Модель межведомственного взаимодействия в работе с семьей
Инновационные практики социальной работы с разными группами населения
Успех инновационной политики во многом зависит не только от социально-экономической ситуации в каждом конкретном регионе, но и от того, насколько различные социальные группы населения заинтересованы в инновационном процессе, насколько общественное мнение готово к восприятию инноваций. Как показывает опыт деятельности социальных служб, даже самое незначительное новшество может оказать положительное воздействие на всю систему социального обслуживания в целом. Поэтому изучение передового (инновационного) опыта деятельности социальных учреждений позволяет представить ближайшие перспективы развития как системы социального обслуживания населения, так и социальной политики в целом.
Модель межведомственного взаимодействия в работе с семьей
Рассмотрим более подробно региональный опыт социальной работы с разными группами населения, который отражает технологические и организационные нововведения, направленные на повышение качества социального обслуживания.
Инновационный подход к организации работы с семьей разработан и апробирован в Кемерово, где была создана межведомственная модель работы с семьей, которая может быть эффективно адаптирована и в сельских условиях.
Данная модель состоит из 8 элементов, в числе которых: - координирующий орган управления работой с семьей и детьми; - программы, проекты, планы, направленные на реализацию семейной политики в городе; - сеть учреждений, работающих с семьей и детьми; - технологии работы с семьей и детьми; - система социальных гарантий; - социальное партнерство; - кадровое обеспечение; - информационное обеспечение.
Модель разработана для трех категорий семей: - социально благополучных семей с детьми; - семей с детьми, находящихся в трудной жизненной ситуации; - семей с детьми, находящихся в социально опасном положении.
Типичными проблемами данных категорий семей являются потребность в получение экстренной помоши для решения острых конфликтных ситуаций в семье, получение временного приюта для женщин, переживших насилие, защита прав и консультативная помощь по различным вопросам и т.д.
Для их решения в Кемерово была проведена реорганизация сети муниципальных учреждений здравоохранения и введена общая врачебная практика.
Впервые на предприятиях, в учреждениях и организациях города были организованы выездные мобильные бригады с целью предоставления консультативной помощи по социальным, жилищным вопросам, вопросам жизнеобеспечения граждан по месту работы.
Были выпущены более 100 видов методических рекомендаций, памяток, санбюллетеней по пропаганде здорового образа жизни семьи; методическое пособие для организаторов родительского всеобуча «Молодая семья в условиях трехуровневой модели пси- холого-медико-педагогического сопровождения».
Эффективными формами работы с семьей стали: - социально значимые городские конкурсы; - муниципальные грантовые конкурсы социально значимых проектов; - городские благотворительные акции, проводимые совместно с общественными организациями («Помоги собраться в школу», «Здоровый образ жизни» и др.).
Населением были поддержаны такие проекты, как «Лучшие семьи города», «Мы нужны друг другу» (развитие клубных форм работы с семьями и детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации), «Право на информацию» (развитие информационного потенциала муниципальных библиотек), «Программа по развитию сети общих врачебных практик» и т. д.
Для семей с детьми организованы круглосуточные автоинфор- мационные справочные консультативные службы («Виртуальный госпиталь», «Электронный Центр образования», «Электронный Центр социального обслуживания», «Электронный Центр культуры и спорта»).
Одним из лучших социальных проектов был признан проект «Хорошие родители — счастливое будущее единой России». Он направлен на укрепление института семьи, межпоколенческих связей, сохранение благоприятного микроклимата в семье, возрождение семейных ценностей и традиций.
Основным координатором работы по реализации модели работы с семьей выступает координационный Совет по делам семьи, женщин и детей и общественные Советы «Семья» в микрорайонах, состав которых формируется из представителей исполнительной, законодательной власти, ведомств, учреждений, общественных организаций, занимающихся проблемами семьи, женщин и детей [177].
Приоритетной задачей в социальной работе по поддержке и укреплению семей является разработка технологий профилактики раннего семейного неблагополучия.
Например, в Ярославской области активно внедряются различные инновационные проекты. Проект «Социальный участковый» реализуется с 2009 г. на базе Рыбинского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Наставник». Для успешной реализации проекта город был разделен на 16 участков (1 социальный работник на 15000 населения), разработаны паспорта участков, на основании которых строится дальнейшая работа в микрорайоне. Формы работы с населением включают: патронаж семей; подворовый обход; собрание жителей микрорайона; рейды; советы профилактики в школах; выездные консультативные пункты в городе; скорая социальная помощь; организация совместного досуга семей; распространение информации о проекте в СМИ [6].
Инновационная модель социального обслуживания семьи и детей.В настоящее время услугами центров социальной помощи семье и детям пользуется каждая десятая российская семья, причем малообеспеченная и кризисная, которая рассчитывает в основном на материальную поддержку.
Инновационная модель социального обслуживания семьи и детей должна быть ориентирована не только на кризисные категории населения, но и на благополучные семьи, особенно молодые. Позитивные изменения в обществе требуют новых подходов к обслуживанию семьи, так как от работы социальных учреждений во многом зависят культура семьи, поддержание социального статуса, психологическое самочувствие.
