Психологическая характеристика профессии
Профессиограмма
Инструкция. Составьте развернутую профессиограмму по схеме:
1. Наименование профессии.
2. Тип профессии (см. Е.А. Климов)
Типы профессий - человек-человек, человек-техника, человек-знаковая система,
человек-художественный образ, человек-природа.
3. Цели (см. Е.А. Климов)
Гностические (аудитор, синоптик, следователь).
Преобразующие (педагог, швея, повар).
Изыскательские (сценарист, научный работник, художник).
4. Средства труда (см. Е.А. Климов)
§ Профессии ручного труда (гончар, краснодеревщик).
§ Профессии машинно-ручного труда (ткач, водитель).
§ Профессии, связанные с применением автоматизированных систем (оператор, системный администратор).
§ Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (научный работник, психолог).
5. Условия труда (см. Е.А. Климов)
§ Профессии, связанные с работой в микроклимате, близком к бытовому (ювелир, настройщик пианино).
§ Профессии, связанные с работой на открытом воздухе в любую погоду (дворник, геодезист).
§ Профессии, связанные с работой в необычных и экстремальных условиях (пожарный, летчик испытатель).
§ Профессии, связанные с работой в условиях повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (врач, учитель).
6. Доминирующие виды деятельности.
7. Тип личности, соответствующий данной профессии (см. Дж. Холланд).
реалистический тип;
интеллектуальный тип;
социальный тип;
конвенциональный тип;
предпринимательский тип;
художественный тип. (см. Приложение 1)
8. Качества, обеспечивающие безопасность и успешность профессиональной деятельности.
9. Качества, препятствующие эффективности деятельности, безопасной профессиональной деятельности.
10. Области применения профессиональных знаний.
11. История профессии.
12. Учебные заведения, обучающие данной профессии
Следующим этапом изучения профессии является составление психограммы.
В психограмме рассматриваются А) задачи, связанные с приемом информации; Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации и т.д. А так же требования, предъявляемые профессией к психике человека, к его способностям и др. свойствам и качествам личности.
Требования к сенсорным и перцептивным свойствам; требования к аттенционным свойствам; требования к мнемическим свойствам; требования к мыслительным свойствам; требования к психомоторным свойствам; требования к речевым и коммуникативным свойствам; эмоционально-волевые свойства.
В качестве примера можно рассмотреть психограммы разметчика и авиадиспетчера (Приложения 2 и 3).
Приложение 1:
Классификация профессий Дж. Холланда. Автор исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы. На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж. Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности. Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду:
§ реалистический тип – на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств,
§ интеллектуальный – на умственный труд,
§ социальный – на взаимодействие с социальной средой,
§ конвенциональный – на четко структурированную деятельность,
§ предпринимательский – на руководство людьми и бизнес,
§ художественный – на творчество.
Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.
Приложение 2:
ПСИХОГРАММА РАЗМЕТЧИКА[1]
Современная техника машиностроения предъявляет высокие требования к точности обработки деталей машин. Но значительная часть заготовок поступает в цехи в виде отливок, поковок, проката с поверхностями нечистыми, неровными. Для придания детали требуемой формы и требуемого размера заготовки приходится обрабатывать на токарных, фрезерных, строгальных и других металлорежущих станках. В процессе обработки с заготовки снимается излишний слой металла, называемый припуском. Чтобы снять с заготовки только припуск и получить деталь такой формы и такого размера, какие соответствуют чертежу, деталь размечают. Разметка заключается в том, что на поверхностях заготовки специальными инструментами откладывают в натуральную величину размеры, указанные на чертеже (рис. 3). По разметочным рискам в механических цехах ведут последующую обработку заготовки.
Разметка — одна из наиболее ответственных операций. От ее качества зависит точность дальнейшей обработки детали. Разметка позволяет избежать брака, сэкономить материал, ускорить технологическую обработку детали, значительно повысить производительность пруда.
