Как отражается время в искусстве?

Текст№15

Задание№1. Прочитайте текст М. Петровой, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Как-то Гегель сказал, что «философия есть её время, схваченное в мысли». Перефразируя немецкого философа, можно сказать, что искусство есть его время, схваченное в образе. Другое дело, что само время по-разному отображается в искусстве. Оно может присутствовать в нем специальными приметами, или конкретными событиями, или историческими персоналиями. Может идеями и идеалами, которыми в данный исторический момент живет общество.

А может болью, смятениями и скорбями, которыми оно мучается, страдает, переживая свой духовный разлад.

И это – самая верная примета времени, в диагностике которого, данной в образе, - не только история народа, но и его крестный путь. И здесь очень важно, какое место в нем оставляет для себя художник. Стороннего наблюдателя? Затерявшегося в толпе участника событий или идущего впереди, сразу же за иконой и свечой?

Казалось бы, прямого ответа на этот вопрос Шишкин не даёт. Но это только на первый взгляд.

В его произведениях связь с современностью характеризуется не социальной направленностью сюжета, а тем особым отношением к природе, когда она для художника - не только отрада и отдохновение, но и источник, к которому душа его припадает как к спасительному духовному роднику. И именно оно, это качественно новое отношение, и определяет содержание его полотен.

Шишкинские портреты заповедных лесов (или божелесья, как в старину называли их на Русском Севере, в Елабуге, на родине художника) оказались необычайно ёмкими. В них образ леса стал проводником охранительного начала искусства мастера, для которого сбережение леса и вообще природы было равносильно сбережению заповеди народа об охране своих святынь.

Лишь однажды, словно не доверяя не только самому себе, но сомневаясь и в своей публике - слышит ли она его, понимает ли, о чем говорит он своим искусством? -художник в картине «“Святой ключ” близ Елабуги» (1886 г.) даст прямое выражение этой мысли. В отличие от других работ мастера здесь идея охранения воплощена не ассоциативно, а непосредственно, когда не только святыня, но и сама заповедь предстаёт образом зримым и вполне конкретным.

(М. Петрова)

1.Какова тема текста М. Петровой?

2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

· острая;

· важная;

· серьезная;

· спорная;

· неотложная;

· основная;

· глубокая;

· назревшая;

· неразрешимая

4.Выражена ли в тексте позиция автора (М. Петровой) по данному вопросу?

Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Тема Проблема может заставить нас: Позиция автора
  Открыто выразить свое отношение (к чему?..), чтобы Усиливает положительное или отрицательное отношение к чему-либо;  
Заняться самовоспитанием (расширять кругозор…) для того, чтобы… Утверждает, (что?)…  
Заняться глубоким изучением вопроса (какого?) для того, чтобы… Уточняет (что?)
Оценить собственное отношение (к чему?) Передает глубину проблем (чего?)  

Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

«Как отражается время в искусстве: архитектуре, живописи, литературе?» - вот вопрос, над которым предлагает нам задуматься автор текста М. Петрова.

Проблема отражения определенных устоев, определяющих какую-либо эпоху, в искусстве является важной, потому что, по мысли автора, «искусство есть время, схваченное в образе». Каждая эпоха имеет свои особенные обычаи, нравы, память о которых должна сохраняться и передаваться следующим поколениям. Именно с этой позиции проблему, поднятую автором текста, можно назвать социально значимой.

Автор стремится донести до читателя такую мысль: время может присутствовать в искусстве в виде «примет или конкретных событий». Кроме того, М. Петрова акцентирует наше внимание на том, что искусство может выражать «боль, смятение и скорбь...мучения, страдания, переживания…» Далее она делает вывод: «самая верная примета времени - образ не только народа, но и его крестный путь».

Я не могу не согласиться с автором, утверждающим важность искусства в отражении ценностей определенной эпохи. Так, произведения литературы создаются писателями не ради отвлеченных идей. Главная их цель - выступить в качестве честного «зеркала» нравов своей эпохи, правдиво отобразить свое время.

Многие русские поэты и писатели доказали своим творчеством, что искусство является верным средством отображения времени. Так, например, М.Ю. Лермонтову в романе «Герои нашего времени» удалось создать точный портрет «потерянного» поколения молодых людей, жаждущих воплотить замыслы в жизнь, реализовать свои планы, но не сумевших найти себя. Григорий Александрович Печорин, главный герой романа, потратил все лучшие силы своей души в бессмысленном споре с судьбой, а ведь верно было ему назначение «высокое»…

Кроме того, по-своему решил эту задачу в романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев. Он изобразил отличительные черты своего времени – трагическое заблуждение нигилистов, отрицающих все, что не приносит «материальной пользы». Главный герой романа Евгений Базаров, последователь теории «вульгарного материализма», отрицает духовные ценности человечества: веру в добро, красоту природы, любовь и верность ( «Я верю только в то, что дважды два - четыре… А.С. Пушкин - вздор! Рафаэль - гроша медного не стоит!»). Но теория Базарова разрушается, когда его сердце переполняется любовью к Анне Сергеевне Одинцовой. Писатель выносит срепя сердце приговор умным, нравственно чистым молодым людям, к сожалению автора оказавшимся в плену теории нигилизма.

Итак, читая текст М. Петровой, я смогла понять, что искусство – средство объективного отражения духа любой эпохи, «истинной атмосферы», сути любого времени.

1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста М.Петровой?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста М.Петровой? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (М.Петровой), рассуждающего о том, как отражается время в искусстве? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста М.Петровой? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).

8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту М.Петровой? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой, и вынесите на поля символ В*******)

Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании:

Наши рекомендации