Тема 1.1. Развитие теории и практики менеджмента
Раздел 1. Теоретические основы менеджмента
1. Развитие теории и практики менеджмента: управленческие идеи древности, развитие менеджмента как науки.
2. Школы научного управления.
3. Административная или классическая школа.
4. Школы человеческих отношений или поведенческих наук.
5. Школа количественных методов.
6. Современный взгляд на управление предприятием – процессный, системный и ситуационный подходы.
Литература: Основы менеджмента. Н.И. Кабушкин. –М.: Новое знание, 2005, с. 7 – 20.
1. Развитие теории и практики менеджмента: управленческие идеи древности, развитие менеджмента как науки
В доисторические времена люди жили сообществами или племенами. Старейшины и вожди родов и племен олицетворяли собой руководителей, которые организовывали защиту племени от внешних врагов, охоту и другие виды совместной деятельности членов племени.
Науке известно, что управление существовало еще в древности. В истории нашей цивилизации есть примеры из прошлого – сооружение египетских пирамид, создание висячих садов Семирамиды в Вавилоне, Александрийского маяка, строительство Великой китайской стены и др., свидетельствуют о том, что организации и управление существуют на протяжении многих тысячелетий. Такое грандиозное строительство требовало грамотного планирования, разработки технологии и организации работы большого количества людей, контроля их деятельности и создание системы жизнеобеспечения.
В истории есть примеры организаций с формализованными структурами, которые управлялись так же, как они управляются в настоящее время. Примером может служить Римская католическая церковь, где управленческая структура установлена основателями христианства.
На территории Древнего Шумера найдены глиняные таблички, которые археологи датируют III тысячелетием до н.э. Таблички содержат сведения о совершаемых коммерческих сделках.
В развитии теории и практики управления выделяют следующие исторические периоды:
I - Древний период развития управления, его начало датируется 9 – 7 тысячелетием до нашей эры до XVIII века. В этот период времени произошел переход от натурального получения продуктов к их коллективному производству, что позволило накопить определенный опыт в области управления и зарождения менеджмента.
Начиная с глубокой древности существовала и совершенствовалась практика менеджмента:
§ Управление государственным хозяйством в Древнем Египте (3 000 – 2 800 г.г. до н.э.).
§ Сократ (470-399 г.г. до н.э.) одним из первых дал характеристику управлению, как особой сфере человеческой деятельности.
§ Платон (428-348 г.г. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сформировал понятие о разграничении функций органов управления.
§ Александр Македонский (356 -323 г.г. до н.э.), талантливый военоначальник, создал систему управления войсками.
Таким образом, начиная с древних времен, на протяжении длительного исторического периода, шел процесс совершенствования практики управления и накопления знаний в области управления, прежде чем появилась наука менеджмент.
II - Индустриальный период развития управления (1776-1890г.г.). В этот период времени менеджмент стал формироваться как теория. Заслуга в ее развитии принадлежит следующим представителям науки:
§ Адам Смит, известный английский экономист, написал капитальный труд «Богатство наций», в котором сделал анализ различных форм разделения труда и дал характеристику государственного управления.
§ Жан Батист Сей (1767-1832 г.г.), французский экономист, ввел в понятие «антрепренерство» в значении рационального способа использования имеющихся ресурсов для создания нового богатства.
§ Роберт Оуэн, английский текстильный промышленник и управляющий, ввел ряд экономико-производственных и социальных новшеств и, тем самым, оказал большое влияние на формирование научных направлений и школ менеджмента. Понимая, что сознание рабочего определяется его бытием, он создал своим рабочим на ткацких фабриках в поселке Нью-Ленарке, такие социальные блага: служебное жилье, бесплатное образование для детей, фабричный магазин с продуктами с ценами на уровне себестоимости, сокращение рабочего дня с 14 до 12 часов, запрет на труд детей до 10 лет. Он ввел штрафы за появление на рабочем месте в нетрезвом состоянии, вел борьбу с грязью в цехах и в быту.
Его нововведения позволили поднять уровень доходов и благосостояние наемного рабочего класса.
§ Чарльз Беббидж, разработал цифровую вычислительную машину, которая применялась для экономических расчетов, а полученные данные – для принятия управленческих решений.
III - Период систематизации в управленческой науке (1856-1960г.г.). В этот период наука об управлении развивалась динамично, формировались новые направления, научные школы, течения, проводились научные исследования, создавались ассоциации менеджеров. Многие проблемы решались путем прогрессивных управленческих подходов, основанных на исследованиях или идеях научного менеджмента. Важным фактором в развитии менеджмента явилась промышленная революция XIX века, и связанная с ней возникновение большого количества фабрик и заводов с большой численностью работающих. Собственник предприятия не мог больше самолично управлять деятельностью всех работников, появились новые работники - менеджеры, которые представляли интересы владельцев и осуществляли управление предприятиями.