Разметка представляет собой сложный комплекс сенсомоторных действий, связанных с решением ряда сложных геометрических задач, воссозданием объекта и последующим перенесением его контура на поверхность заготовки. В процессе разметки требуется так изображать деталь на плоскости, чтобы по полученному плоскому изображению можно было полностью определить проектируемую деталь однозначно. Особенность разметочных работ заключается в том, что подавляющее большинство решений сложных задач носит нестандартный характер и зависит только от опыта и интуиции самого разметчика. Разметочные операции состоят из множества сложных ручных операций, которые трудно, а подчас и невозможно механизировать. Это предъявляет довольно высокие требования к психомоторной сфере разметчика, в особенности к координации движений.
В процессе разметочных работ можно выделить шесть этапов, каждый из которых предъявляет свои специфические требования к психике рабочего.
Первый этап—планирование деятельности—включает в себя освоение чертежа, ознакомление с заготовкой, обмер заготовки, мысленное воссоздание контуров будущей детали, выбор базы, выбор инструмента, необходимого для разметки данной детали. На этом этапе от разметчика требуется тщательно продумать .ход и последовательность работ. Здесь особые требования предъявляются в отношении:
— глазомера,
— внимания (объем и переключение),
— памяти (особенно оперативной),
— пространственных представлений,
— творческого воображения,
— понимания технических устройств.
Силовая нагрузка на первом этапе полностью отсутствует.
Второй этап — подготовительные операции, которые производятся .с целью подготовки заготовки к разметке (очистка, окраска заготовки и т. п.). Эти операции являются наиболее простыми, не специфическими для разметчика. На этом этапе его внимание направлено в основном на моторное поле (которое составляют заготовка, кисть или пульверизатор, измерительный и рабочий инструменты), причем движения и действия, совершаемые на этом этапе, относятся к наиболее простым по темпу, траектории, точности и т. п.
Третий этап — чертежно-измерительные операции. Они представляют собой наиболее сложный комплекс работ, занимающий центральное место в разметке, и предъявляющий целый ряд специфических требований к психике человека. В чертежно-измерительные операции входят: приведение базы к плоскости - разметочной плиты; детальная выверка заготовки и выкраивание из нее детали; установка размеров на измерительных приборах и инструментах; геометрические построения.
Чертежно-измерительные операции помимо чертежно-графичееких навыков требуют большой концентрации внимания, глазомера, зрительного и осязательного контроля, пространственных представлений и конструктивного воображения. Большое значение здесь имеет наблюдательность. Работа с измерительными приборами и инструментами требует сложных, координированных движений, причем требования в основном предъявляются не к силе, а к точности, ловкости, корреляции и^тонкой дифференцировке движений. Часто бывает, что деталь закреплена так, что разметчику приходится производить измерение и наносить размер на .поверхности детали, находясь в неудобной рабочей иозе. При этом требуется одним движением измерительного инструмента «схватить» размер и закрепить его на шкале. Такое сложное движение успешно осуществляется в сочетании со зрительным и кинестетическим контролем.
При планировании операции не всегда удается предусмотреть весь ход измерений и их фиксации, а потому разметчику необходимо варьировать порядок действия в зависимости от сложности детали. Тем самым предъявляются требования к умению ориентироваться в ситуации, к оперативному мышлению.
Для третьего этапа, таким образом, характерно сочетание сложных сенсомоторных действий и мыслительных операций.
Четвертый этап — решение задач по начертательной геометрии — является одним из наиболее ответственных, так как ошибочное решение задачи приводит к браку. Пространственная (объемная) разметка осуществляется при помощи проекционного метода. Успешность выполнения этой работы требует от разметчика специальных математических способностей, пространственных представлений, активного мышления (абстрактно-логического), конструктивного воображения, оперативной памяти (особенно запоминания геометрических фигур). Решение задач сочетается в работе разметчика с необходимостью как можно точнее наносить указанные на чертеже размеры на поверхность заготовки. Эта операция предъявляет повышенные требования к зрительному анализатору, в особенности к глазомерной функции.
На этом этапе необходимо отметить важную роль внимания к деталям построений и измерений. Со стороны психомоторики требуются ловкость и точность движений .при построении и измерениях детали.
Пятый этап — операции по нанесению на заготовку рисок и точек — предъявляет очень высокие требования к точности и координации движений, ибо неточно нанесенная риска приводит ж браку. Наносится риска специальной разметочной чертилкой, изготовленной из металла повышенной твердости, на металлическую поверхность заготовки. При этом некоторые требования предъявляются к регулированию силы нажима, его направления и равномерности. Слабый нажим не обеспечит хорошей видимости риска, а чрезмерно сильный приведет к искажению размера. Основная область работы на этом этапе — моторное поле.
