Тема 1. Развитие теории и практики менеджмента

Основные этапы развития менеджмента. Основные школы управления, Развитие менеджмента в России.

Тема 2. Элементы организации и процесса управления

Понятие организация. Формальная и неформальная организации. Горизонтальное и вертикальное разделение труда. Сущность управленческой деятельности. Уровни управления. Объект и субъект управления.

Тема 3. Организационные формы и структура управления организацией

Структура и формы организацией. Типы организационных структур. Проектирование организационных структур.

Тема 4. Функции и принципы менеджмента

Сущность и взаимосвязь функций менеджмента. Характеристика основных функций менеджмента. Принципы менеджмента.

Тема 5. Методы менеджмента

Понятие и классификация методов менеджмента. Организационно – административные методы управления. Экономические методы управления, Социально – психологические методы управления. Самоуправление.

Тема 6. Управление персоналом

Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента. Организация деятельности кадровых служб. Отбор персонала. Оценка сотрудников и прием на работу. Повышение квалификации персонала.

Тема 7. Управление трудовыми процессами

Содержание и особенности управленческого труда. Основные направления рациональной организации труда. Культура управленческого труда.

Тема 8. Управленческие решения

Содержание и виды управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Методы принятия управленческих решений Индивидуальные стили принятия управленческих решений. Условия эффективности управленческих решений. Организация и контроль выполнения решений.

Тема 9. Личность, власть и авторитет менеджера

Требования к менеджеру. Власть и личное влияние. Авторитет менеджера.

Тема 10. Стиль руководства

Понятие и характеристика стилей руководства. Управленческая решетка ГРИД. Элементы управления. Характеристика поведенческих действий менеджера. Дополнительные стили руководства.

Тема 11. Управление конфликтами и стрессами

Природа конфликтов. Типы конфликтов. Причины конфликтов. Методы разрешения конфликтов. Природа и причина стрессов.

Тема 12. Искусство общения

Значение делового общения. Формы организационного общения

Тема 13. Организация проведения деловых совещаний и переговоров

Деловое совещание. Деловые переговоры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Основная литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. с.225.

2. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

4. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

7. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

8. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

9. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

10. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

11. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

12. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

13. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.

14. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.

15. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992. с.567.

Дополнительная литература

1. . Реклама в системе маркетинга / Под ред. Г.Г. Амбрамишвили. – М.: Изд. ТПП СССР. Выпуск № 5. 1992г., 203 с.

2. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг.- М.: Дело. 2000г., 224 с.

3. . Антипов К. Теория рекламного менеджмента: Как подчинить рекламу здравому смыслу.// Маркетолог. 2002., № 3, с.31-35.

4. . Аристархова М., Матягина Т. Маркетинговые исследования рекламной деятельности.// Маркетинг. 2002г., № 1, с.52-57.

5. Багиев Г.Л., Моисеева Н.К., Никифорова С.В. Международный маркетинг. Учебник для вузов. – СПб: Питер. 2001г., 512 с.

Рабочая программа

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Содержание Всего часов Лекции Сем.- Практ. СРС
Основные этапы развития менеджмента.  
Основные школы управления, Развитие менеджмента в России.  
Понятие организация  
Горизонтальное и вертикальное разделение труда  
Формальная и неформальная организации  
Структура и формы организацией. Типы организационных структур.  
Проектирование организационных структур  
Сущность и взаимосвязь функций менеджмента.  
Характеристика основных функций менеджмента.    
Принципы менеджмента.  
Понятие и классификация методов менеджмента.  
Организационно – административные методы управления.  
Экономические методы управления,  
Социально – психологические методы управления.  
Самоуправление.  
Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента.  
Организация деятельности кадровых служб.  
Отбор персонала.  
Оценка сотрудников и прием на работу.    
Повышение квалификации персонала.  
Содержание и особенности управленческого труда.  
Основные направления рациональной организации труда.    
Культура управленческого труда.  
Содержание и виды управленческих решений.  
Процесс принятия управленческих решений.  
Методы принятия управленческих решений  
Индивидуальные стили принятия управленческих решений.  
Условия эффективности управленческих решений.    
Организация и контроль выполнения решений.  
Требования к менеджеру.  
Власть и личное влияние.  
Авторитет менеджера.  
Сущность управленческой деятельности.    
Уровни управления.  
Объект и субъект управления.    
Понятие и характеристика стилей руководства.  
Управленческая решетка ГРИД.    
Элементы управления.  
Характеристика поведенческих действий менеджера.  
Дополнительные стили руководства.    
Природа конфликтов.  
Типы конфликтов.  
Причины конфликтов.    
Методы разрешения конфликтов.  
Природа и причина стрессов.  
Значение делового общения.  
Формы организационного общения    
Деловое совещание.    
Деловые переговоры.  
   

