Оценка уровня информационной прозрачности по методике, основанной на анализе официальных сайтов сетей кофеен Starbucks, Кофе Хауз, Шоколадница
Рассмотрим, как реализуются принципы информационной прозрачности, и какое влияние оказывает информационная прозрачность и открытость на формирование доверия клиентов и партнеров по бизнесу на примере нескольких крупных кофеен: Starbucks, Кофе Хауз, Шоколадница. В качестве экспериментальной базы используем официальные сайты данных компаний.
Изучив контент официального сайта сети кофеен Кофе Хауз www.coffeehouse.ru, мы можем говорить, что компания предоставляет в достаточном объеме всю необходимую информацию, отражающую основные направления и характеристики деятельности. На сайте сети кофеен представлена информация о миссии; логотип, контактные данные для связи с руководством и отделами, адреса кофеен, результаты и достижения; нормы и ценности компании; анонсы о различных акциях и скидках для посетителей, меню; информация о целевой аудитории сети кофеен, о работе в компании и обучении; информация о размещении рекламы и аренде, партнерах компании, презентации для арендодателей. Однако история развития сети кофеен не указана на официальном сайте, но она присутствует на других сайтах. Также на сайте отсутствует финансовая отчетность компании.
Ценности компании:
· клиентоориентированность
· уважение
· профессионализм
· командная работа, энтузиазм.
Так, мы видим, что компания публикует на своем официальном сайте и тем самым предоставляет открытый доступ к ресурсам организации широкому спектру пользователей, включая посетителей кофеен, сотрудников, партнеров, общественные организации и инвесторов. На основании этого, можно сделать вывод о том, что компания Кофе Хауз уделяет большое внимание развитию информационной инфраструктуры и формированию информационной прозрачности компании, что позволяет компании привлекать клиентов и партнеров по бизнесу и способствует росту уровня конкурентоспособности, привлекательности бренда компании, дает возможности для привлечения новых ресурсов для развития сети кофеен.
Просмотрев официальный сайт всемирной сети кофеен «Starbucks» starbuckscoffee.ru, необходимо сказать, что компания в достаточной мере предоставляет сведения, которые могли бы заинтересовать клиента. На сайте представлена информация об истории Starbucks, логотип (символика), информация о руководстве и команде компании (контактные данные для связи с руководством, отделами, сотрудниками компании), о том, как и когда данная сеть появилась в России, пресс-релизы (сообщение для прессы), контактная информация компании, адреса кофеен, информация об устройстве на работу и карьере, а также информация про подарки и сувениры. Интересно то, что на данном сайте мы можем ознакомиться с информацией про кофе, про различные сорта, можно так же узнать вкусовые отличия кофе, регионы произрастания историю кофе и много другое. Что касается финансовой отчетности компании, то на сайте она отсутствует. Также на сайте не предоставлена информация о ценах на напитки и еду. На сайте помимо всего прочего имеется информация про миссию Starbucks. Она заключается в утверждении Starbucks на позициях основного мирового поставщика высококачественного кофе, сохраняя по мере роста и развития приверженность бескомпромиссным принципам. Основные принципы заключаются в следующем:
· Обеспечивать превосходную рабочую атмосферу и относиться ко всем с уважением и достоинством.
· Позитивно воспринимать разнообразие, которое является составной частью бизнеса
· Применять высочайшие и самые совершенные стандарты при закупке, обжарке и подаче посетителям свежего кофе
· Понимать и признавать, что прибыльность лежит в основе будущего процветания компании.
Нельзя не упомянуть про корпоративную социальную ответственность Starbucks. Ведь компания активно участвует в вопросах сообщества и окружающей среды. Starbucks™ Shared Planet™ – это меры, которые компания принимает совместно с сообществами для установления норм ответственного ведения бизнеса и создания лучшего будущего для людей. Это говорит о том, что компании важен каждый человек, то есть каждый клиент, а также партнеры, т.е. сотрудники, важна судьба окружающей среды и мира в целом. Все это ценности всемирной сети кофеен «Starbucks».