Шестой этап — операции ударные, кернение рисок и точек. Керненяе рисок позволяет довольно продолжительное время сохранять следы разметки. Последующая обработка деталей ведется по кернам; таким образом, очень важно нанести их с предельной точностью, что требует от разметчика сильных, быстрых и точных движений. Удар по кернеру должен быть сильным и метким. Эти действия весьма упражняемы, и поэтому они в значительной мере автоматизируются.
На основании .проведенного анализа можно сделать выводы о требованиях профессии разметчика к индивидуально-психологическим свойствам индивида.
Психомоторика. Профессия разметчика не предъявляет особых требований к силе мышц, так как разметочные операции не связаны с тяжелым физическим трудом. Разметчик не имеет дело с тяжелым и крупным инструментом, при разметке крупногабаритных деталей на помощь ему приходят подъемно-транспортные средства. В большей степени предъявляются требования к мышечной выносливости, т. е. способности выполнять движения (со слабой и средней нагрузкой) в течение продолжительного времени.
Повышенные требования профессия разметчика предъявляет к координации движений, к устойчивости руки и ее движений, т. е. сохранению направления ее движений без колебаний и отклонений в сторону. При применении в разметке лекал и шаблонов, при откладывании размеров и проведении разметочных рисок движения должны .быть четкими, точными и устойчивыми.
Производительность труда разметчика в значительной степени зависит от времени, затрачиваемого на различные моторные действия, которые должны сочетать в себе скорость и точность. Разметчику необходима меткость удара при операции кернения и маркировки деталей. В основе этих профессиональных способностей лежит высокое развитие зрительно-моторной координации.
Психомоторные функции весьма упражняемы. В зависимости от продолжительности работы или обучения движения человека автоматизируются, становятся все более свободными и экономными. Это, однако, не исключает необходимости определения скорости овладения двигательными навыками (обучаемости), так как индивидуальные различия в области .психомоторики достаточно велики.
Сенсорные и перцептивные свойства. Ведущее значение в работе разметчика имеют характеристики зрения. В процессе разметочных работ разметчик осуществляет зрительный контроль 'за выполнением собственных действий, за показаниями измерительных приборов. К разметчику предъявляются высокие требования в области зрительной чувствительности, восприятия пространственных отношений (расстояний, величины, формы). Важнейшей психической функцией для разметчика является глазомерная функция. Глазомер необходим разметчику при операциях выкраивания детали из заготовки, различных измерениях и нанесении размеров на заготовку, для распознавания на глаз небольших отклонений в расстояниях, углах, форме.
Не менее важна для разметчика наблюдательность — активная форма восприятия, предъявляющая особые требования к вниманию.
Внимание. Оно требуется разметчику на всех этапах его работы, начиная со знакомства с чертежом или эскизом и кончая кернением рисок. Анализ причин брака показал, что около 70% деталей, попавших в брак по вине разметчиков, есть результат невнимательного прочтения чертежа или ошибки в измерениях. Из этого следует, что характеристики внимания необычайно важны для успешного овладения профессией разметчика.
Ему необходима сосредоточенность на узкой зоне (заготовка или ее часть) для точного восприятия всех деталей. При чтении чертежа, перенесении размеров на заготовку, контроле измерительного инструмента необходима концентрация внимания.
Одновременная работа с несколькими объектами (чертеж, заготовка, измерительные приборы) требует от разметчика распределения внимания. Для профессии разметчика характерен быстрый переход от концентрации внимания на одном объекте (чертеж, эскиз) к концентрации внимания на другом (заготовка, деталь, шаблон), что требует от разметчика такого свойства, как легкое и быстрое переключение внимания.
В процессе разметки необходимо представить контуры будущей детали и мысленно уложить ее в размеры заготовки. Эта творческая работа требует от разметчика точного восприятия, наблюдательности, внимания.
Внимание и наблюдательность развиваются по мере приобретения профессионального опыта, но зависят и от индивидуальных свойств личности разметчика, от его интеллекта.