ПЛАН ЛЕКЦИОННОГО КУРСА

ТЕМА 1. Основные этапы развития менеджмента (2 часа)

План:

1. Древний период

2. Индустриальный период

3. Период систематизации

Основные понятия:менеджмент, школы менеджмента,

Литература

1. Максимцова М.М. Менеджмент. – М.:ЮНИТИ, 2001.

2. Ансофф И. Стратегическое управление: Пер. с англ. – М.: Экономика, 1989.

3. Балабанов И.Т. Риск – менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1995.

Контрольные вопросы:

1. Назовите три фундаментальные задачи любой экономики и раскройте, как они решаются при управлении предприятиями.

2.Приведите примеры сфер деятельности, в которых наиболее эффективны различные формы собственности.

3.Покажите, как современные концепции постиндустриального и устойчивого развития экономики отражаются в экономической политике государства.

Межпредметные связи: экономика, психология.

Формы контроля: конспект

ТЕМА 2. Понятие организация (2 часа)

План:

1. Понятие организация

2. Концепция жизненного цикла организации

3. Общие характеристики организаций

4. Цели организаций

Основные понятия:организация, жизненный цикл, цели, миссия, дерево целей, типы организаций.

Литература

1. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. – М.: Машиностроение, 1993.

2. Весенин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триад, Лтд», 1997.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1995.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите основные категории теории управления и раскройте их взаимосвязь.

2. Пусть одной из целей управления являются модернизация выпускаемой продукции и расширение для нее рынка сбыта. Постройте дерево целей и сформулируйте для одной их подцелей задачи управления.

Межпредметные связи: экономика, психология.

Формы контроля: таблица

ТЕМА 3. Формальная и неформальная организации (2 часа)

План:

1. Характеристика формальных организаций

2. Характеристика неформальных организаций

Основные понятия:организация, виды организаций.

Литература

1. Абрамова Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат. 1991г., 200 с.

2. Амбранишвили Г.Г., Война В.А., Трусов Ю.Ф. Операция « Маркетинг». - М.: Международные отношения. 1992г., 256 с.

3. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб: Питер. 1999г., 400 с.

4. Реклама в системе маркетинга / Под ред. Г.Г. Амбрамишвили. – М.: Изд. ТПП СССР. Выпуск № 5. 1992г., 203 с.

Контрольные вопросы:

1. Что такое миссия организации?

2. В чем различие между глобальной целью и целями функционирования?

3. Что такое качественные и количественные цели?

4. Раскройте содержание этапов целевого управления.

5. Раскройте содержание этапов целевого управления.

Межпредметные связи: экономика

Формы контроля:схема

ТЕМА 4. Структура и формы организаций (2 часа)

1. Понятие организационная структура

2. Типы организационных структур

Основные понятия:организационная структура, линейная структура, функциональная, линейно – функциональная, дивизиональная, матричная, матрично-штабная.

Литература

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

Формы контроля: схема

ТЕМА 5. Сущность и взаимосвязь функций менеджмента (2 часа)

План:

1. Понятие функции менеджмента

2. Классические функции менеджмента

3. Современные функции менеджмента

Основные понятия:функции менеджмента, мотивация, контроль, планирование, мотивация, организация.

Литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

Формы контроля: таблица

ТЕМА 6. Принципы менеджмента (2 часа)

План:

1. Понятие принцип менеджмента

2. Характеристика принципов менеджмента

Основные понятия: принципы, факторы.

