Назовите и охарактеризуйте стратегии управления персоналом предприятия
Назовите и охарактеризуйте типы кадровой политики предприятий. Раскройте этапы проэктирования кадровой политики предприятий
Типы кадровой политики предприятий:
1. В зависимости от уровня осознанности правил и норм, которые лежат в основе кадровых мероприятий, и уровня влияния управленческого аппарата, на кадровую ситуацию в предприятии выделяют такие типы кадровой политики:
1.1. Пассивная кадровая политика: руководство предприятия не имеет программы действий по отношению к персоналу, а кадровая работа заключается в ликвидации негативных последствий.
1.2. Реактивная кадровая политика: руководство предприятия осуществляет контроль за негативными аспектами работы с персоналом, причиной и ситуацией развития кризиса, а также применяет мероприятия по локализации кризиса.
1.3. Превентивная кадровая политика: в программе развития предприятия содержатся краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах, сформулированная задача относительно развития персонала.
1.4. Активная кадровая политика: руководство предприятия имеет не только прогноз, но и средства влияния, на ситуацию; кадровая служба способна разработать антикризисную кадровую программу, проводить постоянный мониторинг ситуации и корегувати выполнение программы в соответствии с параметрами внешней и внутренней среды.
В соответствии с этим выделяют два подвидов активной кадровой политики:
• рациональная кадровая политика;
• авантюристская кадровая политика.
2. В зависимости от степени открытости относительно внешней среды при формировании кадрового состава (принципиальной ориентации предприятия на собственный персонал или на внешний персонал) выделяют такие типы кадровой политики:
2.1. Открытая кадровая политика: предприятие готово принять на работу любого специалиста, если он имеет соответствующую квалификацию, без учета опыта работы в этом или родственном ему предприятии.
2.2. Закрытая кадровая политика: предприятие ориентируется на включение нового персонала только низшего должностного уровня, а замещение происходит из числа работников предприятия.
Этапы проектирования кадровой политики предприятия:
Нормирование
На данном этапе проводится анализ корпоративной культуры, стратегии и этапа развития предприятия, прогнозируются возможные изменения, определяются требования к работнику предприятия.
Программирование
Цель данного этапа – разработка программы, путей достижения цели кадровой работы с учетом условий нынешних и возможных изменений ситуации. Необходимо определить систему мероприятий по достижению цели с учетом как нынешнего состояния, так и возможности изменений.
Мониторинг персонала
Цель данного этапа – разработка процедуры диагностики и прогнозирования кадровой ситуации. Необходимо выделить индикаторы состояния кадрового потенциала, разработать программу постоянной диагностики и механизм выработки конкретных мер для развития и использования знаний, умений и навыков персонала.
При этом является целесообразной оценка эффективности кадровой программы и разработка методики их оценки.
Назовите и охарактеризуйте стратегии управления персоналом предприятия
Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) – это специфический набор основных принципов, правил и цели работы с персоналом, конкретизированной с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики.
Существует два типа кадровой стратегии. Во-первых, это стратегия организации, главным продуктом деятельности которой являются сами кадры. В данном случае кадровая стратегия имеет самостоятельное значение и является генеральной. Во-вторых, это организация, в которой персонал является одним из факторов их деятельности. В данном случае кадровая стратегия принадлежит к группе функциональных. Она зависит от генеральной, развивает и детализирует ее.
Основные виды кадровой стратегии предприятия.
