Занятие 3. Толерантное общение

Разминка

Упражнение «Четыре угла – четыре выбора»

Материалы:бумагаи скотч.

Процедура проведения. В четырех углах комнаты раскладываются 4 листа. Участникам предлагают сделать выбор. Собравшиеся в одном углу рассказывают друг другу, почему они сделали именно этот выбор. После каждого раунда все собираются вместе.

Выбор: цвет; название времени года; муз. инструменты: скрипка. саксофон, арфа, барабан; геометр. фигуры: треугольник, квадрат, круг, неправильной формы; города: Париж, Рим. Москва, Шанхай; напитки: кофе, чай, кока-кола, молоко.

Рефлексия:

1. Какие участники оказывались чаще в одной группе?

2. Какие игроки оказались в одной группе редко или вообще не оказались ни разу?

3. Что интересно каждый узнал о других?

Упражнение «Это здорово»

Процедура проведения. Участники стоят в кругу. Ведущий дает следующую инструкцию: «Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о каком-нибудь своем качестве, умении, желании или таланте (например: «Я обожаю танцевать», «Я умею прыгать через лужи»). В ответ на каждое такое высказывание все, кто стоит в кругу, должны хором ответить «Это здорово!» и одновременно поднять вверх большой палец. В круг участники выходят по очереди.

Основная часть

Упражнение «Замороженный»

Задача: Совершенствование навыков эмоционального контакта.

Процедура проведения. Участники разбиваются на пары. В каждой паре один участник играет роль «замороженного», а второй – «реаниматора». По сигналу ведущего «замороженный» застывает в неподвижности. В течение одной минуты «реаниматор» должен оживить «замороженного». Он не имеет права ни прикасаться, ни обращаться к «замороженному» со словами. Он может действовать только при помощи взгляда, мимики и пантомимики. Критерии «размораживания» - изменение в выражении лица, улыбка или смех «замороженного».

Упражнение «Как быть толерантным в общении»

Задача: Обучение способам выхода из конфликтной ситуации.

Процедура проведения. Ведущий говорит группе, что каждый из нас время от времени попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций: кто-то обижается, кто-то «дает сдачи», кто-то пытается найти конструктивное решение. Можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив другого? Ведущий предлагает кому-нибудь из участников группы вспомнить и рассказать ситуацию, когда его или кого-нибудь из его знакомых обидели. Этот участник выступит в роли того, кого обидели, а другой в роли обидчика. Например, кто-то из участников предложил следующую ситуацию: мама отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду. Затем два участника разыгрывают данную ситуацию. «Обидчик» выступает в роли мамы, а «обиженный» – в роли сына. Используя предложенную ниже схему, «обиженный» попытается достойно выйти из ситуации.

Схема достойного выхода из ситуации:

1. Начни разговор с конкретного точного описания ситуации, которая тебя не устраивает: «Когда ты кричала на меня при ребятах…»

2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к тебе: «…я почувствовал себя неудобно…»

3. Скажи человеку, как бы тебе хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя: «…поэтому в следующий раз я прошу тебя высказать свои замечания не в присутствии моих друзей…»

4. Скажи, как ты себя поведешь в случае, если человек изменит или не изменит свое поведение: «…тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям»

Данное задание предлагается выполнить нескольким парам участников. Затем происходит обсуждение результатов упражнения.

Вопрос для обсуждения:

- Какой из способов, предложенных в группе, выхода из конфликтной ситуации оказался наиболее удачным и почему?

Упражнение «Я»-высказывание и «Ты»-высказывание»

(это упражнение является продолжением и закреплением предыдущего)

Задачи:

- научиться толерантно (в неагрессивной, безоценочной манере) выражать свои негативные эмоции и чувства, такие, как недовольство, обида, огорчение и. т. д.;

- сделать общение более непосредственным и свободным.

Приложение: Ситуации для составления «Я - высказываний».

Процедура проведения. Ведущий объясняет разницу между Я и Ты -высказываниями. Например, использование в речи Я - высказываний делает общение более непосредственным, предполагает ответственность говорящего за свои мысли и чувства («Я очень беспокоюсь, если тебя нет дома к 10 часам вечера»), а не нацелено, как Ты – высказывание, на то, чтобы обвинять другого человека («Ты опять пришел домой в 11 часов вечера!). Если мы используем Ты - высказывание, то человек, к которому мы обращаемся, испытывает негативные эмоции: гнев, раздражение, обиду. Использование Я - высказываний позволяет человеку выслушать вас и спокойно вам ответить.

Ведущий просит участников составить Я-высказывание для предложенных ситуаций.

Ситуации:

Твоя подруга попросила у тебя кофточку и порвала ее.

Твой младший брат изрисовал ручкой твои учебники.

Твои друзья пошли в кино, а тебя не позвали.

Твой учитель незаслуженно обвинил тебя в том, что ты списал контрольную у соседа.

Вы с другом договорились встретиться на улице. Ты прождал его полчаса, а он так и не пришел.

Тренер сказал, что ты пропускаешь тренировки, поэтому он отчисляет тебя из команды.

Рефлексия занятия:

1. О каких способах толерантного общения вы сегодня узнали?

2. Как вы считаете, какое поведение характерно для вас в конфликтных ситуациях?

3. Каковы преимущества толерантного общения?

Наши рекомендации