Память. Выполнение разметочных операций требует от разметчика активной мобилизации прошлого опыта, развитой памяти. Деятельность разметчика носит многоплановый характер. Он получает разнообразную информацию о состоянии сразу нескольких переменных. Источниками информации служат одновременно чертежи, заготовка, деталь, технологические указания, показания измерительных приборов и т. д. Всю эту информацию надо прочно удерживать в памяти для контроля последовательности решения основной задачи.
В процессе своей работы разметчик имеет дело с цифровым материалом (размеры, обозначенные в чертеже, и показания разметочных инструментов), и с геометрическими фигурами и телами. Поэтому успешность его работы в большой мере зависит от его способности сохранять в памяти значительное количество цифрового материала на непродолжительный срок и от способности запоминать локализацию геометрических объектов, их форму.
Особенности мыслительной деятельности. Разнообразие выполняемых разметчиком операций требует от него активного мышления для понимания различных по сложности заданий, ориентировки и контроля при решении сложных математических и конструктивных задач. В процессе разметочных работ мыслительные операции сочетаются с практическими действиями. Разметчик не имеет возможности видеть деталь: он должен построить ее в своем воображении и, учитывая особенности детали, спланировать свою работу. Анализ особенностей объекта и процесса своей деятельности сочетается с практическим синтезом — объединением отдельных действий и приемов в единую систему.
В начале разметки работа характеризуется высокой степенью неопределенности, и поэтому необходима развитая мыслительная деятельность для решения прогностических задач.
При выборе базы и перенесении размеров на поверхность заготовки разметчик применяет индуктивный способ решения, так как зачастую он должен не только представить себе формы детали, но и предвидеть возможные их изменения в процессе обработки. Абдуктиввая форма мышления необходима разметчику в силу нестандартного характера решаемых задач, большой неопределенности условий.
Наконец, только на последнем этапе, когда решены основные пространственные задачи и требуется лишь перенести на поверхность заготовки ее размеры, разметчик обращается к дедукции. Таким образом, он идет от более сложных форм мышления в начале работы к более простым в конце ее.
Для успешного решения основных задач разметчику необходимы также сообразительность, быстрый и уверенный счет, четкость логических суждений, комбинаторные способности.
Пространственное воображение. Это особая форма комбинаторно-перцептивной деятельности, успешность которой является важнейшим залогом общей успешности деятельности разметчика, сочетающей требования к перцептивным и мыслительным (комбинаторным) свойствам.
Изучение деятельности разметчика позволило сделать вывод о возможности компенсации одних профессионально значимых свойств другими. Компенсируются не только второстепенные функции, но и ооновные, профилирующие для данной профессии. Так, недостатки коррекции движений могут компенсироваться высокой степенью развития глазомера. В свою очередь недостаточное развитие глазомера все же не оказывается препятствием для успешного выполнения разметочных работ при условии высокой концентрации и большого объема внимания. Недостатки памяти компенсируются повышенной устойчивостью внимания, функции мышления могут подкрепляться и частично замещаться хорошо развитой памятью и т. д. Явление компенсации необходимо учитывать при прогнозе профессиональной пригодности.
Приложение 3:
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АВИАДИСПЕТЧЕРА[2]
Можно разделить психологические задачи, решаемые диспетчером УВД, на три большие группы: А) задачи, связанные с приемом информации; Б) задачи, связанные с процессом сохранения и переработки информации; В) задачи, связанные с передачей переработанной информации.
А. Задачи, связанные с приемом информации
1.Сенсорные задачи в чистом виде перед диспетчером УВД возникают очень редко. Даже такие, на первый взгляд, чисто сенсорные задачи, как задача различить цвета сигнальных лампочек или градации яркости светящихся точек на экране локатора, включены в акт опознания целостных объектов, неразрывно связанных с конкретной ситуацией. Поэтому в данном случае правильнее говорить о сенсорно-перцептивных задачах.
2. Перцептивные задачи — это задачи восприятия с помощью анализаторов целостных предметов и явлений трудового процесса в совокупности их отдельных свойств и пространственно-временных характеристик. Возрастающее значение этих задач в трудовом процессе — одна из отличительных особенностей современного автоматизированного производства и характерной для него операторской деятельности.
