные связи и отношения. Такие отношения и связи могут носить характер: а) причинно-следственных связей; б) эмоционально-ценностных и мотивационных отношений; в) морально-нравственных норм и принципов и т.д.
Основанные на механизмах эмоционального опосредствования способы воспитательных воздействий могут интериризироваться и обращаться субъектом на себя. В результате образуются такие умственные действия, которые обеспечивают субъекту самостоятельное построение новых мотивационных отношений и лежат в основе организации волевых действий и поступков (Вилюнас, 1990).
Рекомендуемая литература:
Аболин Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости
человека. М.,1987.
Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональных систем. – М.,1978.
Аргайл М. Психология счастья. – М., 1990.
Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум и поведение. – М.,1988
Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М., 1990. – 144с.
Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.
Вартанян Г.А., Петров Е.С. Эмоции и поведение. М., 1989.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М.: Смысл, 1998.
Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
Выготский Л.С. Собрание сочинений. Том 6. Научное наследство. М., 1984.
Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 томах. М., 1992.
Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М., 1978.
Зимбардо Ф. Застенчивость. М.: Педагогика, 1991. – 208 с.
Изард К.Е. Эмоции человека. М., 1980.
Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: «Питер», 2001 – 752 с.
Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. – М.,1990.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2 томах. М., 1983.
Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
Лук А.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Книга 1. М., 1994.
Обуховский К. Психология влечений человека. М., 1971.
Психология эмоций: тексты. В.К. Вилюнаса., Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1984.
Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В.К. Вилюнаса., Ю.Б. Гиппенрейтер. М., 1993.
Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский – М.: Прогресс, 1979. – 392 с.
Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. М., 1981.
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Выпуск 5. Мотивация, эмоции, личность – М.,: Издательство «Прогресс», 1975. – 285 с.
Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. М., 1992.
Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
Экман П. Психология лжи. – СПб.: «Питер», 2000.
Психология воли
Тема 7