Мотивирующий потенциал различных видов стимуляции
Под мотивационным потенциалом понимают силу того воздействия, которое оказывает на энергетику мотива данный стимул. Внешние стимулы могут усиливать или ослаблять силу мотива.
Сила мотива зависит от многих факторов: степени осознанности и ясности объекта мотивации (закон специальной детерминации воли); закрепленности навыка; притягательности объекта воздействия. Кроме того, на силу мотива могут влиять и другие факторы, которые рассмотрим более подробно.
Похвала, моральное поощрение и порицание, наказания. Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности:
· ободрение вызывает повторение желательной реакции, а неодобрения – торможение нежелательной реакции, в связи с чем, первое действует сильнее, нежели второе (Э. Торндайк, 1935) Однако дальнейшие исследования этого вопроса выявили противоречивость получаемых результатов. Например, было установлено, что повторное наказание при осуществлении какого-либо действия не мешает непреодолимому желанию прибегать к нему снова и снова. Лишь в том случае, если то или иное действие или предмет не удовлетворяет больше никакой позитивной потребности, индивид начинает терять к нему всякий интерес (В. Вудвордс, Г. Шлосберг, 1954);
· похвала и порицание становятся действенными, если учитывать психологические особенности человека (Г. Томсон, С Канникатт, 1944);
· похвала и порицание оказывают стимулирующее воздействие только в том случае, если повторяются подряд не больше четырех раз. Длительно используемое порицание (впрочем, как и похвала) приводит к негативным последствиям как для эффективности труда, так и для развития личности (В. В Маркелов 1972);
· порицание часто отрицательно влияет на лиц со слабой нервной системой. Похвала действует на них положительно, а на лиц с сильной нервной системой почти не оказывает стимулирующего действия ;
· публичная похвала очень хорошо оценивается людьми, в то время как публичное иронизирование вызывает самое отрицательное отношение Что же касается выговора наедине, то больше половины людей реагируют на него позитивно;
· отрицательная оценка оказывает положительное (стимулирующее) влияние, если она полностью обоснована и дана тактично, с учетом ситуации и состояния человека, его индивидуальных особенностей (А. Г. Ковалева, 1974).
Материальное поощрение (вознаграждение). В промышленной психологии роль денежного вознаграждения признавалась и признается ведущей в стимуляции работника. Согласно концепции «экономического человека», величина заработка должна возрастать в соответствии с ростом производительности труда. При этом было обращено внимание на следующие моменты:
· если материальное вознаграждение остается на одном и том же уровне, оно снижает со временем свой мотивационный потенциал. Чтобы этот стимул сохранял свою эффективность, необходим рост величины вознаграждения;
· использование материального вознаграждения более эффективно в том случае, когда выполняемая работа может измеряться количественно, и менее эффективно там, где результаты работы трудно выразить в точных показателях;
· имеет значение, как часто человек получает вознаграждение – через короткие или длинные промежутки времени; во втором случае мотивационный потенциал вознаграждения снижается;
· стимулирующее воздействие вознаграждения различно в зависимости от отношения к деньгам людей.
Вместе с тем, существуют вполне убедительные доказательства того, что имеются более существенные побудители трудовой деятельности человека, чем заработная плата или, по крайней мере, что зарплата является не единственным средством усиления мотивов трудовой деятельности человека (например, моральное поощрение).
Соревнование как стимулирующий фактор.В работах по социальной психологии указывается на «эффект соперничества»: явное или воображаемое (заочный контакт) нахождение личности в контакте с другими пробуждает у нее дух состязательности, стимулирует ее деятельность (В. М. Бехтерев, Н Трипплет, Ф Оллпорт).
Экспериментальными исследованиями были выявлены следующие закономерности:
· очное соревнование с соперником заметно улучшает результаты, но еще большее улучшение наблюдается в том случае, если одновременно соревнуются две команды (А. Ц. Пуни, 1959);
· рабочая активность людей была больше даже при простой осведомленности, что в соседних помещениях люди выполняют ту же работу;
· осведомленность о том, что люди выступают на соревнованиях. может увеличивать скорость работы, а ее точность, качество могут и снижаться.
