Совокупность трех факторов коммуникативной эффективности социальной рекламы
Коммуникативная эффективность социальной рекламы — это совокупность трех факторов:
(1) влияния рекламы на изменение знаний о проблеме и способах ее решения;
(2) влияния рекламы на формирование эмоционального отношения к: проблеме;
(3) влияния рекламы на изменение поведенческой модели и обновление ценностных систем [13].
Коммуникативная (информационная) эффективность социальной рекламы позволяет установить, насколько эффективно конкретное рекламное обращение передает целевой аудитории необходимые сведения или формирует желательную запланированную точку зрения. Оценка коммуникативной эффективности социальной рекламы дает возможность улучшить качество как содержания, так и места и формы подачи социальной информации.
Первичным критерием коммуникативной эффективности рекламы является индекс осведомленности. Индекс осведомленности численно равен отношению количества представителей целевой аудитории, осведомленных о содержании рекламы, к общему объему целевой аудитории.
Помимо непосредственно количественных характеристик показов рекламы, на показатель осведомленности значительное влияние оказывают такие факторы, как выбор средств рекламы, сегментация целевой аудитории, расположение рекламы, тип рекламы и т.д.
Коммуникативно-эффективная социальная реклама в первую очередь привлекает внимание, обеспечивает наиболее продуктивное извлечение информации из сообщения и запоминание. Внешний регистрируемый критерий такой эффективности — пассивное узнавание или активное воспроизведение элементов рекламного сообщения (визуальных, вербальных) в ответ на просьбу интервьюера. В приложении 4 представлен образец бланка замера осведомленности целевой аудитории о рекламе.
Тестирование рекламы
Задачи. Общие задачи тестирования рекламы:
• определение реакции потребителей на предлагаемые варианты рекламных сообщений;
• выявление положительных и негативных оценок;
• оценка соответствия рекламы основной идее;
• оценка убедительности и понятности рекламы;
• оценка запоминаемости;
• оценка степени возможного воздействия рекламы на дальнейшее поведение респондента и др.
Направления исследований эффективности рекламы:
• тестирование рекламных материалов — предварительное тестирование (предтестирование) рекламного сообщения с точки зрения коммуникативной эффективности с помощью качественных методов (фокус-группы и глубинные интервью) или на холл-тестах;
• трековые исследования — используются для отслеживания динамики изменений в отношении к социальной проблеме, в установке, в поведении целевых групп на протяжении всей рекламной кампании — серия опросов через некоторые интервалы на больших выборках;
• исследования на стадии завершения рекламной кампании — оценка эффективности коммуникативного воздействия рекламы (посттестирование) с помощью количественных методов исследования (опрос на больших выборках).
Этапы. Целесообразно проводить тестирование коммуникативной эффективности социальной рекламы на двух этапах.
1. Предтестирование рекламы проводится до начала рекламной кампании для определения привлекательных и раздражающих элементов, дяя оценки восприятия рекламных сообщений и увеличения эффективности воздействия рекламы на целевую аудиторию.
Тестироваться может несколько вариантов одной рекламы, что дает возможность выбрать для использования наиболее удачный вариант. Предварительное тестирование печатной, телевизионной и аудиорекламы — газетных и журнальных рекламных объявлений, видео- и аудиороликов, макетов наружной рекламы — широко распространенная и очень важная область исследований. Данный тип исследований применяется обычно перед запуском рекламной кампании, когда уже определены и проанализированы целевые группы, выбраны каналы размещения информационных и рекламных материалов.
Предварительное изучение восприятия рекламы позволяет:
• избежать явных ошибок в построении рекламного образа;
• учитывая мнения респондентов, приблизить рекламное объявление к идеальному, ожидаемому варианту;
• прогнозировать эффективность воздействия рекламы;
• выявить сильные и слабые места рекламы;
• скорректировать рекламное сообщение с учетом полученных показателей; ;
• реально сэкономить немалые деньги.
Анализ реакции представителей целевых групп на разработанные макеты рекламы проводят как в рамках прямого опроса (например, в ходе холл-теста), так и в процессе проведения фокус-групп или глубинных интервью. Если целевые группы разнородны, претестинг помогает понять, каким образом влияют на каждую из подгрупп различные элементы предлагаемых рекламных концепций, и, таким образом, произвести более адресную «подстройку» рекламной концепции под отдельные целевые аудитории.
Изучение восприятия потенциальными потребителями макетов социальной рекламы включает в себя оценку главной идеи обращения, различных параметров иллюстрации — цветового решения, персонажей, всего текста и, в частности, слогана.