На официальном сайте сети кофеен Шоколадница (www.shoko.ru ) широко представлена информация о компании, а именно отражены: философия и история создания кофейни Шоколадница, информация о партнерах компании, акциях, специальных предложениях и скидках, подарочных картах, меню, адреса кофеен, логотип, информация о доставке, анонсы о предстоящих событиях и мероприятиях, информация об устройстве на работу и карьере; Также на сайте есть контакты для связи со всеми отделами, в том числе с центральным офисом, руководством, отделом по подбору персонала и т.д. Присутствует информация о различных наградах компании и ее работников; информация о закупках, франчайзинге и т.д. Для того чтобы сотрудники всегда знали, то происходит в их организации, постоянно размещается информация о новостях и событиях.
Миссия брэнда «Шоколадница» – сделать так, чтобы кофе стал неотъемлемой частью образа жизни, а кофейня – местом встречи. Основные ценности брэнда – натуральность и качество продуктов, уютная и гостеприимная атмосфера кофеен, высокий сервис обслуживания гостей.
Особое внимание Шоколадница уделяет профессиональному развитию сотрудников. Для работы в данной организации опыт работы не требуется. Все новые сотрудники проходят обучение в Учебном Центре компании, где они знакомятся со стандартами и принципами работы, что облегчает адаптацию на новом рабочем месте.
Также в компании работает служба информационной поддержки клиентов, готовая ответить на любые вопросы в течение 24 часов, 7 дней в неделю. Это тоже говорит об открытости компании и о высоком уровне информационной прозрачности.
Таким образом, в ходе исследования официальных сайтов компаний, было составлено описание всех составляющих элементов организационной культуры, оценить которые можно на основании представленности информации о них в открытом доступе для пользователей, клиентов, потребителей и партнеров.
Определим уровень информационной прозрачности с помощью оценки объема и качества информации о деятельности компании, размещаемой на ее официальном сайте. Оценка проводится по 10-ти показателям, отражающим элементы организационной культуры. Характер представления информации оценивается по 3-х балльной шкале (таблица 2.2).
Данный метод позволяет получить характеристику уровня информационной прозрачности компаний с возможностью их оценки и сравнения по отдельным показателям.
Таблица 1–Сравнительные характеристики информационной прозрачности компаний
№ | Показатель, отражающий элемент организационной культуры компании | Кофе Хауз | Starbucks | Шоколадница |
1. | Миссия компании | |||
2. | Ценности, приоритеты компании | |||
3. | История развития компании | |||
4. | Логотипы | |||
5. | Информация о руководстве и персонале | |||
6. | Новости, анонсы о событиях | |||
7. | Отчеты о мероприятиях | |||
8. | Финансовые отчеты | |||
9. | Проведение акций, конкурсов | |||
10. | Предложения для партнеров, клиентов | |||
Общая сумма баллов: | ||||
Примечание: 1 балл – информация отсутствует; 2 балла – информация отражена не в полном объеме; 3 балла – информация представлена в достаточном объеме. |
Результаты проведенного исследования показывают, что исследуемые нами компании имеют достаточно высокие оценки уровня информационной прозрачности. Таким образом, проведя сравнительный анализ уровня информационной прозрачности компаний Кофе Хауз, Starbucks и Шоколадница, можно заключить, что крупные сети кофеен уделяют большое внимание формированию и развитию информационной культуры. Ключевыми принципами при этом являются информационная прозрачность, открытость, достоверность информации что, соответственно, имеет положительные результаты в деятельности компании в целом. Достигая высокого уровня информационной прозрачности, как характеристики информационной культуры, компания становится более привлекательной для клиентов, партнеров по бизнесу, инвесторов, общества. Благодаря доступности и открытости ресурсов компании, возможности обратной связи и непосредственного взаимодействия руководства и подчиненных улучшается психологический микроклимат внутри организации, укрепляются и развиваются внутрикорпоративные отношения, формируется сильная организационная культура компании.
Как показал опыт исследуемых нами компаний, информационная прозрачность является инструментом формирования положительного имиджа компании, инвестиционной привлекательности, устойчивого развития и повышения конкурентоспособности компании в условиях современного информационного общества.