Требования к методическим средствам и стимульным материалам
Требования к диагностическому инструментарию. Результат обследования должен быть интерпретирован в какой-то одной научной теории и научно обоснованы. Методики должны быть возрастно-ориентированы.
Методики должны быть компактными, исходит из принципа системности, поэтому все методики многоцелевые: «четвертый лишний» - особенности восприятия, целостность восприятия, словарный запас, способ обобщать. Наиболее важные психологические структуры (в старшем дошкольном возрасте – речевое наглядно-образное мышление) – использование нескольких методик, имеющих одну и ту же цель, но разные по форме. Методики могут отличаться степенью включенности речи. Характер методик должен предусматривать возможности обучения, что предполагает разработку различных видов помощи и ее оценку. Виды помощи: стимулирующая – направляется в зону мотивации, организующая – направленная в зону целеполагания: легкая – направленная на звено контроля и оценки и массивная организующая – методика – эталон, обучающая помощь (методика Иванова).
55. Технология проведения психологического обследования
Этапы: уточнение запроса: что изучить и от кого запрос: медицинские работники, родители. Знакомство с документацией: медицинская, продукты деятельности.
Выдвижение предварительной гипотезы исследования. Обследование (начать с беседы 20-30 мин.) клиническая беседа требует много времени и большого опыта, можно вести с родителями, с ребенком, в конце гипотеза. Эксперимент – обследование ребенка с помощью инструментария, определенная стратегия (что изучается) и тактика (с помощью каких методик). Постановка диагноза – установление структуры дефекта. Составление заключения, когда идет описание нарушения, нужно описать характер деятельности.
56. Исследование познавательной сферы и ее компонентов
Методы исследования познавательной сферы. Исследование нарушений памяти: методика заучивания 10 слов. В 2-3 года здоровый ребенок способен с первого предъявления 3 слова, в 3-4 года – 4-5 слов, 5-7 лет – 5-9 слов. Выстраивается кривая запоминаний. Выявить темп, переключаемость, равномерность, отношение к результату, эмоциональное реагирование на оценку.
Заучивание рассказа. Можно оценить ошибки воспроизведения и объем воспроизводимого. Метод пиктограмм – не могут выбрать, что нарисовать. Методика Леонтьева-Занкова – на изучение опосредованного запоминания слова и картинки. Коробейников предлагает для запоминания 5 слов из 16. Оцениваем понимание инструкции, способность находить нужный символ, продуктивность воспроизведения, характер и объем памяти. Дети с ЗПР картинки подбирают правильно, но не воспроизводят, умственно отсталые дети не способны выполнить методику. Исследование мышления. Изучение мышления по формам. Наглядно-действенное мышление. Методика Коса. Узор на карточке, сложить этот узор на кубиках. Учитываются особенности оказываемой помощи. Кубики Линка - тот же принцип. Доски Сегена. Почтовый ящик – 4 варианта выполнения методики. Наглядно-образное мышление. Методика Ивановой – фигуры отличаются по цвету, форме, величине. Разложить подходящие к подходящим. У 50% нормальных детей получается. Для детей с ЗПР необходимо 2-3 урока, умственно отсталые дети не справляются. Методика «Четвертый лишний» - сравнение понятий, классификация предметов, восприятие и понимание картин (с нелепым содержанием), понимание рассказов со скрытым смыслом (загадок). Направлена на изучение способности к обобщению, имеющее предметное содержание. Для разделения предметов на группы необходимо выделить существенный признак, а четвертый исключить из группы. Способы выполнения: родовые признаки, ориентация на внешние несущественные признаки (цвет, форма) – искаженное или недозревшее мышление, ситуативное обобщение, манипуляция картинками. Текст со скрытым смыслом - направлена на формирование словесно-логического мышления и оперирование понятиями в том числе и абстрактными. Полное самостоятельное понимание, понимание при помощи, при помощи упрощающих заданий, частичное понимание и непонимание даже при помощи. Детям с ЗПР необходимо несколько раз причитать рассказ, умственно отсталые дети обычно отвечают на несколько вопросов и только при оказании помощи, часть детей понимает скрытый смысл.
