Восприятие и индивидуальное принятие решений

Восприятие и индивидуальное принятие решений

Процесс восприятия формирует понимание ситуации и поведение индивидуума, поэтому он напрямую связан с изучением организационного поведения.

Восприятие – это процесс, с помощью которого личность интерпретирует свое чувственное видение мира, чтобы понять его.

В организации работники стремятся интерпретировать поведение других людей, установить причины происходящего.

В условиях дефицита информации люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и иные характеристики. Теория атрибуции анализирует эти процессы.

Поведение человека определяется или внутренними (свойства человека), или внешними причинами.

Эффект нимба – формирование общего представления о человеке на основе одной характерной черты.

Эффект контраста – оценка характеристик черт личности под воздействием сравнения с другими недавно оцененными людьми.

Эффект проекции – перенесение своих собственных характерных свойств на другого человека.

Эффект стереотипа – суждение на основе восприятия группы, к которой этот человек принадлежит.

Преодоление проблем восприятия, связанных с упрощениями, используемыми при оценке других людей, является важным для эффективного управления человеческими ресурсами.

Восприятие важно при индивидуальном принятии решений. Принятие решений является реакцией на проблему. Однако то, что является проблемой для одного человека, для другого означает удовлетворительное состояние дел. Поэтому признание существования проблемы и необходи-

мости решения основано на восприятии ситуации. Более того, каждое решение требует интерпретации и оценки информации, получаемой из множества источников и нуждающейся в интерпретации. Сам выбор возможной альтернативы действий зависит от их восприятия человеком, принимающим решения.

Модели индивидуального принятия решений:

1) модель оптимизации – принятие решений основано на принципе рациональности, который предполагает, что принимающий решение полностью объективен и логичен;

2) модель принятия решения, доставляющего удовлетворение – принимающий решение выбирает первое решение, которое является «достаточно хорошим», т.е. удовлетворительным и достаточным; в основе лежит принцип ограниченной рациональности;

3) модель безусловного фаворита – принимающий решение косвенным образом выбирает предпочтенную ранее альтернативу и отклоняет оценку других альтернатив;

4) интуитивная модель – решение принимается на основе подсознания.

Коммуникационные сети и коммуникационные стили.

Коммуникационные сети – это соединение определенным образом участвующих в данном процессе субъектов с помощью информационных потоков.

Виды:

1. Формальные:

Последовательная

Веерная

Круговая

2. Неформальные:

Кластер

Случайность

Сплетня

Цепочка

Коммуникационный стиль-способ с помощью которого человек предпочитает строить отношения по определенному поводу с другими.

Открытие себя-высокая степень открытия себя,низкий уровень обратной связи

Реализация себя- максимальная открытость, максимальная обратная связь

Замыкание в себе-низкий уровень открытости и низкий уровень обратной связи

Защита себя-низкий уровень открытости и высокий уровень обратной связи

Торговаться за себя-умеренная открытость и умеренная обратная связь.

Методы прогнозирования

По функциональному (проблемно-целевому) критерию различают два типа прогнозов:

Поисковый прогноз (трендовый, например) предусматривает условное продолжение тенденций прошлого и настоящего в будущее. Этот подход предполагает развитие объекта в соответствии с его наследственностью. Поисковое прогнозирование может быть двух видов: традиционное (наивное экстраполирование) и новаторское (альтернативное).

Нормативно-целевой прогноз — это определение путей и сроков достижения цели, в качестве которой принимается возможное состояние объекта или процесса. В этом случае вначале устанавливают желаемые конечные параметры развития (цели), а затем определяют необходимые для этого ресурсы. Такой прогноз отвечает на вопрос: какими путями достичь желаемого результата?

По периоду упреждения (горизонту прогноза) прогнозы подразделяются на:

· Оперативные прогнозы основаны на предположении, что в прогнозируемом периоде не произойдет существенных изменений в исследуемом объекте, как количественных, так и качественных.

· Краткосрочные прогнозы предполагают, что на протяжении прогнозируемой перспективы не ожидается существенных количественных изменений объекта исследования.