Перцептивные задачи в деятельности диспетчера УВД связаны как со зрительным, так и со слуховым анализатором. Задача восприятия как непосредственной (инструктаж), тал и опосредованной техническими устройствами (радиотелефон, внутренняя телефонная связь) речи возникает перед диспетчером непрерывно. Для этой задачи характерны: а) специальный служебный язык, знание которого является обязательным условием правильного приема и декодирования речевой информации; б) хорошая техническая оснащенность, почти исключающая помехи и искажения речи, воспринимаемой диспетчером.
Зрительная информация поступает к диспетчеру УВД в образно-схематической <и цифровой форме. Изображения на экране обзорного локатора и на табло метеоданных требуют декодирования, однако обладают достаточным размером, четкостью, контрастностью и не предъявляют повышенных требований к зрительному анализатору человека.
Своеобразной перцептивной задачей диспетчера УВД является необходимость зрительно-пространственной оценки расстояния между воздушными судами на обзорном локаторе. Это глазомерная задача, требующая соответствующих навыков.
3. С перцептивными задачами органически связаны аттенционные. С помощью внимания организуется целенаправленное восприятие информации. К аттенционным задачам диспетчера УВД относятся: а) задачи сохранения устойчивого внимания на управляемых объектах, б) необходимость своевременно переключать внимание с одного объекта на другой с «оптимальной скоростью в необходимой последовательности, в) распределение внимания на ряде существенных элементов рабочей ситуации.
Б. Задачи, связанные с сохранением и переработкой информации
1. Мнемические задачи предъявляют требования к функционированию двух видов памяти: долговременной и оперативной. Оперативная память используется для сохранения вновь воспринятой .информации в течение относительно короткого времени или для того, чтобы вызвать в сознании некоторую часть информации, хранящуюся в долговременной памяти.
Информация о параметрах движения воздушных судов сохраняется в оперативной памяти, информация о параметрах взлетно-посадочной полосы, зоны аэропорта, служебный язык, должностные инструкции, алгоритмы' решения типичных задач и т. п. сохраняются в долговременной памяти диспетчера.
Мнемические задачи включают в себя: а) запоминание; б) сохранение; в) точное и своевременное воспроизведение; г) забывание информации потерявшей свою актуальность.
2. Имажинитивные задачи занимают, на наш взгляд особое место в деятельности диспетчера УВД. На основании разнородной информации диспетчер строит сложный, пространственно-временной, динамический образ воздушной обстановки, руководствуясь которым принимает все решения. Имажиннтивиые задачи включают: а) создание адекватного представления на основе полученной закодированной информации, б) соединение этих представлений в единый сложный образ (концептуальную модель), в) оперирование этими представлениями, их перестройку, позволяющую предвидеть изменения воздушной обстановки.
3. Мыслительные задачи. При работе диспетчера УВД в оптимальном режиме эти задачи оказываются менее сложными, чем в режиме экстремальном. Однако и в оптимальных условиях работы эти задачи многочисленны и разнообразны. Диспетчеру нужно: а) выявить взаимосвязи .между элементами производственной ситуации (например, несколькими управляемыми объектами, погодными условиями, имеющимися ограничениями и запретами); б) оценить воздушную обстановку; в) выбрать один из известных алгоритмов, более адекватный воздушной обстановке; г) прогнозировать изменения воздушной обстановки «а основе знания закономерностей ее динамики; д) установить причину возникших 'рассогласований -между прогнозируемой и фактической ситуациями (диагноз); е) принять правильное решение в неожиданной, новой -ситуации, найти средства для реализации этого решения и определить необходимую последовательность действий.
В. Задачи, связанные с передачей информации диспетчером УВД
Это задачи перцептивно-моторные и рече-моторные. Перцептивно-моторные действия осуществляются диспетчером при наборе номера самолета на табло-эшелонаторе, при включении радиопереговорных устройств, при подстройке аппаратуры (регулировка изображения).
Речемоторные задачи (речевая передача сообщений по внутреннему телефону громкоговорящей 'связи, радиотелефону) тесно связаны с задачами коммуникативными (адекватный тон общения, форма общения и пр.). Требования, предъявляемые этими задачами, относятся не столько к внешним характеристикам речи (тембр, дикция, громкость), сколько к содержательной ее стороне (ясность высказываний, лаконичность, четкость формулировок).
