Алгоритм выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ
Выполнение КР и ВКР должно осуществляться по следующему алгоритму (см. приложение 3):
1.Выбор темы КР или ВКР.
2.Выбор научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава факультета психологии.
3.Написание студентом заявление на имя заведующей кафедрой с указанием темы и фамилии, инициалов научного руководителя.
4.Утверждение тем КР и ВКР, закрепление групп студентов за научными руководителями.
5.Организационная встреча группы студентов с научным руководителем; составление графика работы над КР или ВКР.
6.Выполнение КР или ВКР в течение учебного года; консультации с научным руководителем.
7.Представление студентами КР и ВКР на предварительное рассмотрение.
8.Представление студентами КР или ВКР для экспертизы; получение оценки.
Выбор темы исследовательской работы и формулировка ее заглавия. Следуя алгоритму научного исследования, работа над КР и ВКР начинается с выбора темы.
Выбор темы может осуществляться студентами несколькими способами. Во-первых, студент выбирает тему из списка, который формируется преподавателями кафедр факультета, исходя из личных профессиональных интересов и направлений работы кафедр. Во-вторых, студент имеет право предложить собственную тематику, обосновав при этом ее актуальность, аргументировав необходимость в ее разработке. В-третьих, студент может выбрать тему, предложенную куратором проекта, реализуемого на одной из кафедр либо в целом на факультете. В-четвертых, студент может выбрать тему, определенную специалистом, работающим вне факультета психологии и по договоренности с администрацией факультета выполняющим функции консультанта в процессе работы со студентами
Тема ВКР чаще всего является продолжением исследований ранее представленных в курсовых работах. Пролонгированность такой деятельности позволяет осуществить либо комплексное, либо лонгитюдное исследование и выполнить работу интегрированного характера, что способствует повышению качества исследовательской работы, ее значимости для профессионального сообщества.
При разработке тематики необходимо помнить, что она должна отвечать следующим требованиям:
· соответствия задачам подготовки специалистов той или иной квалификации;
· учета направления и проблематики современных психологических исследований;
· приобщения студентов к работе над актуальными научными проблемами психологии;
· учета разнообразия интересов студентов в области психологической теории и практики.
В русском языке при назывании работы используют два термина: «тема работы» и «заглавие работы». Тема работы раскрывает лишь основное содержание, не определяя ее тонкости. В ней обычно заключена мысль о том, чему она посвящена. Заглавие же дает точное название работы, выявляя специфику, определенную идеей и результатом исследования. Например: работа может быть посвящена изучению социального статуса и самооценки старшеклассников. Это выступает темой исследования. Идея же заключается в изучении взаимосвязи между этими психологическими явлениями. Поэтому заглавие работы целесообразно сформулировать как «Характер взаимосвязи социометрического статуса и самооценки старшеклассников». Заглавие позволяет точно определить предмет исследования.
Для правильного формулирования заглавия КР и ВКР целесообразно учитывать ряд методологических и лингвистических правил.
Правило 1. Заглавие работы определяется ее основным результатом.
Заглавие не должно быть ни слишком частным (узким), ни слишком общим (широким) относительно представленных в работе результатов. Так, например, в психологической литературе можно встретить такие формулировки заглавия научных статей как «Исследование креативности мышления» или «Психология взаимодействия». Хотя содержание работ раскрывает одну, в лучшем случае несколько особенностей представленных в заглавии явлений и не дает полного представления о заявленном объекте. Такой подход к озаглавливанию требует дополнительного уточнения предмета и направления исследования.
Правило 2. В заглавии должно быть верно подобрано «ключевое слово».
Для этого целесообразно ответить на два вопроса:
1. О чем (о каком предмете, явлении) что-либо говорится в работе?
2. Что именно утверждается об этом предмете, какой из его аспектов находится в поле зрения?
Например: при формулировки заглавия данного раздела необходимо уточнить о чем говорится в разделе? О теме курсовой и выпускной квалификационной работ. В каком ракурсе рассматривается тема? Раскрывается технология выбора темы исследовательской работы, рассматриваются проблемы, связанные с ее озаглавливанием. Именно поэтому данная глава озаглавлена как «Выбор темы исследовательской работы и формулировка ее заглавия».
Правило 3.«Ключевое слово» в заглавии ставится либо на первое место, либо под логическое ударение.
Это делается в целях усиления акцента на предмете исследования.
Правило 4. Заглавие не начинается с неопределенных слов.
В специальной литературе можно встретить заглавия начинающиеся такими выражениями, как «некоторые вопросы…», «исследование некоторых особенностей…» и др. По содержанию такие заголовки не дают точного представления о чем конкретно идет речь в исследовании и требуют дополнительной работы по уточнению предмета.
Правило 5. В заглавиях не используют сокращения и не подменяют научные понятия житейскими формулировками.