Группа генеральной стратегии | Виды маркетинговой стратегии | Характеристика маркетинговых стратегии | Виды кадровой стратегии | Требования к менеджерам |
Стратегия функционирования | Стратегия лидерства в низких расходах | Ориентирует предприятие на получение дополнительного дохода за счет экономии на постоянных расходах, что складывается в результате максимизации объемов продажи стандартных товаров повседневного спроса и завоевание новых рынков путем снижения цены | Ориентация на привлечение и закрепление работников массовой профессии средней квалификации | Необходимые менеджеры адміністратив-ного уровня |
Стратегия дифференциации | Концентрация предприятием своих усилий в нескольких приоритетных направлениях, в которых оно пытается достичь преимущества над другими | Ориентация на персонал узкой специализации и максимально высокой квалификации | Лидерские качества и предпринимательские способности | |
Стратегия фокусировки | Выбор предприятием определенного сегмента рынка и реализация на нем стратегии лидерства в низких расходах или стратегии дифференциации | Ориентация на персонал узкой специализации | инновационное мышление, творческий подход до принятия управленческих решений | |
Стратегия развития | Стратегия роста | Обеспечивает наращивание конкурентных преимуществ предприятия за счет внедрения на новые рынки, диверсифікованості, постоянных нововведений. Свойственная, как правило, молодым предприятиям, которые стремятся в кратчайший срок занять позицию лидера на рынке, или предприятиям, которые используют новейшие достижения НТП | Привлечение персонала особенно высокой квалификации. Основной акцент на: создание надлежащей системы мотивации, формирования благоприятного, морально психологического климату, постоянное повышение квалификации, карьерный рост | Творческие и предпринимательские задатки |
Стратегия умеренного роста | Свойственная предприятиям, которые имеют крепкую позицию на рынке и функционируют в традиционной сфере | Привлечение и закрепление кадров, стабилизация персонала. Основной акцент на: внутреннее перемещение кадров, переобучения персонала, усиления социальной гарантии. | Администраторские качества | |
Стратегия сокращения | Необходимая в периоды перестройки деятельности предприятия, когда нужно осуществить его "санацию", лишиться от всего обветшалого | Организация массовых освобождений и помощь в трудоустройстве. Основной акцент на: стимулирование досрочного выхода на пенсию, сохранение персонала, который отвечает будущим направлениям работы; переквалификацию | Высокий уровень социальной компетентности, предпринимательские и административные задатки | |
Комбинированная стратегия | Включает усталость или другом соотношении элементы стратегии роста, умеренного роста, сокращения | Включает в зависимости от конкретной ситуации элементы трех предыдущей стратегии | Зависят от комбинации стратегии |
Раскройте содержание кадровой политики на разных этапах жизненного цикла предприятия
Содержание и специфика деятельности управления персоналом в значительной мере определяются задачей, которая решается предприятием на разных стадиях его развития. Да, организационные, производственные, технологические и другие процессы, которые происходят на предприятии, требуют соответствующего кадрового обеспечения. В связи с этим управление персоналом должно обеспечить предприятие необходимыми кадровыми ресурсами.
1. Стадия формирования предприятия.
Основная задача на этом этапе – поиск товара, который сможет найти свой рынок, своего потребителя.
Задача кадровой службы на данной стадии – определение направлений кадровой работы и цели работы с персоналом, конкретизированной с учетом условий деятельности предприятия.
Основные задачи относительно управления персоналом на данном этапе:
1. Подготовка организационного проекта:
• проектирование организационной структуры;
• расчет потребности в персонале;
• анализ кадровой ситуации в регионе;
• разработка системы стимулирования труда.
2. Формирование кадрового состава:
• анализ деятельности и формирование критериев отбора кандидатов;
• определение сегмента рынка рабочей силы, из которой целесообразнее проводить набор.
3. Разработка системы и принципов кадровой работы:
• формирование кадровой политики и плана кадровых мероприятий;
• формирование самой кадровой службы (организационной структуры, набор состава);
• разработка системы сбора, сохранения и использования кадровой информации.
2. Стадия интенсивного роста предприятия.
Сформулирована новая идея, найден товар, полученные средства, настроено производство, товар поступил на рынок, предприятие переходит к стадии интенсивного роста.
Основная задача относительно управления персоналом на данном этапе:
1. Переструктурирование предприятия (для удовлетворения растущего спроса): должны появиться новые отделы, подразделы, установленная связка, между ими.
2. Привлечение нового персонала. (следуют найти новых работников, оценить их, отобрать наиболее пригодных и обеспечить адаптацию персонала)
3. Изменение принципов управления.
4. Содержание и укрепление корпоративной культуры, преодоления тенденции ее размывания новыми работниками.
Для этого необходимо придерживаться следующих требований:
• принимать на работу новых работников, способных воспринять корпоративную культуру предприятия;
• формализировать правила, символы и норму поведения;
• карать и освобождать работников, которые отклоняются от нормы корпоративной культуры.
3. Стадия стабилизации предприятия.
Основная задача относительно управления персоналом на данном этапе:
1. Снижение расходов на персонал.
2. Оценка эффективности деятельности персонала, выявления резервов роста производительности и качества труда.
3. Разработка системы планирования карьеры, формирования кадрового резерва, организации учебы и продвижения персонала.
4. Выбор между ориентацией на функционирование (поддержка работоспособности предприятия в нынешней технологии и объеме) и развитием (подготовкой предприятия к следующему изменению, предотвращению кризиса). Таким образом, и управление предприятием, и управление персоналом должны решить, что для предприятия в настоящий момент целесообразно: максимально сосредоточиться на "эксплуатации" достигнутого или начать изменения, готовить новый продукт, новый рынок, само предприятие, к будущему, и этим предотвратить стадию кризиса.
