Возрастная периодизация психического развития человека в онтогенезе
Цель: Характеристика оснований возрастных периодизаций психического развития в отчественных и зарубежных психологических концепциях
Задачи:
1. выделение основных подходы к построению периодизации психического развития в зарубежной и отечественной психологии, периодизации психического развития П.П. Блонского, З.Фрейда, Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина;
2. освоение умения определять психологический возраст, опираясь на центральные возрастные новообразования, ведущий вид деятельности и социальную ситуацию развития.
Вопросы:
1. Исторические зарубежные периодизации психического развития человека в онтогенезе: З. Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л.Кольберг.
2. Отечественные периодизации: П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.
Ключевые понятия:периодизация психического развития, ведущий вид деятельности.
Задания для самостоятельной работы:
1. Заполните таблицу:
№ | Автор периодизации психического развития | Название (тип) периодизации | Основной критерий построения периодизации | Критерии выделения возраста |
П.П. Блонский | ||||
З.Фрейд | ||||
Э.Эриксон | ||||
Ж.Пиаже | ||||
Л.Кольберг | ||||
Л.С. Выготский | ||||
Д.Б. Эльконин |
2. На основании лекций и учебной литературы заполните таблицу «Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину», выпишите определение каждого вида деятельности, подготовьтесь к проверке знаний.
Эпохи | ||||||
Периоды | ||||||
Границы | ||||||
Ведущий вид деятельности |
3. На основании учебника Шаповаленко И.В. подготовьте таблицу «Возрастная периодизация психического развития человека», познакомьтесь и выделите основные элементы содержания (см. приложение в учебнике). Копию таблицы принесите с собой на занятие.
Задания для работы на практическом занятии:
1. Проблема построения периодизации психического развития может быть описана через поиск ответов на следующие вопросы: 1) какое отрезок жизни человека должна охватывать периодизация, 2) одинаковыми или различными по длительности должны быть выделяемые стадии-возраста, 3) что должно быть критерием выделения возраста и основанием для построения периодизации. На основании справочных материалов приведите примеры периодизаций для иллюстрации каждого вопроса.
Древняя китайская классификация
Молодость | До 20 лет | |
Возраст вступления в брак | До 30 … | |
Возраст выполнения общественных обязанностей | До 40… | |
Познание собственных заблуждений | До 50… | |
Последний период творческой жизни | До 60… | |
Желанный возраст | До 70 … | |
старость | До 90… |
Периодизация Пифагора (VI в. до н.э.)
Период становления | 0-20 лет «весна» | |
Молодой человек | 20 – 40 «лето» | |
Человек в расцвете сил | 40 – 60 «осень» | |
Старый и угасающий человек | 60 – 80 «зима» |
Классификация возрастов жизни по Гиппократу (IV в. до н.э.)
Первый период | 0 – 7 лет | |
Второй период | 7 – 14 лет | |
Третий период | 14 – 21 год | |
Четвертый период | 21 – 28 лет | |
Пятый период | 28 – 35 лет | |
Шестой период | 35 – 42 года | |
Седьмой период | 42- 49 лет | |
Восьмой период | 49 – 56 лет | |
Девятый период | 56 – 63 года | |
Десятый период | 63 – 70 лет |
Возрастная периодизация Д.Б. Бромлея (1966)
Первый цикл - утробный | До рождения | |
Второй цикл – детство | 0 – 11-13 лет | |
Третий цикл - юность | 11-13 – 21 год | |
Четвертый цикл - взрослость | 21 – 65 лет | |
Пятый цикл - старение | 65 – 70 до 110 лет |
2. Вставьте пропущенные слова в таблице«Типы деятельности»
(по Д.Б. Эльконину):
Параметры анализа | 1 тип деятельности | II тип деятельности |
Реализуемая система отношений | Деятельность, направленная на ориентацию в …....... («ребенок - общественный взрослый») | Деятельность, направленная на ориентацию в …...... («ребенок – общественный предмет» |
Развивающаяся сфера психики | Мотивационно-......(личностная) | О.........-техническая (интеллектуальная, познавательная) |
Виды деятельности | Непосредственно-эмоциональное общение,..............................., интимно-личностное общение | Предметно-манипулятивная деятельность,......................, учебно-.................. деятельность |
Цель деятельности | Освоение …............. отношений, смыслов и ….......... | Усвоение …........... способов действий и эталонов |
Возраста | Младенчество, .............., подростковый возраст | Раннее детство, …........., ранняя ….......... |
3. Ознакомьтесь с различными классификациями периодизаций психического
развития,определите основания данных классификаций. Попробуйте расширить
перечень примеров.