· Долгосрочные прогнозы рассчитаны на перспективу, на протяжении которой ожидаются не только существенные количественные, но и качественные изменения объекта исследования;

· Среднесрочные прогнозы охватывают перспективу между кратко- и долгосрочными прогнозами с преобладанием количественных изменений над качественными.

· Дальнесрочные (сверхдолгосрочные) прогнозы рассчитаны на перспективу, в течение которой ожидаются столь значительные качественные изменения, что можно говорить лишь о самых общих перспективах развития исследуемого явления или процесса.

По объекту исследования различают

· В естествоведческих прогнозах взаимосвязь между предсказанием и предуказанием незначительна, близка или практически равна нулю из-за невозможности управления объектом. Поэтому здесь в принципе применимо только поисковое прогнозирование с ориентацией на возможно более точное безусловное предсказание будущего состояния явления.

· В обществоведческих прогнозах эта взаимосвязь настолько значительна, что способна давать эффект самоосуществления или, напротив, саморазрушения прогнозов действиями людей на основе целей, планов, программ, проектов, вообще решений. В связи с этим здесь необходимо сочетание поисковых и нормативных разработок.

· Научно-технические прогнозы занимают промежуточное место между естествоведческими и обществоведческими прогнозами. Они, как правило, основываются на имеющемся опыте и могут быть поисковыми.

По масштабу прогнозирования выделяют макроэкономические (национальной экономики) и структурные (межотраслевые, межсекторальные, межрегиональные) прогнозы, прогнозы развития отдельных комплексов, секторов и регионов, прогнозы хозяйствующих субъектов, а также отдельных производств и продуктов. Объекты макроэкономики более устойчивы и инерционны в своем развитии по сравнению с объектами микроэкономики.

В зависимости от характера воспроизводственного процесса выделяют следующие экономические прогнозы: развития производственных отношений, социально-экономических предпосылок и последствий технологического прогресса, динамики экономической системы (темпов, факторов и структуры), воспроизводства трудовых ресурсов, занятости, экономического использования природных ресурсов, инвестиций, уровня жизни населения, доходов и цен, потребительского спроса, внешнеэкономических связей и т.д.

Преимущества аутсорсинга

Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — передача организацией, на основании договора, определённых бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый, эпизодический, случайный характер и ограниченных началом и концом, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта (не менее 1 года). Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

Главным источником экономии затрат с помощью аутсорсинга является повышение эффективности предприятия в целом и появление возможности освободить соответствующие организационные, финансовые и человеческие ресурсы, чтобы развивать новые направления, или сконцентрировать усилия на существующих, требующих повышенного внимания.

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учёта, обеспечение функционирования офиса, переводческие услуги, транспортные услуги, поддержка работы компьютерной сети и информационной инфраструктуры, рекламные услуги, обеспечение безопасности.

По мнению специалистов Института аутсорсинга (Outsourcing Institute, США), аутсорсинг бизнес-процессов является динамично развивающимся видом оптимизации деятельности предприятий, причем наибольший рост наблюдается в сфере финансов и бухгалтерского учета. Статистика, собранная в 1997 году Американской ассоциацией менеджмента, показала, что уже тогда 20 % из числа 600 опрошенных фирм передали на аутсорсинг хотя бы некоторую часть финансовых и бухгалтерских операций, а 80 % — часть административных функций.
16. принципы аутсорсинга

1. Долгосрочность контракта.

Поставляемые на основе аутсорсинга услуги не имеют логического конца. Поскольку на аутсорсинг передаются отдельные функции, то и оказание подобного рода услуг подкрепляется долгосрочным Договором, который заключается минимум на 1 год.

2. Наличие бизнес-процесса.

Именно последовательностью выполнения взаимосвязанных действий и решения отдельных задач аутсорсинг и отличается от любой разовой или единовременной услуги.

3. Высвобождение функций целиком и полностью.