II. Требования к психике диспетчера УВД
На основании анализа психологического содержания профессиональных задач и экспериментального исследования ошибочных действий диспетчеров нами были сформулированы основные требования к психике диспетчеров УВД. Для прогнозирования качества деятельности диспетчера УВД на основе оценки его психических свойств необходимо различать стабильные и динамичные характеристики, свойства, поддающиеся развитию или компенсации, и свойства, в значительной мере определяемые природными особенностями.
Для решения многих профессиональных задач ведущее значение имеет наличие соответствующих умений и навыков.
Требования к сенсорным и перцептивным свойствам
Основными параметрами сенсорики человека являются характеристики чувствительности (абсолютные и дифференциальные порога) и сенситив-ность, т. е. общая характеристика развития ощущений, связанная с типологическими особенностями. Поскольку перцептивные задачи предъявляют требования к сенсорным свойствам (нельзя прочесть мелкий текст при малой остроте зрения), то для деятельности диспетчера его сенсорные свойства не безразличны. Учитывая достаточно высокий уровень зрительных и слуховых сигналов, поступающих к диспетчеру, можно считать, что деятельность в системе УВД не предъявляет повышенных требований к зрительной и слуховой чувствительности диспетчера. Достаточно иметь обычный, нормальный слух и нормальное зрение (в некоторых случаях допустима его корректировка очками).
Значительно важнее такая характеристика, как малая утомляемость зрительного и слухового анализаторов, связанная с силой возбудительного процесса и балансом возбуждении и торможения. Непрерывный поток достаточно интенсивных сигналов, характерный для деятельности диспетчера, требует от него сенсорной устойчивости. Для экстремального режима может оказаться важной скорость развития ощущений, лежащая в основе восприятия. Оба эти свойства (сенсорная устойчивость и скорость развития ощущений) мало поддаются тренировке.
Решение перцептивных задач опознания и идентификации объектов требует не столько врожденных свойств, сколько перцептивных навыков. Наличие перцептивных эталонов, опыт сопоставления воспринимаемых сигналов с «эталонными» образами памяти обеспечивают успешное восприятие 'информации с план-индикатора или закодированных речевых сообщений.
Требования к аттенционным свойствам.
Важнейшее из них — требование к устойчивости внимания. Как показали исследования советских психологов, устойчивость внимания, бдительность прямо зависят от силы возбудительного процесса. Конечно, .на успешность сохранения устойчивого профессионального внимания влияют такие характеристики личности, как ответственность, заинтересованность. Разнообразие деятельности способствует сохранению устойчивости. Однако при слабом возбудительном процессе снижение устойчивости внимания неизбежно. Поэтому упомянутое свойство нервной системы (не поддающееся тренировке) является прямым психологическим противопоказанием к деятельности диспетчера УВД.
Распределение и переключение внимания связаны с подвижностью нервных процессов. Обычные, средние характеристики этих свойств достаточны для того, чтобы сформировать на их основе аттенционные навыки.
Переключение внимания у диспетчера УВД происходит непрерывно, в напряженные периоды работы до пяти и 'более раз в минуту. Оно может быть ситуативным, т. е. определяться преимущественно последовательностью внешних воздействий, но может и подчиняться внутреннему плану диспетчера, происходить по оптимальной, хорошо отработанной схеме. В этом случае внимание переключается на тот или иной объект с некоторым учреждением (диспетчер готов принять сообщение с борта самолета за несколько секунд до того, как это сообщение к нему поступает). Наличие таких схем последовательности переключения внимания для типичных ситуаций (взлет, посадка, разведение двух бортов и т. п.) представляет собой основу умения, а прочное -закрепление этой последовательности, обеспечивающее быстрое, привычное, не требующее усилий переключение внимания на тот объект, кото-рый в данный момент является наиболее значимым, образует навык переключения внимаеия.
Оптимальная схема переключения внимания предполагает не только соответствующую последовательность актов переключения, но и правильный темп переключения внимания. Излишне быстрый темп утомляет работника. При слишком же медленном переключения можно упустить важные изменения в обстановке. Поэтому темп переключения внимания зависит от степени вероятности таких изменений. Оценка степени изменчивости ситуации в данный момент и предугадывание степени изменчивости ситуации в ближайшем будущем вырабатываются у диспетчера в процессе приобретения профессионального опыта и являются важными компонентами аттен-ционных умений. Второй, не менее важный, компонент — оценка значимости различных объектов. На более важные объекты внимание должно переключаться большее число раз, чем на менее важные.
