Упражнения на развитие процессов мышления и воображения. Решение мыслительных задач
Цель. Научиться на практике использовать приемы тренировки мышления понять роль представлений в решении мыслительных задач.
Практические упражнения «Разминка для ума»
Упражнение №1.* Закройте глаза и посчитайте от 1 до 100. В темпе, вслух, не сбиваясь и без ошибок. Заставьте себя быстро думать и быстро произносить цифры. Кстати, если вы студент или бизнесмен — это упражнение окажется для вас легким. В ином случае оно будет тяжелей, чем кажется на первый взгляд...
Упражнение №2. Вспомните или придумайте 10 экзотических имен. Не важно, мужских или женских. Начните со славянских. Потом перейдите к древнегреческим, китайским, персидским.
Упражнения №3.Поставьте перед собой стул. А теперь придумайте минимум 20 способов, как его оригинально использовать. Варианты типа «встать на него» или «сломать» не подойдут. Чем больше способов придумаете — тем больше у вас таланта!
Упражнения №4.Пофантазируйте! Сочините несколько необычных сочетаний. Например: «двухметровая фиолетовая роза» или «сладкая селедка». Смешайте необычные формы и цвета!
В приведенной ниже таблице показана разница между правым и левым полушариями мозга.
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ |
обработка только одного фрагмента информации линейная обработка информации последовательные действия письмо анализ связь ид ей абстракция формирование категорий логика рассудочность суждение математика вербальная память (Запоминание имени человека) использование символов Чтение книг о правилах дорожного движения ВЫВОД:Левое полушарие работает в основном на писателей, математиков, ученых; |
ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ |
интеграция в единое восприятие многих данных образное мышление знание без четких определений рассмотрение решения в целом рассмотрение сходства интуиция озарение внутреннее чувство синтез визуализация зрительная память (запоминание лица — функция правого) распознание образов привязка вещей к настоящему» внутреннее чувство правильного удара в гольфе ВЫВОД:правое полушарие — на художников, скульпторов, музыкантов.— функция левого полушария |
.Представьте себе длинный пассажирский состав, движущийся по рельсам. Человек смотрит на проходящий поезд, наблюдая за тем, как состав проносится мимо, вагон за вагоном. Сначала наш наблюдатель видит локомотив, затем первый вагон, второй, третий и т. д.' Если у этого человека хорошее боковое зрение, он может уловить части состава, те, которые уже миновали, и те, которые еще не дошли. Другой человек смотрит на тот же поезд с летящего самолета и видит весь состав, от локомотива до последнего вагона. Такова и разница между полушариями мозга. Левое полушарие обрабатывает информацию последовательно, фрагмент за фрагментом. Правое полушарие воспринимает ее в целом, на уровне интуиции. Вывод необходимо развивать оба полушария используя упражнения, решая мыслительные задачи т.д.
«Роль представления в решении мыслительной задачи»
Ход опыта. Предъявляются две задачи, которые необходимо решить в течение нескольких минут.
Задачи
I. В книжном шкафу стоят два тома собрания сочинений. В первом томе 300 страниц, во втором томе 200 страниц. В шкафу завелсякнижный червь и стал прогрызатькниги. Он прогрызот первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Сколько страниц прогрыз книжный червь?
2. От города А до города Б 120км. Из города А вышел поезд по направлению к городу Б и шел без остановки со скоростью 30 км в час. В то же самое время из города Б по направлению к городу А вылетела ласточка, летевшая со скоростью 60 км в час. Она долетела до поезда, повернула обратно и полетела в город Б. Долетев до города Б, она снова повернула по направлению к поезду и, долетев до него, опять повернула к городу Б. Так она летала навстречу поезду и обратно, пока поезд не прибыл в город Б. Сколько километров пролетела ласточка?
Вывод. Проанализировав процесс решения и определив, какую роль при решении каждой задачи играли представления, можно сделать вывод о возможности положительной и отрицательной роли представлений при решении мыслительных задач,
Обобщение»
Ход опыта. Испытуемым необходимо прочитать слова каждого ряда, определить «лишнее» слово и сказать, что объединяет оставшиеся слова.
Задачи
1. Собака, корова, овца, лось, мошка. Собака, корова, овца, лось, лошадь.
2. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, водное поло. Футбол, хоккей, ручной мяч, баскетбол, бадминтон.
3. Енисей, Объ, Печора, Лена, Индигирка. Енисей,Обь, Печора, Лена, Дон.
Какие мыслительные операции потребовались при решении задач, чтобы прийти к правильным обобщениям?
Чем отличался процесс обобщения первого н второго ряда слов в каждой задаче?
Вывод. Существует взаимосвязь всех мыслительных операций. велика роль обобщения, анализа, сравнения, важен выбор существенных отличий.
«Особенности творческого воображения»
Задача 1. Выяснить некоторые особенности творческого воображения, выраженного в словесной форме. •
Ходзадачи. Испытуемые прослушивают начало рассказа. «Темнело. Шел нудный дождь. На трамвайной остановке под зонтиком стояли две девушки. Они о чем-то тихо разговаривали. Вдруг...»
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время на работу — 10 минут.
В качестве критерия оценки используются следующие показатели: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота сюжета, неожиданность концовки.
Задача 2. Проследить особенности творческого воображения. Ход задачи. Испытуемые записывают слова: ключ, шляпа, лодка, сторож, кабинет, дорога, дождь. Необходимо составить логически связанный рассказ, используя все данные слова. Оценка рассказов по критериям предыдущей задачи.
Задача 3. Выяснить особенности творческого воображения. Ходзадачи. Испытуемым предлагается начертить в тетради кружок диаметром 2 см в центре чистого листа. Затем прибавить к нему сколько угодно штрихов и получить осмысленный законченный рисунок предмета.
Вывод. Воображение развертывается на основе какого-либо исходного материала (слова, текста, чертежа, схемы, знака); точность и яркость образов зависят от знаний человека, умения извлекать их из памяти, увязать с задачей и исходными данными, воображение играет существенную роль в процессе усвоения знаний.
Раздел 4. |
Раздел 4 Эмоционально-волевые характеристики личности