Например, при чтении заглавия «Особенности восприятия учебной ситуации учащимися из традиционных классов и КРО» может возникнуть двоякая трактовка сокращения: КРО — как класс развивающего обучения и КРО — как коррекционно-развивающее обучение. Эти понятия требуют совершенно различных исследований.
Формулировка заглавия КР и ВКР осуществляется на завершающей стадии исследовательской деятельности, так как она тесным образом связана с результатами, полученными в исследовании.
Выбор научного руководителя из числа профессорско-преподавательского состава факультета психологии. Научным руководителем студентов могут являться высококвалифицированные специалисты — профессоры, доценты, старшие преподаватели, научные сотрудники, имеющие опыт научно-исследовательской деятельности. При необходимости для научного руководства могут привлекаться практические работники, имеющие ученую степень, специалисты в области психологического консультирования и др.
Руководство по написанию КР и ВКР заключается в консультациях студента по вопросам выбора темы, составления плана, подбора литературы, организации и проведении эмпирического исследования, обработки полученных данных. Научный руководитель также контролирует своевременность выполнения КР или ВКР и стимулирует самостоятельность студента. Задача научного руководителя состоит в содействии студенту в формировании творческого мышления; самостоятельности суждений; развитии правильного письма и речи, заключающихся в четком изложении и аргументированных выводах исследовательской работы [19].
Написание студентом заявление на имя заведующей кафедрой с указанием темы и фамилии, инициалов научного руководителя. Образец заявления см. в прил. 4.
Утверждение тем КР и ВКР, закрепление групп студентов за научными руководителями. В установленные деканатом сроки темы КР утверждаются кафедрами факультета, тема ВКР также и приказом ректора УрГПУ.
Организационная встреча группы студентов с научным руководителем; составление графика работы над КР или ВКР. Целью организационной встречи является знакомство научного руководителя со студентами, осуществляющими исследовательскую деятельность под его руководством, а также общее информирование о содержании и организации КР или ВКР. На индивидуальных встречах студентов и научного руководителя составляется график работы над исследовательскими проектами (пример графика см. в приложении 5).
Выполнение КР или ВКР в течение учебного года; консультации с научным руководителем. Систематический характер деятельности по выполнению КР И ВКР, встреч с научным руководителем повышает качество исследовательских работ. Даты и время консультаций научный руководитель определяет индивидуально с каждым студентом, либо он имеет в своем расписании фиксированный день (время), который предназначен для консультаций студентов.
Представление студентами КР и ВКР на предварительное рассмотрение. В сроки, установленные деканатом студенты обязаны предоставить КР своим научным руководителям, а ВКР комиссии на предварительное рассмотрение.
Представление студентами КР или ВКР для экспертизы; получение оценки. В установленный деканатом срок студенты представляют печатный и электронный варианты КР или ВКР, аннотацию и компьютерную презентацию работы научному руководителю или комиссии из числа преподавателей факультета (правила, алгоритм защиты и получения оценки КР см. в п. 4 руководства).
Студенты 5 курса защищают ВКР в соответствии с правилами, описанными в п. 4 настоящего руководства (см. также приложение 2).
Планирование исследовательской деятельности
Выполнение КР и ВКР, как правило, осуществляется по плану, который отражает этапы работы над научной проблемой:
1. Разработка концепции исследования:
1.1. Выбор направления и темы КР или ВКР.
1.2. Постановка проблемы.
1.3. Определение объекта и предмета исследования.
1.4. Формулировка цели и задач исследования.
1.5. Определение методологических оснований и ключевых понятий.
1.6. Изучение состояния проблемы.
1.7. Систематизация сведений.
1.8. Формулировка гипотезы исследования.
2. Сбор эмпирических данных:
2.1. Уточнение гипотезы или формулировка экспериментальной гипотезы исследования.
2.2. Определение стратегии эмпирического исследования.
2.3. Подбор методов и методик исследования и обработки данных.
2.4. Определение параметров выборки.
2.5. Проведение пилотажной серии исследования.
2.6. Проведение основного этапа эмпирического исследования, получение данных.
2.7. Первичная обработка полученных данных.
3. Интерпретация полученных данных, формулировка выводов исследования.
3.1. Количественная (с помощью методов математической статистики) и качественная обработка данных, интерпретация.
3.2. Систематизация результатов исследования.
3.3. Формулировка и структурирование основных выводов исследования.
3.4. Определение перспектив исследования по данному направлению.
3.5. Формулировка рекомендаций заинтересованным лицам.
3.6. Оформление приложения
4. Оформление КР или ВКР, создание слайдов для ее презентации.
4.1. Содержательная и формальная доработка КР или ВКР.
4.2. Создание слайдов в программе Power Point.
4.3. Работа над защитным словом.
5. Презентация КР или ВКР, получение оценки.
5.1. Публичная или заочная презентация КР или ВКР.
5.2. Получение оценки за КР или ВКР.
Предложенный план исследовательской деятельности может видоизменяться в соответствии со спецификой целей и направленностью КР или ВКР.
График деятельности студентов по выполнению КР и ВКР представлен также в приложении 5.