Оценка степени изменчивости ситуации, оценка значимости различных объектов, а также планирование последовательности актов переключения в зависимости от особенностей воздушной ситуации—задачи мыслительные. Поэтому необходимо говорить об интеллектуальных компонентах аттеяцион-ных умений.
Аналогичным образом могут быть охарактеризованы умения распределять внимание между несколькими объектами. Например, диспетчер подхода может отдавать команду борту и одновременно «подслушивать» переговоры диспетчера круга с другими бортами. Может иметь место и одновременный црием разнородной информации, облегчаемый использованием различных анализаторов (зрительное восприятие ситуации на обзорном локаторе и слуховое восприятие каких-либо сообщений по радиотелефону).
Равномерная концентрация внимания на всех объектах невозможна, более того, она яе нужна, ггак как в процессе труда и сами объекты имеют неодинаковое значение. В зависимости от того, какое значение придается данному объекту в тот или иной отрезок времени, степень концентрации внимания на этом объекте непрерывно меняется. И в этом случае имеет место оценка значимости объекта — интеллектуальный компонент аттенцион-ного навыка.
Таким образом, практическое умение распределять внимание предполагает сформированную схему (или схемы) динамики распределения внимания на различных элементах ситуации в зависимости от этапа изменения этой ситуации. А навыки распределения внимания означают привычное владение такой схемой.
Требования к мнемическим свойствам.
Требования к объему долговременной памяти диспетчера УВД обычны, а вот требования к объему оперативной памяти сравнительно высоки. Исследования показали, что в оперативной памяти диспетчера подхода должно сохраняться до 140 двоичных единиц информации, любая порция которой может быть актуализирована в любой момент. Высокие требования предъявляет деятельность диспетчера УВД к прочности и точности сохранения информации: слишком велика цена ошибки. Повышены требования и к готовности памяти.
Одним из главных условий успешного хранения и переработки информации диспетчером УВД является владение мнемическими и имажинитив-ными умениями, которые настолько тесно связаны, что вычленить представления памяти и представления воображения в едином динамическом образе воздушной ситуации затруднительно даже в целях специального анализа.
Мнемические умения — это умения запоминать, сохранять, актуализировать сохраняемые сведения( умение вспомнить именно то, что необходимо в данный момент), а также умение отфильтровать информацию, которая уже использована и не потребуется в дальнейшем. Навык забывания ненужных данных — важное средство сохранения нервно-психического здоровья диспетчера.
Навык запоминания цифрового материала (а значительная часть информации поступает к диспетчеру именно в цифровой форме) предполагает способность осмысливать цифровые данные, переводить их в зрительно-пространственные образы. Перевод образа из одной модальности в другую — действие, которое можно отнести скорее к имажиннтивяым, чем к мнемическим умениям. Омысливание цифрового кода, отнесение его к той или иной категории (например, номер борта 75 320 осмысливается как номер самолета типа «Ил-18»)—действие и мыслительное, и мнемическое. Следовательно, профессиональные мнемические умения диспетчера УВД включают не только мнемические, но и мыслительные, и имажинитивные навыки, т. е. навыки перестройки вторичных образов и отнесения их к той или иной категории. В то же время имажинитивные умения строить пространственный образ воздушной обстановки, изменять его с учетом поступающей информации и экстраполировать предстоящие изменения этого пространственно-временного динамического образа опираются на мнемические навыки. На основе всей информации, закрепленной в долговременной и оперативной памяти, . в сознании диспетчера возникают представления о положении и движении самолетов и происходит оперирование этими пространственными образами, их сопоставление и оценка. Пространственный образ воздушной обстановки, имеющийся в сознании диспетчера,— это образ динамический. Он создает не столько представление о положении самолетов, сколько представления об изменении их положения, т. е. об их движении.
Для решения задач по управлению движением диспетчер должен предугадывать будущую воздушную обстановку. Сопоставление, оценка положения самолетов и предугадывание возможного пересечения их курсов происходят также в образной форме.
