Управление этикой и социальной ответственностью компании. Этика и революция в менеджменте
Социальное управление организацией, включая управление организационной этикой, направлено на то, чтобы улучшить организационную жизнь, добиться сплоченности, открытости и доверия между сотрудниками, расширить возможности роста и развития персонала.
Теория организационного развития включает три стадии изменения поведения и психологических установок: размораживание, изменение, замораживание.
На первой стадии, которая называется размораживанием, руководство организации рассказывает сотрудникам об имеющейся проблеме и убеждает их в необходимости изменений. Эта стадия формирует мотивацию сотрудников к изменению своих установок и поведения. Размораживание может начинаться, когда менеджеры представляют информацию о расхождении между результатами и поведением, которые запланированы, и теми, которых удалось достичь. Стадия размораживания часто бывает связана с диагностикой, которую проводят приглашенные эксперты, или так называемые агенты изменений — специалисты но организационному развитию, которые осуществляют системную диагностику организации и определяют производственные проблемы. Они анализируют данные, полученные в ходе личных интервью, опросов и общих собраний.
Стадия изменений наступает, когда сотрудники начинают экспериментировать с новыми формами поведения и овладевают новыми профессиональными навыками. Эта стадия, во время которой агент изменений реализует конкретный план обучения менеджеров и сотрудников, иногда называется вмешательством. Стадия изменений может проходить в несколько этапов. Например, менеджеры могут сформировать коалицию единомышленников, создать видение будущего, в которое каждый может поверить, разъяснить его всем сотрудникам организации и разработать соответствующий план изменений.
На стадии замораживания у сотрудников появляются новые установки и ценности, и организация награждает людей за это. Здесь очень важно закрепить новые формы поведения. Специалисты по организационному развитию должны предоставлять сотрудникам информацию, которая свидетельствует о достигнутом прогрессе. Менеджерам следует подчеркивать значение положительных сдвигов в индивидуальной и групповой деятельности. Руководители высшего звена отмечают успех и награждают отличившихся. На этой стадии изменения институционализируются в организационной культуре, так что инновации начинают восприниматься персоналом как норма работы организации.
Управление этикой осуществляется на основе выбора руководителями организации того или иного подхода и методологии управления. Например, можно опираться па реализацию традиционных функций управления: анализ текущего состояния этики в организации, определение проблем этического характера или этических факторов проблем иного рода, планирование, организацию, учет, контроль, регулирование, стимулирование, санкции, координацию, нормирование. Можно проводить мероприятия, упоминаемые в связи с этапами организационного развития: размораживание, изменение, замораживание.
Американский профессор Р. Дафт предлагает модель системы управления этикой организации.
Многие менеджеры пытаются улучшить этический климат в своей компании и повысить ее социальную ответственность. Па рис. представлено метафорическое изображение трех колонн, являющихся опорой этичной организации.
Рис. Три колонны — опоры этичной организации
Этика менеджмента — наука, рассматривающая поступки и поведение человека, действующего в сфере управления, в том аспекте, в каком действия менеджера соотносятся с общечеловеческими этическими требованиями. Она сосредоточена на широком спектре вариантов поведения менеджеров и подчиненных. В фокусе ее внимания — цели и средства, используемые для их достижения теми и другими.
Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему оценки образа жизни, уровня жизни и пр. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в XXI в. менеджмент.
Занятие таким трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все это делает важность моральной, этической стороны деятельности менеджера бесспорной.
Сегодня многие передовые компании понимают, что результаты их деятельности измеряются не только финансовыми показателями. Проблемы этики, влияния социальных мероприятий на экономические показатели компании волнуют как менеджеров, так и ученых; вокруг этой темы ведутся оживленные дебаты. Наиболее остро стоит вопрос о том, не повредит ли «прилежное поведение» фирмы результатам ее деятельности, ведь в конце концов этические программы стоят денег. Этой проблеме было посвящено несколько исследований. Полученные учеными результаты неоднозначны, однако они подтверждают, что между социальной ответственностью и финансовыми показателями существует небольшая, но позитивная взаимосвязь. Например, Джеймс Бурке, бывший исполнительный директор/о/ггаоп & Johnson, составил список компаний, славящихся своими высокими этическими стандартами. В него вошли/иг/, Xerox, Eastman Kodak и др. Дж. Бурке обнаружил, что в 1950-1990-е гг. темпы прироста рыночной стоимости компаний из этого списка составили в среднем 11,3 % в год (почти вдвое выше, чем темпы прироста стоимости компаний, по которым определяется индекс Доу-Джонса). И хотя эти результаты не могут рассматриваться как неоспоримое доказательство, они свидетельствуют, что наличие у компании таких ресурсов, как этика и социальная ответственность отнюдь не наносит какого-либо ущерба ее показателям. Данный тезис подтверждается и опытом таких компаний, как Hewlett-Packard, Digital Equipment Corporation, и Silicon Graphics, удостоенных «Премии в области деловой этики». Передовые фирмы понимают, что честность и доверие очень важны для сохранения успешного, прибыльного бизнеса. В краткосрочной перспективе общественно полезная деятельность, возможно, сопряжена с дополнительными издержками, однако только она способна установить доверительные отношения между компанией и обществом, которые, как известно, нельзя купить ни за какие деньги. В конечном итоге добрые дела так или иначе идут на пользу компании. Одной из компаний, твердо придерживающихся этого принципа, является Texas Instruments, которая уже более 30 лет неукоснительно соблюдает правила деловой этики (см. «Движущие силы управленческой революции»).
Итак, мы видим, что соблюдение этических принципов и социально ответственная деятельность ни в коей мере не наносят ущерба организациям. Напротив, менеджеры и их компании могут внести свой вклад в улучшение жизни общества и одновременно добиться повышения экономических показателей. Люди устали < неэтичных и социально безответственных поступков многих коммерческих фирм