Литература

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

4. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.

5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.

Контрольные вопросы:

1. Перечислите этапы анализа целостности системы и приведите примеры, характеризующие целостность отдельных подсистем системы управления.

2. Сформулируйте задачи управления маркетингом по составляющим маркетингового комплекса.

3. Выделите связующие элементы во внутренней и внешней среде организации.

Межпредметные связи: экономика

Формы контроля: конспект

ТЕМА 7. Понятие и классификация методов менеджмента (2 часа)

План:

1. Понятие метод управления

2. Факторы выбора методов менеджмента

3. Классификация методов менеджмента

Основные понятия:метод, экономические методы, социально – психологические методы, административно – правовые методы.

Литература

1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

Формы контроля: конспект

ТЕМА 8. Роль руководящих кадров в обеспечении эффективности менеджмента(2 часа)

План:

1. Сущность процесса управления персоналом организации

2. Условия эффективности менеджмента

3. Роль руководителя в процессе управления персоналом

Основные понятия:трудовые ресурсы, трудовые ресурсы, руководитель.

Литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

Формы контроля: схема

ТЕМА 9. Организация деятельности кадровых служб (2 часа)

План:

1. Сущность деятельности кадровых служб

2. Параметры диагностики деятельности персонала

Основные понятия:кадровое планирование, кадровая служба.

Литература

1. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

2. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

3. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.

4. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.

Формы контроля: реферат

ТЕМА 10. Содержание и особенности управленческого труда (2 часа)

План:

1. Понятие управленческий труд

2. Критерии эффективности управленческого труда

Основные понятия:труд, управленческий труд.

Литература

1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

Формы контроля: конспект

ТЕМА 11. Культура управленческого труда (2 часа)

План:

1. Сущность понятия управленческий труд

2. Понятие культура управленческого труда

3. Факторы, влияющие на процесс формирования культуры труда

Основные понятия:культура, организационная культура, управленческая культура, имидж.

Литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

Контрольные вопросы:

1. Поясните значение функций контроля и регулирование в менеджменте.

2.Какие формы контроля вы знаете:

3.Назовите и охарактеризуйте стадии контроля.

4. Что является объектами контроля.

Формы контроля: таблица

ТЕМА 12. Процесс принятия управленческих решений (2 часа)

План:

1. Понятие управленческое решение

2. Этапы принятия управленческого решения

3. Значение управленческих решений

Основные понятия: метод, управленческое решение, индивидуальные методы, коллегиальные методы.

Литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

Формы контроля: таблица

ТЕМА 13. Методы принятия управленческих решений (2 часа)

План:

1. Индивидуальные методы принятия управленческих решений

2. Коллективные методы принятия управленческих решений

3. Критерии эффективности управленческих решений

Основные понятия:метод, управленческое решение, индивидуальные методы, коллегиальные методы.

Литература

1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

Формы контроля: конспект

ТЕМА 14. Организация и контроль выполнения решений (2 часа)

План:

1. Этапы принятия управленческих решений

2. Коррекция управленческих решений

3. Диагностика эффективности управленческих решений

Основные понятия:управленческие решения, этапы принятия управленческих решений, эффективность УР.

Литература

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

4. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.

5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.

Формы контроля: конспект

ТЕМА 15. Власть и личное влияние (2 часа)

План:

1. Понятие власть

2. Понятие харизма

3. Взаимодействие влияния и власти на эффективность функционирования социально – экономической системы

Основные понятия:власть, харизма.

Литература

1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

Формы контроля: таблица

ТЕМА 16. Авторитет менеджера (2 часа)

План:

1. Понятие авторитет

2. Составляющие авторитета.

3. Факторы, влияющие на формирование авторитета.

Основные понятия:авторитет, имидж, руководитель.

Литература

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

Формы контроля: конспект

ТЕМА 17. Уровни управления (2 часа)

План:

1. Характеристика уровней управления

2. Управление высшего звена

3. Управление среднего звена

4. Управление высшего звена

Основные понятия:скалярная цепь, иерархия организации, управленческое звено.