Требования к имажинитивным свойствам.
В оптимальном режиме работа диспетчера не требует рассмотренных имажинитивных навыков в полном объеме. В автоматизированной системе УВД многие задачи управления движением воздушных судов решаются с опорой на первичные образы — восприятие ситуации на экране обзорного локатора. В экстремальном режиме роль образов воображения повышается, прогнозирование воздушной обстановки, создание программы действий в образной форме приобретают по-видимому особое значение. Это предположение подлежит экспериментальной проверке. Если оно подтвердится, то будет основание считать требования к яркости, точности, динамичности зрительно-пространственных образов специфическими для деятельности диспетчера УВД.
Требования к мыслительным свойствам.
Непрерывные изменения воздушной обстановки предъявляют повышенные требования к скорости протекания мыслительных процессов. Человек, именуемый в просторечии тугодумом, едва ли справится с задачами управления воздушным движением. Скорость протекания мыслительных процессов связана с природными типологическими особенностями и не поддается • изменениям под влиянием тревиров1КИ.
Несомненное значение имеет взаимодействие первой и второй сигнальных систем (образного и понятийного мышления). В связи с тем значением образного мышления для диспетчера УВД, о котором говорилось выше, вероятно, предпочтительно их равновесие или преобладание образного мышления. Однако это предположение подлежит экспериментальной проверке.
Для работы в оптимальном режиме важна аналитическая функция мышления (анализ, сопоставление, оценка ситуаций). В экстремальных ситуациях для создания плана действия, построения новой концентуальной модели первостепенное значение приобретает синтетическая функция.
Необходимо подчеркнуть также особую роль такого свойства, как критичность мышления (лежащая в основе самоконтроля).Важнейшая и ответственнейшая задача диспетчера УВД — принятие решений — возникает преимущественно при работе в экстремальном режиме и для выводов, касающихся психических свойств, необходимых для успешного принятая решения, следует провести дополнительный анализ деятельности диспетчера УВД в экстремальных ситуациях.
Для выработки правильного решения имеют значение не только мыслительные, но и эмоционально-волевые свойства личности. С помощью специального обучения и оптимизации способов предъявления информации можно повысить эффективность подготовки к принятию и реализации решений.
Требования к психомоторным свойствам.
Для работы в оптимальном режиме не требуется, чтобы скорость и точность психомоторных реакций (работа с тумблерами, кнопками, и другими органами управления) превышали средние значения. Вероятно, в экстремальном режиме требования к скорости и точности движений повышаются, приобретает большую роль устойчивость психомоторики к эмоциональным воздействиям.
Требования к речевым и коммуникативным свойствам.
Обязательным условием является отсутствие дефектов речи. Важна выносливость голосовых связок. К громкости, выразительности речи нет повышенных требований.
Умение вести радиообмен и другие служебные переговоры формируется в процессе профессиональной подготовки. Способность четко, лаконично формулировать сообщения, распоряжения—речемыслительное свойство, имеющее определенные природные предпосылки, однако индивидуальные различия в этом плане могут быть значительно сглажены под влиянием профессиональной подготовки.
Важны также такие коммуникативные свойства, как легкость вступления в контакт, доброжелательность.
Эмоционально-волевые свойства.
Они приобретают первостепенное значение при работе диспетчера УВД в экстремальном режиме. Выдержка, самообладание, инициативность, решительность, смелость оказывают существенное влияние на успешность решения оперативных задач, особенно в условиях дефицита времени или неполноты информации.
В оптимальном режиме важной эмоционально-волевой функцией является сохранение активности и трудоспособности в условиях недогрузки информацией (вызывающих скуку, сонливость) и в условиях развивающегося утомления.
Подводя итоги проведенного анализа, следует отметить, что окончательные выводы о требованиях к психическим свойствам диспетчера УВД могут быть сделаны лишь после дополнительного исследования его деятельности в экстремальном режиме.
[1] Местников В. Г. Описание профессии разметчика. Л., 1972, с. 37—48.
[2] Диспетчер, работающий в системе управления воздушным движением, далее будет именоваться диспетчером УВД. Прилагается схема анализа деятельности диспетчера подхода.