· дети, как правило, стимулируются при нахождении друг с другом в большей степени, чем взрослые. Особенно острое соперничество возникает между сиблингами, что приводит нередко не к улучшению, а к ухудшению результатов;.
· играет роль и значимость присутствующих людей;
· имеют значение и типологические особенности людей. Лица с сильной нервной системой больше стимулируются соревновательной обстановкой, чем лица со слабой нервной системой;
· стимулирующая роль соперничества зависит и от знания результатов других (В. Д. Шадриков, 1982);
· существенную роль играет уровень притязаний и самооценки: самолюбивые люди в большей степени стимулируются соревновательной ситуацией, больше «заводятся».
Влияние присутствия других людей (coaction effects).Еще В. М Бехтерев отмечал, что имеется три типа людей: 1) социально возбудимые, 2) социально тормозимые и 3) социально индифферентные. В дальнейшем это было подтверждено многими исследованиями. В частности, было установлено, что:
· многие люди работают хуже, когда чувствуют на себе чужой взгляд;
· большое значение имеет степень сложности и прочность навыков, которые необходимо освоить в присутствии других: простые и прочные навыки в большинстве случаев выполняются лучше, а еще только осваиваемые и сложные по координации навыки могут выполняться хуже;
· имеет значение и степень интеллигентности: чем она выше, тем в большей степени возбуждается человек в присутствии других, тем больше он не хочет «ударить лицом в грязь»;
· высокотревожные люди скорее обнаруживают отрицательную реакцию на присутствие других (зрителей, болельщиков), чем низкотревожные, а лица с высоким уровнем притязаний на поддержку зрителей чаще всего реагируют положительно.
Этим подтверждается существование «эффекта аудитории», который оказывает на мотивы людей как стимулирующее (усиление энергии человека в присутствии других людей называется фацилитацией), так и тормозящее влияние (например страх выступления перед аудиторией).
Влияние успеха и неудачи.Значительное влияние на силу и устойчивость мотивов оказывает успешность деятельности человека. Успехи воодушевляют его, а постоянно возникающее удовлетворение от достигнутого результата приводит кудовлетворенности родом занятий, т. е. к стойкому положительному отношению к своей деятельности. Неудачи приводят к возникновению состояния фрустрации, которое может иметь два исхода в плане влияния на силу и устойчивость мотива. В одном случае неудачи, повторяющиеся неоднократно, вызывают у человека желание оставить эту деятельность, так как он полагает, что мало способен к ней. В другом случае – при неудаче у человека возникает агрессивная реакция, направленная на внешние объекты, сопровождающаяся досадой, озлобленностью, упрямством, стремлением добиться намеченного во что бы то ни стало, даже вопреки реальным возможностям. При этом неудача рассматривается как случайность из-за сложившихся внешних обстоятельств, В результате мотив усиливается, но действия, предпринимаемые человеком под его влиянием, часто носят импульсивный и иррациональный характер: они продолжают осуществляться даже тогда, когда уже не целесообразны.
Оценка успеха или неудачи самим человеком всегда субъективна. Она определяется имеющимся у человека уровнем притязаний, сравнением своего достижения с достижениями других и т. п. Поэтому то, что для одного человека является успехом, другим будет расценено как неудача. Ппереживание успеха–неуспеха возникает только в тех случаях, когда человек связывает их со своим усердием, способностями, т. е приписывает себе достигнутый результат – «внутреннее приписывание» (Ф. Хоппе, 1930) «Приписывания» нет при легких и трудных заданиях или при выполнении незнакомого задания, в отношении которого еще не сформировалась субъективная шкала трудности, когда успехи и неуспехи единичны, не приводят к изменению уровня притязаний и расцениваются как случайные, зависящие от ситуации или других людей («внешнее приписывание»). Отсюда, возникла и идея "локуса контроля": внешнего, если человек считает свое поведение результатом действия факторов и сил, лежащих за пределами его власти и контроля (судьба, счастливый случай, действия других людей и т. д.), и внутреннего, когда человек полагает, что его поведение определяется им самим.