Литература

1. Кохно П.А., Микрюков В.А. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика. 1993г., 435 с.

2. Маркетинг./ Под ред. Д.И. Костюхина. – М.: Прогресс. 1990г., 305 с.

3. Котлер Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии.- М.: АСТ. 2000г.,272 с.

4. Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Ростинтэр. 1996г.,704 с.

5. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент. 10-е издание. – СПб.: Питер 2000г., 752 с.

Формы контроля:конспект

ТЕМА 18. Элементы управления (2 часа)

План:

1. Характеристика процесса управления.

2. Технологии управления.

Основные понятия:управление, инструментарий управления.

Литература

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

4. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.

5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.

Формы контроля: схема

ТЕМА 19. Характеристика поведенческих действий руководителя (2 часа)

План:

1. Сущность поведения руководителя.

2. Значение поведения руководителя.

3. Формирование поведения руководителя.

Основные понятия:поведение руководителя.

Литература

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

Формы контроля: конспект

ТЕМА 20. Природа конфликтов (2 часа)

План:

1. Сущность конфликта.

2. Виды конфликта.

3. Значение конфликта.

4. Разрешение конфликтов.

Основные понятия:конфликт.

Литература

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

Формы контроля: таблица

ТЕМА 21. Методы разрешения конфликтов (2 часа)

План:

1. Технология разрешения конфликтов.

2. Методы разрешения конфликтов.

Основные понятия:методы разрешения конфликтов.

Литература

1. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

2. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

3. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

4. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

Контрольные вопросы:

1. Чем вызывается необходимость делегирования в организации задач и полномочий?

2. Какие требования могут возникать в процессе делегирования полномочий и какими причинами они вызываются?

3. Есть ли различия в ответственности руководителя и исполнителя?

4. Справедливо ли утверждение, что полномочия в организации делегируются конкретному лицу?

Формы контроля: конспект

ТЕМА 22. Природа и причина стрессов (2 часа)

План:

1. Понятие стресс.

2. Значение стресса.

3. Профилактика стрессовых ситуаций.

Основные понятия:стресс.

Литература

1. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

2. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

3. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

5. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

6. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

Формы контроля: схема

ТЕМА 23. Значение делового общения (2 часа)

План:

1. Понятие делового общения.

2. Формы делового общения.

Основные понятия:общение, коммуникации, деловое общение.

Литература

1. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

2. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

4. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

5. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

6. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

7. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

Формы контроля: таблица

ТЕМА 24. Деловые переговоры (2 часа)

План:

1. Понятие деловые переговоры.

2. Структура деловых переговоров.

3. Технология деловых переговоров.

Основные понятия:деловые переговоры.

Литература

1. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. с.225.

2. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

4. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой организация в менеджменте?

2. Назовите принципы построения организаций?

3. Какие типовые схемы управления вы знаете?

4. Перечислите требования к структурам управления.

Формы контроля: конспект.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1: Основные школы управления (2 часа)

План:

1. Предпосылки формирования современных школ управления.

2. Классификация школ управления.

3. Сравнительная характеристика школ управления.

Литература:

1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

Контрольные вопросы:

1. Когда возник менеджмент, и каковы были его экономические предпосылки.

2. Какие черты характеризуют современный менеджмент.

Тема 2: Горизонтальное и вертикальное разделение труда (2 часа)

План:

1. Понятие разделение труда.

2. Горизонтальное разделение труда.

3. Вертикальное разделение труда.

Литература:

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

4. Менеджмент /Под ред М.М. Максимцова, - М.:. ЮНИТИ, 2001.

5. Менеджмент организации /Под ред. З.П. Румянцевой Н.А. Соломатина. – М.: ИНФРА-М, 1996. с.117.

Контрольные вопросы:

1. Исследуйте группу факторов мотивации, используемых руководителями для повышения эффективности вашей работы.

2. Исследуйте группу факторов мотивации, используемых вашими руководителями для повышения эффективности организации.

3. Оцените работу ваших руководителей в направлении удовлетворения ваших потребностей.