Практический смысл аутсорсинга в том и состоит, что организация с его помощью концентрируется на основных бизнес-процессах, что, в итоге, повышает эффективность предприятия в целом. Привлечение внештатного бухгалтера или программиста для выполнения эпизодических объёмов работ не подпадает под понятие «аутсорсинг», поскольку передачи регулярных функций в данном случае нет.

4. Повышение качества отданного на аутсорсинг бизнес-процесса при одновременном снижении (или сохранении) уровня затрат

Этот принцип аутсорсинга пока что не полностью подтверждается в условиях России. С одной стороны, уровень профессионализма Компании-аутсорсера может оказаться недостаточным, для выполнения даже относительно несложных видов работ – например, обслуживания серверов или поддержки корпоративного компьютерного парка.

Частной проблемой внедрения аутсорсинга для некоторых фирм является их низкий уровень зрелости. Отсутствие прописанных бизнес-процессов и механизмов взаимодействия с аутсорсером приводит не к уменьшению, а к увеличению операционных затрат. Однако спрос на аутсорсинг в самых различных сферах растёт, поскольку всё увереннее признаётся надёжным средством оптимизации деятельности предприятий.
17. психологические теории организационного поведения

Поведение человека обусловлено как внутренними так и внешними факторами, а каждый поступок человека может быть

Результатом ответной реакции на воздействие фактора внешней среды(реактивное поведение)

Проявлением какого-то внутреннего источника деятельности.

Психоаналитическое направление исходит из того, что структура личности человека состоит из следующих компонентов,выведенных З. Фрейдом:

Оно

Я

Сверх Я

К психоаналитической школе можно отнести теорию интерперсонального поведения Шутца. По его мнению на ряду с биологическими потребностями у чел сущ соц потребности: включения,контроля и любви.

Эрих Фромм считал что движ силой чел явл стремление преодалеть тревогу возник в момент рождения-физического отторжения его от тела матери. Неспособность выдержать собственную индивидуальность, уникальность и ответственность еред миром явл по его мнению одним из основных мотивов поведения человека.

Гештальт психология (Келлер,Коффка) зародилось в 1910-1930 годы в Германии и ввела в оборот понятие гештальт (форма,структура)-целостные,несводимые к сумме частей,системные структуры сознания и инсайд-внезапное понимание сути вещей,озарение. Для чел сущ 2 мира физический-лежащий за переживаниями и мир переживаний.

Фестингер заметил что люди стремятся к некоторой согласованности знаний о мире и самих себе как к желаемому внутреннему состоянию. Если возникает противоречие между тем что человек знает и тем что он делает,то он стремиться это как то объяснить

Гуманистич психология представлена многочисл моделями сформир маслоу

Личность уникальна,неповторима,системна и изучать ее нужно в комплексе а не только по отдельным проявлениям

Исслед животных не пригодны для понимания чел.

На поведение чел,его внутр мир влияет сильнее,чем внешний,поэтому заслуж не меньшего внимания

Чел изнач добр или нейтрален а агрессия и насилие проявл под воздейств внеш реды

Наиболеп уникальн чел характеристика креативность

Особое внимание здоровым л чностям

Экономико псих теор поведе (псих поведения,псих накопления,псих занятости) исслед причины несоотв эк человека тем теор допущ,на которых строится его модель.

ключевой фактор модели эк чел-рациональня максимиз собств выгоды.

Нейролингвист програмирование-комплекс моделей,техник и операционных принципов применяемых в подходе к личностному развитию посредством моделирования жффективных стратегий поведения.
18. рабочая группа и стадии ее формирования

Группа - это две или более личности, взаимодействующие между собой для достижения определенных целей ( Роббинс)

Для успешной деятельности организации необходимо, чтобы ее сотрудники по возможности проявляли гибкость и могли сотрудничать с другими работниками, а так же руководителями подразделений и менеджерами всех уровней в рамках организации. Люди так де должны уметь быстро приспосабливаться к новым условиям труда и более совершенным технологиям. Всвязи с этим, работа в группе является не просто желательной, но даже необходимой. Для успешной деятельности определенной группы необходимо, чтобы в ней царил дух сплоченности и сотрудничества. Необходимо, чтобы в нее включались различные люди, которые смогли бы выполнять различные роли и функции.