Понимание сюжетных картинок – предполагает сохранность внимания, определяет сохранность внимания, определяет уровень устойчивости и переключаемости внимания, сформированность процесса восприятия, способность запоминать расположение предметов, динамику, способность устанавливать причинно-следственные связи. У детей наблюдаются 3 способа выполнения задания: понимание сюжета с помощью в организации изложения содержания, с помощью восприятия, частичное понимание, когда частично передается описание, но может использовать помощь.
Классификация может предполагать обобщение по родовым и функциональным признакам. Транспорт: автобус, парусная лодка, мотоцикл, гусеничный экскаватор, вертолет, трамвай.
По функциональным признакам: бабочка, молоток, морковь, замок, краски, портфель, щетка – сачок, гвозди, заяц, ключи, кисточка, книжки, ботинки. При снижении интеллекта испытывают трудности речевого опосредования и группировки, не могут исправить ошибки самостоятельно. Дети с умственной отсталостью не могут выполнить методику.
58. Особенности психологического изучения детей с нарушением психофизического развития при различных видах патологии и на разных этапах их развития. Изучение должно быть системным, изучение с учетом возраста, нарушений. Изучение ребенка с нарушением слуха связано с непониманием обращенной к нему речи, отсутствие своей речи, все это затрудняет общение с ребенком и применение методик. В дошкольном и младшем школьном возрасте тщательно изучается двигательная сфера и взаимоотношения между мышлением и речью. В подростковом и юношеском возрасте изучается память, абстрактно-понятийное мышление, воображение. Можно использовать методики рассчитанные на более младший возраст. Основной метод – это наблюдение и экспериментальные методы. Может быть использована жестовая речь, указательные жесты. Рекомендуется использовать более простые предварительные задания, изучение продуктов деятельности. Популярны тесты-действия: складывание фигур по образцу, доски Сегена, методика Ровена, методика Векслера, ШТУР. Развитие общения, степень развития слухового восприятия, особенности развития движений (реакция на укачивание), подражание, реакция на одобрение, неудачу, особенности представлений.
59. Схема анализа результатов психологического обследования
Содержание анализа психологического обследования представляет выделение наиболее существенных показателей, которые характеризуют развитие психики на момент обследования и показывают особенности формирования отдельных функций в их взаимосвязи. Конечным результатом анализа является психологический диагноз. В процессе анализа результатов могут быть выделены следующие этапы: 1. оценка познавательной деятельности ребенка, выделяют операциональные характеристики и непосредственные показатели мыслительной деятельности, 2. оценка эмоциональной сферы, способность к аффективной регуляции, оценка личностных и межличностных отношений, 3. кроме этого выделяют оценку статических компонентов: уровень сложности выполнения задания, характеристика рисунка, 4. динамические характеристики: эмоциональный фон, темп работы, поведение ребенка в процессе обследования, особенности деятельности.
Общая схема результатов обследования: поведение ребенка в процессе обследования, как ребенок понял ситуацию обследования, контактность, ориентация на выполнение задания, критичность к результату, ошибкам, мотивация, изменение эмоционального фона, совместная деятельность с взрослыми. Характер деятельности: возможность ребенка к целенаправленной деятельности, импульсивность, ригидность, степень ориентации на других людей, отношение к результату, успеху, неуспеху, похвале. В темпе деятельности – общий тонус, появление усталости, импульсивность – расторможенность. Особенности моторики, характер материальных предпочтений, моторная гармоничность, ловкость ребенка, возможность выполнять сложные ритмические действия. Уровень отдельных психических процессов и функций: память, восприятие, мышление, анализ эмоциональной сферы, личностные особенности. В заключении отражаются: основные данные о ребенке, жалобные претензии со стороны родителей, педагогов, анатомические данные, особенности внешнего вида, поведения, особенности регуляции поведения, особенности поведения ребенка, когнитивная сфера, уровень интеллектуального развития, особенности личных и межличностных отношений. Выставляется психологический диагноз, прогноз развития, рекомендации по дальнейшей работе с ребенком.