Тема 3: Проектирование организационных структур (2 часа)

План:

1. Понятие организационная структура.

2. Виды организационных структур.

3. Этапы проектирования организационных структур.

Литература:

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

Тема 4: Организационно – административные методы управления (2 часа)

План:

1. Характеристика административно – правовых методов управления.

2. Классификация.

Литература:

1. Ансофф И. Стратегическое управление: пер. с англ. – М.: Экономика, 1989. с.225.

2. Балабанов И.Г. Риск-менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 1996.

3. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

4. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

5. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

6. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

Тема 5: Экономические методы управления (2 часа)

План:

1. Понятие экономические методы управления.

2. Классификация.

Литература:

1. Валуев С.А., Игнатьева А.В. Организационный менеджмент. – М.: Машиностроение, 1993.

2. Весенин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триад, Лтд», 1997.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: ЮНИТИ, 1995.

Тема 6: Социально – психологические методы управления (2 часа)

План:

1. Сущность социально – психологических методов управления.

2. Классификация.

Литература:

1. Абрамова Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат.

2. 1991г., 200 с.

3. 2 Амбранишвили Г.Г., Война В.А., Трусов Ю.Ф. Операция « Маркетинг». - М.: Международные отношения. 1992г., 256 с.

4. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб: Питер. 1999г., 400 с.

5. Реклама в системе маркетинга / Под ред. Г.Г. Амбрамишвили. – М.: Изд. ТПП СССР. Выпуск № 5. 1992г., 203 с.

Тема 7: Самоуправление (2 часа)

План:

1. Сущность процесса самоуправления.

2. Этапы самоуправления.

Литература:

1. Абрамова Г.П. Маркетинг: Вопросы и ответы. – М.: Агропромиздат.

2. 1991г., 200 с.

3. Амбранишвили Г.Г., Война В.А., Трусов Ю.Ф. Операция « Маркетинг». - М.: Международные отношения. 1992г., 256 с.

4. Амблер Т. Практический маркетинг. – СПб: Питер. 1999г., 400 с.

5. Реклама в системе маркетинга / Под ред. Г.Г. Амбрамишвили. – М.: Изд. ТПП СССР. Выпуск № 5. 1992г., 203 с.

Тема 8: Отбор персонала (2 часа)

План:

1. Сущность процесса отбора персонала.

2. Этапы отбора персонала.

Литература:

1. Балабанов И.Г. Основы финансового менеджмента. – М.:. Финансы и статистика, 1995. с.127.

2. Бизюкова И.В. Подбор и оценка кадров управления. – М.: Экономика, 1996. с.234.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

4. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

5. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

Тема 9: Повышение квалификации персонала (2 часа)

План:

1. Сущность процесса повышения квалификации персонала.

2. Виды повышения квалификации персонала.

3. Условия повышения квалификации персонала.

Литература:

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Менеджмент. – М.:. Финансы и статистика, 1993. с.453.

3. Лэнд П.Э. Менеджмент – искусство управлять: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 1995. с. 217.

Тема 10: Содержание и виды управленческих решений (2 часа)

План:

1. Управленческие решения.

2. Виды управленческих решений.

3. Этапы принятия управленческих решений.

Литература:

1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: «Триада, ЛТД» ,1997.

2. Герчикова И.Н. Менеджмент. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1995.

3. Глушенко В.В. Менеджмент: системные основы. – Железнодорожный: Н.П.Ц. «Крылья», 1996. с.217.

4. Глухов В.В. Основы менеджмента – С. – Петербург: «Специальная литература», 1995. с.213.

5. Егошин А.Н. Управление персоналом. – Н. Новгород: НИМБ, 1997.

6. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

Тема 11: Индивидуальные стили принятия управленческих решений (2 часа)

План:

1. Понятие управленческое решение.

2. Виды управленческих решений.

3. Способы принятия управленческих решений.

Литература:

1. Инновационный менеджмент /Под ред. С.Д. Ильенковой, - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. с.213.

2. Кохно П.А., Микрюков В.А., Комаров М.А. Мене

Наши рекомендации