Л.С. Выготский
· Периодизации на основе ступенчатообразного построения процесса развития психики (биогенетическая периодизация Ст. Холла- Гетчинсона)
· Периодизации на основе одного признака – условного критерия (н-р, П.П. Блонского, З.Фрейда)
· Периодизации феноменологического типа (н-р, А.Гезелл)
Д.Б. Эльконин
· Эмпирические (сложившиеся на основе имеющейся практики обучения и воспитания, не имеющие должного теоретического обобщения) (н-р, П.П. Блонского)
· Теоретические (имеющие теоретическое обоснование) (н-р, Л.С. Выготского)
Л.Ф. Обухова
· Когнитивистские периодизации (н-р, Ж.Пиаже, Л. Кольберга)
· Психодинамические периодизации развития личности (н-р, З.Фрейда,Э.Эриксона)
· Периодизации Л.С. Выготского и Д.Б. Эльконина как попытка преодоления дуализма в развитии познавательной и аффетивно-потребностной сфер
В. И. Слободчиков
· частные (не выходящие за границы детства) (н-р, Д.Б. Эльконина, А.В. Петровского, Д.И. Фельдштейна)
· общие (н-р, эпигенетическая п. Э.Эриксона, интегральная периодизация В.И. Слободчикова)
4. Пользуясь таблицей «Периодизация психического развития» (И.В. Шаповаленко) подготовьте и загадайте другим группам задания по определению психологического возраст, на основании опоры на центральные возрастные новообразования, ведущий вид деятельности и социальную ситуацию развития.
Список обязательной литературы:
1. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М., 1995.
2. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. – М.: Школьная пресса, 2000.
3. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. – 1971. – № 4.
Список дополнительной литературы:
1. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации психического развития // Вопросы психологии. – 1972. – № 2.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Мухина В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество. – М.: Академия, 2004.
Задания и вопросы для самоконтроля:
З. Фрейд выбрал в качестве критерия для построения своей периодизации…аспект | ||
а) | психосоциальный | |
б) | физический | |
в) | сексульный | |
г) | эмоциональный | |
Периодизация психического развития П.П. Блонского относится к … периодизациям | ||
а) | педагогическим | |
б) | биологизаторским | |
в) | психологическим | |
г) | эмпирическим | |
Латентная стадия психического развития по З. Фрейду длится … | ||
а) | от 6 до 12 лет | |
б) | от 4 до 5 лет | |
в) | от 4 до 10 лет | |
г) | от 12 до 18 лет | |
Возрастную периодизацию на основании критерия появления и смены молочных зубов предложил: | ||
а) | З.Фрейд | |
б) | Э.Эриксон | |
в) | Л.С. Выготский | |
г) | П.П. Блонский | |
Ключевое понятие «либидо» в психоаналитическом подходе к изучению личности обозначает… | ||
а) | ошибочное воспроизведение слов | |
б) | острую форму пережтвания | |
в) | новообразование личности | |
г) | сексуальное влечение | |
Ж. Пиаже в качестве критерия возрастной периодизации психического развития выбрал… | ||
а) | развитие интеллекта | |
б) | изменения в личностной сфере | |
в) | развитие эмоционально- волевой сферы | |
г) | развитие памяти | |
Периодизация развития в онтогенезе, разработанная Э. Эриксоном, называется… | ||
а) | психогенетической | |
б) | эпигенетической | |
в) | социальной | |
г) | психомоторной | |
Согласно периодизации возрастов Д.Б. Эльконина учебно-профессиональной деятельности соответствует… | ||
а) | школьное детство | |
б) | подростковый возраст | |
в) | раннее детство | |
г) | ранняя юность | |
Основным критерием построения периодизации психического развития у Л.С. Выготского является… | ||
а) | ведущая деятельность | |
б) | сексуальное развитие | |
в) | специфика интеллекта | |
г) | социальная ситуация развития | |
Основным критерием построения периодизации психического развития у Д.Б. Эльконина является… | ||
а) | ведущая деятельность | |
б) | сексуальное развитие | |
в) | специфика интеллекта | |
г) | личностное развитие | |
Деятельность, в процессе которой человек ориентируется в основных ее смыслах, задачах,мотивах, нормах отношений: | ||
а) | непосредлственно-эмоциональное общение | |
б) | учебная | |
в) | учебно-профессиональная | |
г) | Предметно-манипулятивная | |
Выстройте цепочку смены ведущей деятельности по мере взросления человека: | ||
а) | предметно-манипулятивная деятельность | |
б) | непосредственно-эмоциональное общение | |
в) | трудовая деятельность | |
г) | учебно-профессиональная деятельность | |
д) | внутренняя работа по осознанию своего жизненного пути | |
е) | игровая деятельность | |
ж) | учебная деятельность | |
з) | интимно-личностное общение | |
Понятие «ведущий вид деятельности» означает… | ||
а) | наиболее благоприятные условия для развития у человека определенных психических свойств | |
б) | завершение предыдущего периода развития и начало следующего | |
в) | эпоху построения личности | |
г) | деятельность, с которой в данный период онтогенеза связано возникновение важных психических новообразований | |
Установите соответствие между понятиями и их признаками · новообразования личности · социальная ситуация развития личности · самосознание | ||
а) | Качественно новый тип строения личности | |
б) | Сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которые являются типичными для каждого возрастного этапа | |
в) | Осознание человеком самого себя, своих собственных качеств | |
Общая схема периодизации Д.Б. Эльконина содержит три эпохи, каждая из которых делится на два периода. Установите соответствие: 1. эпохи 2. периоды | ||
а) | младенчество | |
б) | подростничество (отрочество) | |
в) | детство | |
г) | раннее детство | |
д) | дошкольное детство | |
е) | младшее школьное детство | |
ж) | младшее подростничество (подростничество) | |
з) | ранняя юность |
Практическое занятие 6 (4 часа)