Основные требования к методическим материалам, применяемым в психодиагностике

Вопросы к экзамену

«Психолого-педагогическая диагностика»

Составитель Старикова Д.В.

Проблема нормы в психодиагностике. Основные виды норм. Применение различных видов норм в практической деятельности.

1. Понятие норма: различие психологического и медицинского подхода к норме.

2. Виды норм: статистическая, функциональная, идеальная. Способы выработки данных видов норм. Положительные и отрицательные стороны использования того или иного вида норм в психодиагностике.

3. Современный подход к понятию норма. «Социально-психологический норматив»

Литература:

1. Шаповал И.А. Специальная психология: Учебное пособие. М. – ТЦ Сфера, 2005 – с.8-11.

2. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. - М. : "Ось-89", 2006. С.65-77.

3. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. – с.31-37.

4. М.М.Семаго «Камень преткновения, или представления о нормативности в специальной психологии» (Статья)

Понятие психологического диагноза. Уровни психологического диагноза по Л.С. Выгодскому.

1. Понятие психологического диагноза.

2. Различные подходы к данному понятию. (Л.Ф. Бурлачук, И.А.Коробейников, А.Ф.Ануфриев)

3. Уровни постановки психологического диагноза по Л.С. Выготскому: симптоматический, этиологический, типологический.

4. Основные трудности и наиболее частые причины ошибок при постановке психологического диагноза

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.62-66.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера , 2005. – с.117-126.

3. Ануфриев А. Ф. Психологический диагноз. - М. : "Ось-89", 2006. С.117-138.

4. Бурлачук Л.Я. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер 2009. –с.126-131.

Понятие психологического анамнеза и его содержание в ситуации углубленного психологического обследования.

1. Понятие психологического анамнеза.

2. Содержание психологического анамнеза

3. Способы сбора психологического анамнеза

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.73-86.

2. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития . [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.103-104.

Этические принципы проведения психолого - педагогического исследования.

1. Уровни регуляции деятельности психолога-диагноста.

2. Основные этические принципы психодиагностики: ответственность, конфиденциальность, компетентность, благополучие респондента, профессиональная кооперация и квалифицированная пропаганда психологии.

3. Этические правила диагностического обследования

Литература:

1. И.В.Вайчков, И.Б.Гришпун, Н.С.Пряжников Введение в профессию психолог –с.443-457.

2. Немов Р.С. Психология т.3 [Текст]/ Р.С.Немов. – М.: Владос, 2001. –с.19-24.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике[Текст]/Л.Ф. Бурлачук, С.М.Морозов. – СПБ.: Питер, 2001. –с 410-414.

4. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.32-34.

5. Шаповал И.А. Методы изучения и диагностики отклоняющегося развития [Текст] / И.А.Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – с.33-40.

Основные требования к методическим материалам, применяемым в психодиагностике.

1. Требования у стимульному материалу: стандартность, половое и возрастное соответствие, апробация.

2. Требования к специалистам-смежникам, использующие психодиагностические методики

Литература:

1. Семаго Н., Семаго М. Теория и практика оценки психического развития ребенка: дошкольный и младший школьный возраст [Текст]/ Н.Семаго, М.Семаго. – СПб.: Речь, 2005. –с.73-86

2. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.31-32, 34-35.

6. Факторы, влияющие на достоверность самоотчета. Методы борьбы с социальной желательностью.

1.Основные причины, вызывающие социально желаемые ответы у испытуемых

2.Меры устранения или/и учета искажающего влияние установок на ответы.

Литература:

1. Методологические вопросы разработки и применения личностных опросников http://www.psyarticles.ru/view_post.php?id=566

2. Бодалев А.А. Столин В.В. Общая психодиагностика. Речь. 2004, с.125

3. Бурлачук Л.Я. Психодиагностика: учебное пособие для Вузов [Текст]/ Л.Ф.Бурлачук.- СПб.: Питер 2009. – с.258-267

Наши рекомендации