Труды названных и многих других ученых обогатили теорию и практику управления начала XIX века, внесли неоценимый вклад в становление и развитие научного менеджмента и оказали влияние на развитие промышленности и экономики развитых государств.
IV - Информационный период в развитии менеджмента (1960г. - по настоящее время). Этот период развития связан с работами по теории управления, в которых управление рассматривается как логический процесс, опирающийся на математические методы. Большой вклад в развитие теории внес ситуационный подход к управлению. Он содержит научные положения для практического управления, основанные на изучении сложившейся ситуации и условий внешней и внутренней среды организации.
Школы научного управления
До ХХ века никто не задумывался над тем, чтобы организацией управлять системно. Идея о том, что управление может внести существенный вклад в развитие и успех организации зародилась на рубеже XIX-XX веков. С этого времени управление стало признаваться самостоятельной областью деятельности, требующей специальных знаний. К этому были объективные предпосылки:
-развитие промышленного производства;
-увеличение количества выпускаемых товаров;
-конкурентная борьба между производителями (ценовая конкуренция, сокращение издержек, всесторонняя рационализация производства, труда, труда времени, всех ресурсов).
Именно такой ход развития привел к поиску эффективных методов управления производством и трудом.
Основателем науки управления считается американский инженер, исследователь, предприниматель и управляющий Фридерик Уинслоу Тейлор (1856-1915). Он является основателем школы научного управления. В 1910 г. он создал «Общество пропаганды научного менеджмента», и издал книгу «Управление фабрикой», в которой изложил теорию и практику научного управления.
Тейлор предложил использование функциональной организационной структуры управления. Он выделил в управленческой работе отдельные функции, которые закрепляются за исполнителями, которые должны быть компетентны каждый в своей функциональной области. Это привело к позитивным результатам и позволило: повысить качество управленческой деятельности и сократить затраты на аппарат управления.
Тейлор разработал теорию взаимодействия администрации и рабочих,в которой он утверждал, что между управляющими и рабочими должны быть установлены отношения взаимопомощи, которые способствуют совместной деятельности, основанной на общности взаимных интересов, а повышение производительности труда должен обогатить хозяев и рабочих.
Общество управленческие идеи Тейлора были приняты диаметрально противоположно: управляющие увидели в ней источник будущего богатства нации; рабочие – систему хитроумного выжимания пота, которая в невероятном темпе заставляла выполнять порученную работу. Это привело к беспорядкам рабочих, которые стали предметом обсуждения в Конгрессе США, а Тейлор в течение четырех дней был вынужден давать показания. Он пытался доказать, что данная система выгодна как для владельцев, так и для рабочих.
Важным вкладом школы научного менеджмента было введение общих принципов системы научного менеджмента:
§ разделение труда;
§ измерение труда;
§ введение научно-обоснованных норм выработки;
§ введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки;
§ введение карт-инструкций;
§ роль индивидуальных способностей;
§ строгое иерархическое подчинение;
§ развитие управленческого мышления.
Разработанная Тейлором управленческая система была названа ин «научным менеджментом» и содержала изложение основной цели – процветание нанимателя и наемного рабочего и принципов менеджмента – новая ментальность; научно продуманные рабочие задания; научный отбор персонала; индивидуальное стимулирование.
Результаты научной деятельности в области организации производства и управления Ф.У. Тейлор изложил в следующих работах:
-«Цеховой менеджмент» (1903 г.);
-«Принципы и методы научного менеджмента» (1911 г.);
-«Научная организация труда» (1914 г.).
К направлению научной школы управления относятся концепции и разработки следующих деятелей науки:
Генри Гантт (1861 – 1919 г.г.), американский инженер и управляющий, получил известность благодаря разработке диаграммного метода – «графиков Гантта», графически иллюстрировавших элементы производственных операций и затраченное на их выполнение время. Они легли в основу календарного планирования и системного контроля хода работ.
Френк Джилберт (1868 – 1924 г.г.), американский инженер и управляющий, проводил исследования трудовых движений, выбирая лучший метод работы, который давал наиболее высокую производительность труда.
Вклад школы научного управления в науку менеджмента:
§ Использование анализа для определения лучших способов решения задач
§ Обеспечение работников ресурсами
§ Систематическое использование материального стимулирования
§ Отбор работников и их стимулирование