Бывают случаи, когда целевые аудитории вообще «не замечают» или отвергают социальную рекламу, потому что их собственное представление о проблеме (ситуации) не соответствует создаваемому в рекламе образу.
Существует множество традиционных приемов работы с макетами печатных объявлений. Последние могут в ходе исследования располагаться респондентами по степени привлекательности, может быть также применен метод попарных сравнений. Существуют еще и такие методики, как «имитирование журнала» с контрольными объявлениями и «оценка портфеля» — сравнение двух комплектов журнала, один из которых — с контрольным рекламным объявлением. Этот метод помогает оценить не только сам макет, но и влияние на его восприятие окружающих печатных материалов.
Помимо выбора наиболее привлекательного варианта рекламы большое значение имеет исследование причин и мотивов выбора или отвержения того или иного макета или его отдельных частей. Эти сведения помогают «исправить» имеющиеся варианты или же создать новый. При этом обычно базовым для составления оптимальной рекламной концепции является вари-
ант, получивший больше положительных откликов. Собрав воедино положительные черты всех рекламных концепций, разработчики смогут получить «приближенный к идеалу» вариант.
2. Посттестирование — тестирование в процессе проведения социальной кампаниц и по ее итогам, когда рекламное сообщение уже выпущено и прошло определенное время, достаточное для ознакомления целевой аудитории с ней. Цель тестирования —' подвести промежуточный или окончательный итог.
Оценка эффективности рекламной кампании предназначена для определения конечного результата, который выражается в охвате и уровне осведомленности целевой аудитории, в изменении отношения к проблеме и т.п. Исследование эффективности рекламы позволяет оценить, в какой степени были достигнуты цели, стоявшие перед социальной рекламой. На основе такой оценки предпринимаются усилия для увеличения эффективности рекламной деятельности и оптимизации расходов на рекламу.
Критерии коммуникативной эффективности социальной рекламы
Нет единого критерия оценки коммуникативной эффективности социальной рекламы (КЭСР), включающего все необходимые параметры эффективности рекламного сообщения. В связи с этим при оценке КЭСР опираются на четыре основных критерия:
• распознаваемость (идентифицируемость) сообщения;
• запоминаемость сообщения;
• притягательная сила сообщения;
• агитационная сила сообщения.
1. Распознаваемость — свойство рекламного сообщения, позволяющее быстро соотнести его с определенной темой (проблемой) и воспринять его основную информацию при беглом просмотре.
Распознаваемость принципиальным образом влияет на количество реальных, а не предполагаемых контактов целевой аудитории с социальной рекламой. Высокая распознаваемость влияет на степень актуализации проблемы (темы, идеи) в сознании людей, относящихся к целевой аудитории: чем чаще человек сталкивается с данной социальной рекламой, тем легче всплывает она в его сознании.
Снижают распознаваемость:
• использование витиеватых трудночитаемых шрифтов, осо
бенно для основного рекламного текста;
7 Социальная реклама
• наложение текста (слогана) на неконтрастный, неоднородный или подвижный фон;
• различные визуальные приемы, затрудняющие восприятие;
• недостаточное для восприятия время показа социальной рекламы и др.
Для тестирования распознаваемости целесообразно использовать следующие вопросы:
• Понятно ли, о какой проблеме идет речь?
• Понятна ли основная мысль рекламы?
• Ясно ли, к каким действиям призывает реклама?
• Ясны ли последствия проблемы?
• Проста ли социальная реклама для понимания?
• Ясен ли смысл рекламы? и т.п.
2. Запоминаемость рекламы — свойство социальной рекламы удерживаться в памяти долгое время. Запоминаемость считается одним из основных критериев коммуникативной эффективности.
На повышение запоминаемости социальной рекламы работают три основных приема:
(1) информационные повторы: целесообразно повторять основную мысль (идею) в разных вариациях. Чтобы информация прочно запомнилась, ее человек должен воспринять не менее трех раз;
(2) необычность информации: все интересное привлекает внимание и работает на запоминание, главное, чтобы в сообщении был сделан акцент на необычной информации. В противном случае она может быть не замечена или искажена адресатом;
(3) цельность рекламы: подчинение всей информации рекламного сообщения одной главной мысли. Большое количество доводов будет только отвлекать друг от друга, и в результате главное не запомнится. Это касается и сочетания «текст + изображение»: не имеющий отношения к тексту зрительный образ также будет распылять внимание целевой аудитории и отвлекать от сути социальной рекламы.
Для тестирования запоминаемости целесообразно использовать следующие вопросы:
• Помните ли вы данную рекламу?
• Можете ли воспроизвести слоган?
• Можете ли вы описать изображение?
• Что конкретно вы запомнили из рекламы?
• К чему конкретно призывала реклама?