Назовите цели и задачи кадрового планирования. Освветите принципы кадрового планирования на предприятии
Кадровое планирование – это система комплексных решений и мероприятий по реализации цели предприятия и каждого работника, которая позволяет:
• обеспечить предприятие персоналом в соответствии с количеством и требованиями рабочих мест;
• подобрать таких людей, которые могли бы решать поставленные задания как в текущем, так и в будущем периодах;
• обеспечить высокий уровень квалификации работников;
• обеспечить активное участие работников в управлении предприятием.
С помощью кадрового планирования можно определить:
• сколько работников, какой квалификации, когда и где будут необходимы;
• какие требования предъявляются к той или другой категории работников (профессионально – квалификационная модель должности);
• каким образом привлечь нужный и сократить ненужный персонал;
• как использовать персонал в соответствии с его потенциалом;
• как обеспечить развитие этого потенциала, повысить квалификацию людей;
• как обеспечить справедливую оплату труда, мотивацию персонала, и решить его социальная проблема;
• какими будут расходы на запланированные мероприятия.
Принципы кадрового планирования
Принцип | Характеристика |
Научность | Применение научных данных, нормы и нормативов |
Непрерывность | Обусловленная соответствующим характером хозяйственной деятельности предприятия и тем обстоятельством, что сам персонал находится в постоянном движении. Планирование рассматривается не как единичный акт, а как постоянно повторяемый процесс |
Массовость | Привлечение к процессу планирования работников, которые будут выполнять эти планы. Особенное значение этого принципа – при составлении социальных планов |
Гибкость | Возможность постоянного внесения коррективов в раньше принято кадровые решения или их пересмотру в соответствии с обстоятельствами, которые изменяются |
Согласование планов по персоналу в форме координации и интеграции | Согласование "по горизонталь" и "по вертикаль" |
Полнота | Планирование должно охватывать все вопросы, которые касаются воссоздания, развития, использования персонала, мотивации труда |
Точность | Соблюдение точной нормы, нормативов, законодательных документов, а также количественной и качественной характеристики персонала |
Экономичность | Соблюдение точной нормы, нормативов, законодательных документов, а также количественной и качественной характеристики персонала |
Создание необходимых условий для выполнения плана | Обеспечение необходимыми ресурсами |
Назовите и охарактеризуйте виды планирования работы с персоналом предприятия. Раскройте структуру оперативного плана работы с персоналом предприятия
Процесс планирования находит свое логическое завершение в плане. Планом называется официальный документ, в котором отображаются прогнозы развития предприятия и отдельной стороны его деятельности (в данном случае – персоналу) в будущем; промежуточная и конечная задача и цель, которая стоит перед им и его отдельными подразделами в соответствующей сфере; механизмы координации текущей деятельности и распределению ресурсов; стратегия на случай чрезвычайных обстоятельств.
Существует три основных типов планов.
план-цель, который являет собой набор качественной и количественной характеристики желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем, что, однако, никогда не связываются ни с конкретным способом достижения, ни с необходимыми для этого ресурсами. В планировании персонала этот вид планов не имеет практического значения.
планы для повторяемых действий, которые указывают их сроки, а также порядок осуществления, в стандартной ситуации. В планировании персонала это могут быть, например графика работы и схемы расстановления работников по рабочим местам при замене.
планы для неповторяемых действий, которые складываются для решения специфической проблемы, которая возникает в процессе развития и функционирования предприятия. Такие планы могут иметь в виду программу, например относительно улучшения условий труда.
В зависимости от длительности планового периода, цели и условий планирования, различают три видов планирования:
• стратегическое (перспективное); На стратегическом уровне определяют долгосрочные, рассчитанные на 10-15 лет цели предприятия, направления его развития, учитывая общую ситуацию на рынке труда, тенденции развития внутренней и внешней торговли, концепции, и направления развития народного хозяйства в целом.
• тактическое (среднесрочное); На тактическом уровне общая цель конкретизируется на более короткий период – 2-5 лет, и в соответствии с поставленными заданиями привлекаются необходимые ресурсы.
• текущее (оперативное). На оперативном уровне решаются текущие задания, которые обусловлены конъюнктурой рынка, и, соответственно, планы разрабатываются в пределах года. В годовых планах задания тактического планирования конкретизируются, уточняются на основе изучения движения персонала, потребности производства.