Самодостаточные семьи стремятся получить более качественные и квалифицированные платные услуги, немаловажное значение имеет комфортность условий в социальных учреждениях. Как показывает практика, семьи, способные платить за услуги, рассчитывают незамедлительно получить психологическую, юридическую, бытовую помощь, вызвать на дом в случае необходимости сиделку или няню для ребенка. Особо востребованными становятся индивидуальное и семейное консультирование, супружеская терапия, воспитание детей, патронат, внедрение здорового образа жизни.
Расширение потребностей клиентов требует расширения перечня услуг для комплексного решения проблем современной семьи. В целях улучшения качества социального обслуживания в структуре центров социального обслуживания семьи и детей необходимо создать отделения информационного обеспечения, анализа и прогноза. Функциональные обязанности специалистов этого отделения должны включать: - создание информационного банка данных о семьях и детях; - разработку социальных паспортов и мониторинг; - социальную диагностику семей на основе социологических исследований; - создание технологий по социальной терапии и профилактике; - методическое обеспечение социальной работы.
Отделение анализа и прогноза социальной службы может осуществлять:
- информационное обеспечение социальной службы;
- анализ и оценку принимаемых управленческих решений;
- разработку и корректировку социальных паспортов клиентов;
- изучение проблем, анализ качества социального обслуживания населения;
- методическое сопровождение социальной работы;
- изучение отечественного и зарубежного опыта, внедрение инновационных технологий;
- контроль за соблюдением норм и стандартов социальной работы;
- организацию профессиональной учебы кадров, курсов компьютерной грамотности, консультативную помощь социальным работникам;
- внедрение углубленных обучающих программ для персонала по менеджменту, поиску дополнительных источников финансирования, социальному маркетингу;
- проведение социологических исследований;
- сотрудничество с региональными властями и некоммерческими благотворительными организациями;
- разработку прогноза, планов, проектов развития центра на краткосрочный, среднесрочный период, оценку стратегических возможностей развития социальной службы;
- подготовку р е к л а м н ы х м ат ер и ал о в в С М И , о б е с п е ч е н и е с в я зей с общественностью.
Социальный паспорт семьи должен включать следующие данные: состав семьи, адрес, общие демографические данные, место работы родителей, бытовые, жилищные условия, наличие дачи, приусадебного участка, подсобного хозяйства, уровень жизни, доходы, состояние здоровья, в какой помощи нуждается, категория семьи, с какого времени на обслуживании, когда и какая помощь оказывалась.
Это позволит контролировать и обновлять базу данных, улучшит учет семей по категориям для оказания адресной помощи. Обязательным является разработка паспортов для следующих категорий семей: неполные (материнские, отцовские), многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами, молодые, опекунские семьи, семьи, получающие пенсии по случаю потери кормильца, семьи безработных, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Важное направление совершенствования работы с семьей и детьми — создание единой компьютерной сети региона, города, поселка. Такая база данных о семьях, попавших в трудную жизненную ситуацию, может содействовать повышению эффективности социальной работы с семьей, позволит исключить дублирование в оказании помощи. Систематизация базы данных позволит оперативно передавать информацию о движении незащищенных семей, изменении их социального статуса, и в итоге — обеспечить индивидуальный подход к семье и ее адресную защиту.
Совершенствование социальной работы на основе анализа, диагноза и прогноза необходимо вести постоянно, учитывая все действующие факторы, состояние социально-экономической, демографической, экологической ситуации в регионе на данный момент и в перспективе. Получение конкретной информации позволит работать по принципу оперативного профилактического воздействия на актуальные социальные проблемы в регионе (территории). В управлении будет сосредоточена конкретная информация, которая позволит работать по принципу оперативного профилактического воздействия на проблемы.
Примерный план работы отделения анализа и прогноза (на примере центра социальной помощи семье и детям) может быть следующим.
1. Разработка методического сопровождения научно-исследовательской работы.
2. Описание сценарных условий и специфики проблем, негативно отражающихся на развитии различных категорий семей.
3. Оценка социально-демографических параметров семьи, социально-экономического и психологического состояния семьи.
4. Организация социологических исследований и выявление категорий семей, наиболее нуждающихся в помощи.
5. Составление базы данных специалистов города для привлечения их на работу в центр или к сотрудничеству на общественных началах.
6. Реклама деятельности центра (разработка и печать буклетов, проведение серии радио- и телепередач, выпуск рекламных роликов, реклама в СМИ, создание собственной газеты). 7. Разработка методик социальной профилактики по принятым программам с неблагополучными семьями, детьми и подростками.
8. Обоснование инновационных технологий работы с различными категориями семей.
9. Разработка экспериментальной модели по самообеспечению семьи.
10. Изучение эффективности принимаемых управленческих решений в отношении семьи на федеральном и региональном уровнях.
11. Анализ работы отделений центра, представление рекомендаций по ее улучшению.
12. Организация профессиональной учебы персонала.
13. Программное обеспечение работы центра.
14. Обеспечение престижа деятельности центра, коммерциализация.
15. Установление активной обратной связи с управлением для улучш ения качества обслуж и ван и я и эф ф е к ти в н о с ти работы центра.
16. Создание на базе центра общественных приемных для населения по вопросам социального, психологического и юридического консультирования, поддержке молодой семьи