• Какой образ вам запомнился? и т.п.
В связи с запоминаемостью следует остановиться на понятии «внедрение рекламы». Показатель внедрения социальной рекламы равен отношению количества запомнивших рекламу к количеству не запомнивших рекламу. Чем больше внедрение в сознание, тем выше эффективность рекламы.
Кроме данной методики для выявления запоминаемости рекламы используются:
(1) методика определения читаемости и воспроизведения журнальной рекламы Д. Старча;
(2) методика определения воспроизведения и узнаваемости журнальной рекламы Дж. Гэллапа и К. Робинсона и др.
3. Притягательная сила рекламы обусловлена оригинальностью и правильным выбором творческого решения. Проблема состоит в том, что очень трудно оценить, удачно творческое решение или нет. Этой проблеме был посвящен предыдущий параграф.
Выделяют три характеристики удачного творческого решения:
• согласуется с основным утверждением — концепцией рекламирования;
• вызывает удивление (а значит, запоминается);
• эмоционально насыщено.
Социальная реклама призвана в первую очередь воздействовать на эмоции целевой группы. Это очень важно, так как:
• эмоции переводят адресата из позиции равнодушного «наблюдателя» в активную личностную позицию: посредством эмоций происходит формирование отношения адресата к проблеме;
• эмоциональная память — самый прочный вид памяти, следовательно, эмоционально насыщенная реклама быстрее и лучше запоминается;
• эмоциональная память намного сильнее, чем другие виды памяти, влияет на принятие человеком решения, в нашем случае — в ситуации социально значимого поведения (выбора);
• при воздействии на эмоциональную сферу социальная реклама действует в обход логических рассуждений, а следовательно, воспринимается менее критично.
Для тестирования притягательной силы социальной рекламы целесообразно использовать следующие вопросы:
• Привлекает ли внимание данная реклама?
• Нравится ли реклама?
• Воспринимается ли реклама с интересом?
• Воспринимается ли она как оригинальная, свежая, отличная от остальных?
• Удовлетворительна ли она с эстетической точки зрения?
• Вызывает ли реклама эмоции, соответствующие проблеме? и т.п.
Другие методики позволяют выявить сложные, плохо осознаваемые ассоциации и коннотации, порождаемые рекламой. Используются различные варианты методик ассоциативного эксперимента или эксперимента на психосемантическое шкалирование.
4. Агитационная сила — это способность социальной рекламы заставить адресата изменить поведение, ценностные нормы.
Требования, предъявляемые к рекламному сообщению. Для того чтобы рекламное сообщение обладало агитационной силой, оно должно отвечать следующим требованиям:
• субъективная значимость темы и принцип эмпатии. Автор рекламного сообщения должен поставить себя на место представителя целевой аудитории и отразить в рекламе его интересы, желания, мотивы;
• правдоподобность рекламы. Качественная реклама должна логично и аргументированно изложить основную информацию. В первую очередь доказывать нужно то, в чем адресат может усомниться;
• цельность рекламного сообщения.
Для тестирования агитационной силы социальной рекламы целесообразно использовать следующие вопросы:
• Чувствуете ли вы важность сообщения или полученных впечатлений?
• Узнали ли вы что-либо новое о проблеме (способах ее решения и т.п.)?
• Изменилось ли ваше мнение о проблеме?
• Заслуживает ли доверия информация данной рекламы?
• Убедительна ли аргументация?
• Повлияет ли данная реклама на ваши дальнейшие действия?
• Стали ли вы иначе относиться к проблеме? и т.п.
В табл. 4.2 дается примерный вариант заполнения анкеты КЭСР.
Таблица 4.2 Пример заполнения анкеты КЭСР
№ п/п | Вопрос | Оценка от 0 до 5 | Средний балл по критериям |
Ясно ли, о какой социальной проблеме идет речь? | . 5 | 1. Распознаваемость — 4,5 | |
Понятна ли основная идея (призыв) рекламы? | |||
Запоминается ли реклама? | 2. Запоминаемость — 2,3 | ||
Сможете ли вы воспроизвести слоган, рекламный текст? | |||
Сможете ли вы описать изображение? | |||
! 6 ■ | Привлекает ли данная реклама внимание? | 3, Притягательная сила — 1,67 | |
Воспринимается ли реклама как оригинальная, творческая? | |||
Вызывает ли реклама эмоции, соответствующие проблеме? | |||
Вызывает ли доверие информация рекламы? | 4. Агитационная сила — 2,5 | ||
Повлияет ли данная реклама на ваши дальнейшие действия? | |||
Средний балл по анкете — 3,1 |
4.5. Оценка психологической эффективности