Классификация групп осуществляется по нескольким признакам:

а) по признаку основной совместной деятельности (производственные, управленческие, учебные и т.п.);

б) по признаку длительности существования (временные и постоянные);

в) по признаку формальности (формальные и неформальные).

Формальные группы – это группы, определенные организационной структурой.

Неформальные – группы, которые являются ответом на необходимость в социальных контактах. Командные группы – долговременные рабочие группы, члены которых решают определенные задачи как часть своих должностных обязанностей (менеджер и его непосредственные подчиненные).

Целевые группы – группы, члены которых работают вместе для выполнения определенной задачи.

Группы по интересам – неформальные группы, члены которых работают вместе над задачей, которая их интересует.

Дружеские группы – неформальные группы, члены которых собираются вместе, потому что у них есть общие характеристики

Стадия формирования (образования). Стадия, когда члены группы начинают узнавать друг друга. На этой стадии вырабатываются основные правила поведения в группе, связанные с достижением цели, и определяются групповые взаимоотношения. Стадия завершается тогда, когда работники начинают думать о себе, как о части группы.

Стадия штурма (конфронтации). На этой стадии члены группы выявляют различия между формирующейся структурой и личными целями. Члены группы принимают существование группы, но сопротивляются необходимости подчинить свою индивидуальность группе. Стадия завершается формированием иерархии лидерства.

Стадия нормирования (дифференциации). Стадия характеризуется взаимоотношениями, основанными на установленных правилах. Известно, как задачи и ответственность распределяются между членами группы.

Стадия выполнения (исполнения). Социальная структура группы развита и способствует достижению цели.

Для постоянной рабочей группы эта стадия – последняя в ее развитии.

Восприятие и индивидуальное принятие решений

Процесс восприятия формирует понимание ситуации и поведение индивидуума, поэтому он напрямую связан с изучением организационного поведения.

Восприятие – это процесс, с помощью которого личность интерпретирует свое чувственное видение мира, чтобы понять его.

В организации работники стремятся интерпретировать поведение других людей, установить причины происходящего.

В условиях дефицита информации люди начинают приписывать друг другу как причины поведения, так и иные характеристики. Теория атрибуции анализирует эти процессы.

Поведение человека определяется или внутренними (свойства человека), или внешними причинами.

Эффект нимба – формирование общего представления о человеке на основе одной характерной черты.

Эффект контраста – оценка характеристик черт личности под воздействием сравнения с другими недавно оцененными людьми.

Эффект проекции – перенесение своих собственных характерных свойств на другого человека.

Эффект стереотипа – суждение на основе восприятия группы, к которой этот человек принадлежит.

Преодоление проблем восприятия, связанных с упрощениями, используемыми при оценке других людей, является важным для эффективного управления человеческими ресурсами.

Восприятие важно при индивидуальном принятии решений. Принятие решений является реакцией на проблему. Однако то, что является проблемой для одного человека, для другого означает удовлетворительное состояние дел. Поэтому признание существования проблемы и необходи-

мости решения основано на восприятии ситуации. Более того, каждое решение требует интерпретации и оценки информации, получаемой из множества источников и нуждающейся в интерпретации. Сам выбор возможной альтернативы действий зависит от их восприятия человеком, принимающим решения.

Модели индивидуального принятия решений:

1) модель оптимизации – принятие решений основано на принципе рациональности, который предполагает, что принимающий решение полностью объективен и логичен;

2) модель принятия решения, доставляющего удовлетворение – принимающий решение выбирает первое решение, которое является «достаточно хорошим», т.е. удовлетворительным и достаточным; в основе лежит принцип ограниченной рациональности;

3) модель безусловного фаворита – принимающий решение косвенным образом выбирает предпочтенную ранее альтернативу и отклоняет оценку других альтернатив;

4) интуитивная модель – решение принимается на основе подсознания.

Наши рекомендации