60. Общие требования к составлению психологического заключения
Структура психолог. заключения состоит из разделов: 1. Основные данные о ребенке ФИО, возраст. 2. Жалобы, претензии со стороны родителей и педагогов. 3. Анатомические данные: сведения из медицинской карты. 4. Особенности внешнего вида, поведения: аккуратный/ неаккуратный, волосы жесткие, кожа шелушится. Выкрикивает, вскакивает. 5. Сформированность саморегуляции (регуляторная сфера) 6. Характеристика деятельности. 7. Познавательная оценка познавательной сферы. 8. Оценка, развитие эмоциональной сферы и межличностная хар-ка межличностных отношений. 9. Психологический диагноз и рекомендации по работе с ребенком.
61. Понятие о компенсаторных феноменах. Адаптационные и компенсаторные процессы.
Компенсация - процесс возмещения недоразвитых или нарушенных функций, путем использования сохранных функций или перестройки частично нарушенных. Анохин, Лурия, Выготский, Братус выделяют 2 типа перестроек нарушенных функций: - внутрисистемную (органическая), - межсистемная (функциональная). Внутрисистемная – достигается путем замещения поврежденных нервных элементов активностью сохранных нейронов в результате перестройки деятельности. Компенсация может возникать под влиянием адекватной стимуляции и специального перцептивного обучения, иногда она может происходить спонтанно. Межсистемная – связана с перестройкой деятельности или формированием новых функциональных систем (включая проекционные и ассоциативные области коры головного мозга). Этот вид компенсации не требует особого обучения, если процессу компенсации подвергаются элементарные физиологические функции. А компенсация высших психических функций возможна только после специального обучения.
Компенсация может происходить на 2 уровнях: на биологическом (телесном) – автоматический. На психологическом – уровень сознательный, оценка своих возможностей, благодаря позитивному отношению к себе, связан с работой защитных механизмов и коппинг - стратегий поведения.
Компенсаторные процессы протекают под постоянным контролем высшей нервной деятельности и проходят несколько фаз: 1. обнаружение нарушения в работе организма. Сигнал о нарушении может быть связан с самим расстройством, его последствиями и различными отклонениями в поведении и деятельности. 2. оценка параметров нарушений в его локализации и выраженности. 3. создание программы последовательности компенсаторных процессов и мобилизации нервно-психических ресурсов. 4. реализация процесса.
5. остановка компенсаторного механизма и закрепление полученного результата.
Адаптация – составная часть приспособительных реакций системы на изменения среды существования, которая выражается в том, что система реагируя на изменения существующих для нее параметров (дефекты среды) перестраивает свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование в изменившейся среде.
Адаптация способствует тогда, когда нарушается равновесие между индивидом и средой при нарушении (изменении) последней. Механизмы адаптации могут быть как морфологические (биологические) так и поведенческие.
В адаптационном процессе выделяют 3 фазы:
1. равновесие индивида со средой,
2. нарушение равновесия, вследствие изменений среды,
3. восстановление утраченного равновесия.
62. Защитные механизмы и копинг-стратегии. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации.
Психологическая защита – система стабилизации личности, направленная на ограждение сознание от неприятных, травмирующих переживаний, связанными с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги.
Коппинг-стратегии – сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладения со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. Решение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание.
Декомпенсация - возникает при неблагоприятных условиях: чрезмерные нагрузки, стрессы, болезни, прекращение коррекционных занятий и приводит к распаду сложившихся компенсаторных механизмов или приводит к рецидиву.
Гиперкомпенсация - (overcompensation) - в психологии: подчеркнутая защитная компенсация имеющейся или мнимой физической или психической неполноценности человека, при которой человек пытается преодолеть ее, прикладывая для этого значительно большие усилия, чем требуется. Стимул к развитию данного состояния появляется, если человек достигает значительных результатов на пути к достижению поставленной цели; однако, излишняя гиперкомпенсация может причинить вред человеку.
