Факторы и механизмы социализации
Факторы социализации личности принято разделять на макро- (обусловленные проживанием в больших общностях – страна и т. п.), мезо- (нация, регион, село или город) и микрофакторы (малые группы), отражающие социально-политические, экономические, исторические, национальные и другие особенности развития личности.
Конкретные группы, в которых личность приобщается к системе общественных норм и ценностей, называют институтами социализации:
- семья,
- школа (в широком смысле – вся система образования),
- для взрослых – трудовой коллектив,
- неорганизованная среда (от «уличных» явлений до телевидения),
- общественные объединения разного рода,
Основные этапы социализации личности.
Основные этапы социализации личности:
· Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;
· Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.
Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе.
· Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.
· Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида, поскольку на протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.
· Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.
· В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.
13. Агенты социализации.
Агенты социализации – это структурные группы или окружения, в которых протекают важнейшие процессы социализации. Во всех культурах важнейшим агентом первичной социализации для ребенка является семья. Однако на более поздних стадиях жизни вступает в действие множество других агентов социализации. Агентами вторичной социализации индивида являются школа, вуз, армия, церковь.
Кроме того, большое социализирующее воздействие на человека оказывают группы сверстников, и средства массовой информации. Развитие средств массовой коммуникации увеличило число возможных агентов социализации. Распространение массовых печатных изданий было позднее дополнено средствами электронной коммуникации.
14. Теории социализации
Ø Зигмунд Фрейд
Ø Жан Пиаже
Ø Лоренс Колберг
Ø Кэрол Гиллиган
Ø Джордж Герберт Мид
Зигмунд Фрейд
Основные человеческие потребности:
· эрос (инстинкт жизни)
· танатос (инстинкт смерти).
Эти силы действуют на бессознательном уровне и порождают напряжение.
Модель личности:
Ид –воплощение основных влечений человеческого существа, которые требуют немедленного удовлетворения.
Эго –сознательные усилия индивида, направленные на уравновешивание врожденных влечений к поиску наслаждения с требованиями общества.
Суперэго –культурные ценности и нормы, интернализированные индивидом.
Развитие личности: Ид и Суперэго конфликтуют, но у хорошо приспособленного индивида Эго уравновешивает эти противоборствующие силы.
Сублимация –преобразование эгоистичных стремлений в социально приемлемое поведение.
Жан Пиаже
В основе теории социализации
лежит идея о стадийности когнитивного
развития.
I стадия – сенсомоторная. Уровень
человеческого развития, когда индивиды воспринимают мир только чувственно.
II стадия – дооперациональная. Уровень развития человека, когда индивиды впервые начинают использовать языковые и другие символы.
III стадия – конкретных операций. Уровень человеческого развития, когда индивиды впервые воспринимают причинные связи в своем окружении.
IV стадия – формальных операций. Уровень развития человека, когда индивиды мыслят абстрактно и критически.
Лоренс Колберг
В основе теории Колберга
лежит учение о развитии морального
Мышления.
I стадия – доконвенциональный уровень.Правильно то, что приятно.
II стадия – конвенциональный уровень.Правильно то, что согласуется с культурными нормами.
III стадия – постконвенциональный уровень.Правильно то, что соответствует абстрактным этическим принципам.
Кэрол Гиллиган
Гендерный фактор:
Кэрол Гиллиган утверждает, что
мальчикам свойственен подход справедливости и они опираются на формальные правила в определении правильного и неправильного;
девочкам же – подход заботы и ответственности, влияние ситуативного фактора.
Джордж Герберт Мид
« Я» - часть личности индивида, которая складывается из самосознания и образа «Я»;
продукт социального опыта. Зеркальное «Я» - образ «Я», основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других.
15. Понятие установки: модели, виды, функции.
Установка – оценка людей, предметов и идей, оценивающее отношение, позитивная или негативная реакция на что-либо.
Люди не просто равнодушные наблюдатели, они постоянно оценивают все, что видят.
Трёхкомпонентный подход:
Установка –комбинация трёх концептуально различимых реакций на определённый объект:
- аффективная(любовь, эмоции, ненависть, симпатия и антипатия)
- когнитивная (убеждения, мнения и идеи относительно объекта установки)
- поведенческие (мотивы и цели поведения или склонности к определённым поступкам)
Объект установки – это нечто, независимо воспринимаемое или представленное в сознании субъекта.
Объекты установки:
- конкретные(пицца с анчоусами)
- абстрактные(феминизм)
- неодушевлённые объекты(персональный компьютер)
- отдельные личности(Владимир Путин)
- группы (политики)
В зависимости от типа объекта выделяют:
-установки в отношении соц групп, негативными являются предубеждениями
- установки в отношении самих себя (исследуется как самооценка)
- установка в отношении абстрактных сущностей(свобода слова)
Почему соц. установки так важны: (2 причины)
1. Оказывают сильное влияние на социальное мышление – на то, как мы думаем и обрабатываем соц. информацию.
Соц. установки функционируют как схемы – когнетивные структуры, содерж и организ информацию об определенных понятиях, ситуациях и событиях.