Индивидуальное и коллективное принятие решений, преимущества и недостатки
Решение- выбор наилучшей альтернативы. Наилучшей она признается тогда, когда ряд факторов будет соответствовать отметке min, а ряд факторов отметке max.
Управленческое решение- выбор альтернативы, осуществляемый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетентности, направленный на достижение целей организации.
Среди всего многообразия видов управленческих решений выделяют один, который зависит от того, кто принимал участие.
Индивидуальное принятие решения.
Менеджер принимает такое решение единолично, без чьей-либо помощи. При этом процесс принятия решений будет включать следующие этапы:
1) Анализ ситуации
2) Диагностика проблемы
3) Разработка ограничений и критериев
4) Разработка альтернатив
5) Оценка альтернатив
6) Выбор наилучшей альтернативы
7) Принятие решения
8) Обратная связь
Личность, как капля в море отражается в собственном решении. В этом смысле определенный интерес представляет личностный профиль.
Разновидности личностных профилей решений:
Решение управленческого типа- свойственны людям которые приступают к проблеме с уже сформулированной исходной идеей, возникшей в результате предварительного анализа условий и требований задачи. Уравновешенность проявляется в том, что выдвижение гипотез и их проверка одинаково привлекают человека. Подобная практика принятия решения наиболее продуктивна.
Импульсные решения- характерен для людей у которых процесс построения гипотез резко преобладает над действиями по их проверке и уточнению. Такой человек относительно легко генерирует идеи, но мало заботится об их оценке. Это привод к тому, что процесс принятия решений проходит скачкообразно, минуя этап обоснования и проверки.
Инертные решения- результат очень неуверенного и осторожного поиска. После появления исходной гипотезы её уточнение идет крайне медленно. Оценки сверхкритичны, каждый шаг проверяется не однократно. Это растягивает процесс принятия решений.
Рискованные решения - отличатся от импульсных некоторыми особенностями индивидуальной тактики. Рискованные решения не обходят этап обоснования гипотез, но к оценке человек приходит лишь после того, как обнаружена необходимость этого. В итоге, хоть и с опозданием, но этапы построения гипотез и их проверки уравниваются.
Решения осторожного типа - характеризуется медленностью оценки гипотез, критичностью. Некоторые люди особо чувствительны к отрицательным последствиям своих действий, чем к положительным. Для них главное- избежать ошибки.
Коллективное принятие решений
Основным моментом в процессе коллективной работы над реализацией управленческого решения, определение круга лиц участников данной процедуры. Чаще всего это временный коллектив, в состав которого включаются и руководители и исполнители. Главными критериями при формировании такой группы является компетентность, способность решать творческие задачи, конструктивность мышления и коммуникабельность.
Основные методы:
1) Мозговой штурм – участники группы предоставляют своим мыслям полную свободу. Человек говорит всё, что ему приходит в голову. Главное условие- не опровергать и не критиковать идею, какой бы фантастической или абсурдной она не была.
2) Метод Дельфы- это многотурова процедура анкетирования после каждого тура данные анкетирования дорабатываются и полученные результаты сообщаются экспертам.
3) Японская кольцевая система принятия решения
4) Дискуссионное совещание
5) Количественные методы - научно-практические подход по обработке большого количества информации (теория игр)
Стиль руководства - набор методов приемов воздействия руководителя на подчиненных с целью получения желаемого результата.
1. Авторитарный
2. Демократический
3. Либеральный (без участия руководителя)
4. Попустительский
Коллективные принятия решений +
1. Возможность оценить проблему с разных точек зрения
2. Из большего количества участников имеется большой объем информации
3. Простота внедрения принятого управленческого решения
4. Управленческие решения будут иметь высокую эффективность из за отношения к ППР всех участников
5. Ответственность несет весь коллектив
Коллективные принятия решений –
1. Низкая оперативность
2. Редкость уникальных вариантов решений
Нужно помнить, что является плюсом коллективного принятия решения станет минусом индивидуального и наоборот.
17. Миссия организации: задачи, содержание, значение
Миссия- это фундаментальная уникальная цель, которая отличает данную организацию от другой такого же типа и определяет сферу ее деятельности.
Значение соответствующей миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, невозможно преувеличить. Выработанные на ее основе цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если руководители не знают, какова основная цель их организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. Например, если бы руководители фирмы “Бюргер Кинг” не знали, что основной целью фирмы является предоставление людям недорогой, быстро приготовленной пищи, они не смогли бы логически решить, стоит ли вводить в меню 10-долларовый обед с бифштексом или предложить новый фирменный сэндвич за 1,5 долларов. Ведь убедительные аргументы можно было бы привести в пользу бифштекса, используя довод, что общий объем продаж будет больше, если фирма сможет получать по 10 долларов, за одно блюдо.
Без определения миссии как ориентира руководители имели бы в качестве основы для принятия решений только свои индивидуальные ценности. Результатом мог бы быть скорее огромный разброс усилий, а не единство цели, имеющее существенное значение для успеха организации. Неудивительно, что такие исключительно преуспевающие организации, как “Ай Би Эм”, “Дельта ЭарЛайнз”, “Истмен Кодак” и Гарвардский университет, имеют формально выраженную, ясно изложенную формулировку своей цели. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях.
Формулировка миссии организации должна содержать следующее:
1. Задача фирмы, с точки зрения ее основных услуг или изделий, ее основных рынков и основных технологий. Проще говоря, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма?
2. Внешняя среда по отношению к фирме, которая определяет рабочие принципы фирмы.
3. Культура организации. Какого типа рабочий климат существует внутри фирмы? Какого типа людей привлекает этот климат?
4. концепция качества
5. Важнейшие потребители товаров и т. д.