Псевдокомпенсация - это термин индивидуальной психологии А.Адлера. Это неосознаваемое поведение, мысли, реакции, с помощью которых происходит компенсация трудностей в жизни человека. Например, псевдокомпенсация ухода в болезнь или псевдокомпенсация тирана.
63. Понятие коррекции. Понятия «реабилитация» и «абилитация», их социально-психологический контекст.
Коррекция – центральное понятие специальной психологии и специальной педагогики. Слово «коррекция» от латинского «улучшение», «исправление». Коррекция – это система психолого-педагогических и медико-социальных мер, направленных на ослабление физических и психических нарушений. Это попытка довести дефект до минимума. С точки зрения психологии моментом достижения оптимального результата коррекционной работы является выведение элементарной психологической организации и уровень высшей психической деятельности.
Коррекция может быть прямой и косвенной. Прямая коррекция предполагает использование специальных материалов, косвенная предполагает, что в процессе обучения наступит продвижение в развитии ребенка, совершенствуется ее психомоторная и мыслительная деятельность. Путями коррекции при этом являются исправление, уточнение, обогащение имеющегося опыта и формирование нового. Правильно говорить о коррекции развития, а не дефекта.
Принцип коррекционно-развивающего обучения предполагает слияние коррекционной работы с учебным процессом.
Реабилитация – это внешний процесс. Понятие появилось в 60-х, реабилитация – это система государственных, социально-экономических, медицинских, профилактических, педагогических, психологических и других мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности; на эффективное и раннее возвращение больных и инвалидов в общество и к общественно полезному труду. Реабилитация касается как детей, так и взрослых. В результате реабилитации у человека должно сформироваться активное отношение к своему здоровью, желанию что-то изменить. Реабилитационные мероприятия направлены на восстановление того, что считается жизненными опорами человека, прежде всего себя, жизненного окружения. Поэтому существуют виды реабилитации: семейная, социально-психологическая, профессиональная. С точки зрения психологии, дефект приводит к конфликту полноценных человеческих потребностей с возможностью их реализовать, и направлена реабилитация.
Реабилитация – восстановление утраченных свойств, качеств, направленное на протекание компенсаторных процессов. Она предполагает формирование адекватной самооценки, расширение представлений о жизненной перспективе, трудовых установок.
Абилитация – преодоление или исправление нарушений с которыми индивид уже родился, т.е., когда говорят об абилитации, то у человека нет нормального развития.
Абилитационные мероприятия – система раннего вмешательства в процесс развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования, с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений.
64. Социализация детей и подростков с особенностями психофизического развития
В специальной психологии процесс социализации является центральным конструктом, который позволяет особым образом посмотреть на онтогенетическое развитие ребенка и на цели обучения и воспитания. Представления о социализации не четкие. Учение Выготского: ребенок социализируется для того, чтобы соответствовать социальным требованиям и быть принятым в системе социальных отношений, но при этом ребенок может начать свою социализацию только в присутствии взрослого, т.к. у ребенка отсутствует внутренняя готовность и способность быть полноценным субъектом социальных отношений. Понятие социализации отражает зависимость развития ребенка от социальной ситуации развития: определенными внешними изменениями в жизни ребенка (ребенок идет в школу) и психологическими субъективными изменениями. Субъективный аспект социальной ситуации развития позволяет говорить о том, что вхождение ребенка в систему социальных отношений. Изменение форм, способов и переживаний этих отношений и изменение участие в них механизма формирования субъекта социальных отношений процесса социальных отношений – интериоризация (Выготский).
Процесс интериоризации представляет собой формирование высших форм поведения и психической деятельности ребенка, т.е. его субъектности или сознательного представления личности как процесс перехода внешних отношений с другими людьми внутрь. В процессе социализации для ребенка важно освоить идеальные культурные образцы психической деятельности и поведения.
Социализацию можно рассматривать как различные аспекты интериоризации высших психических функций, выстроенных в определенной последовательности.