Социально-психологический климатв коллективе, группе значительно влияет на отношение человека к выполняемой им работе, на силу его мотива. Освобождение от неукоснительного соблюдения формальных требований администрации, возможность определять режим своей деятельности, обсуждение всем коллективом общих вопросов, дружеская атмосфера способствуют удовлетворению потребности человека в уважении со стороны других, потребности считаться значимым членом группы, принадлежать этой группе, ставшей для него референтной. Удовлетворенность социально-психологическим климатом в группе, коллективе значительно влияет и на общую удовлетворенность работой, создает устойчивость мотива к этой работе.
Влияние общественного внимания (моральных стимулов). Согласно теории «человеческих отношений» (Э. Мэйо), даже минимальные проявления внимания и заботы к нуждам работников (например, улучшение освещения в рабочем помещении, моральное поощрение на собрании и т. п.) повышает производительность труда. Но особенно повышается мотивация, когда человек знает, что его труд нужен обществу.
Однако чрезмерное проявление общественного внимания может иметь и негативные последствия (может появиться, например, «звездная болезнь» со всеми ее отрицательными сторонами), которые меняют направленность личности, ослабляют устремленность к творческим достижениям.
Кроме того, повышенная ответственность людей с высокой тревожностью может привести к тому, что, излишне волнуясь, желая оправдать общественное внимание, человек может снизить эффективность своей деятельности.
Привлекательность объекта потребности.Сила потребности и энергетика мотива определяются привлекательностью объекта, вызывающего потребность. Привлекательность может значительно усиливаться в связи с таинственностью объекта или с запретом его использования. В первом случае стимулируется потребность в восприятии и исследовании (Р. Батлер, 1953). Во втором случае, запрет что-то открыть, посмотреть, попробовать приводит к стимуляции познавательной мотивации и часто к обратному результату вследствие возникающего у человека любопытства, появлению значимости запрещаемого вследствие приписывания "запретному" плоду положительной валентности.
Привлекательность другого человека обозначают термином аттракция (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) На основе ее возникает привязанность как личностная потребность в общении с этим человеком, как особая социальная установка на этого человека, как специфическое эмоциональное отношение к нему (симпатия и даже любовь или, наоборот, антипатия и ненависть).
Известно, что люди притягиваются друг к другу либо по сходству, либо по контрасту. Однако природа этого явления остается до сих пор невыясненной
Привлекательность содержания деятельности.Деятельность может привлекать, интересовать человека с разных сторон Это может быть неизвестность загадочность конечного результата (например, для ученого, путешественника, геолога, читателя детективов) или трудность решаемой задачи, которая «бросает вызов» самолюбию человека ("смогу или не смогу").
Очень часто, решая какую-либо задачу или проблему, человек испытывает удовольствие от напряжения и продуктивности деятельности, и, как следствие, у него повышаются сила и устойчивость мотива ее выполнения.
Наличие перспективы, конкретной цели.В ряде исследований показано, что:
сила мотива и эффективность деятельности зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности;
неопределенность будущего снижает мотивацию и целеустремленность;
близость цели, равно как и наличие представления о конечных результатах деятельности, сильнее побуждают к достижению этой цели;
длительное ожидание, откладывание на неопределенный срок удовлетворения потребности часто приводит к «охлаждению» человека, к потере желания, интереса. Тот же эффект оказывает и неясность цели, ее неконкретность;
Прогноз и активность человека.При выборе цели человек строит прогноз о вероятности ее достижения в данных условиях, при этом учитывается, естественно, прошлый опыт — положительный или отрицательный. В зависимости от знака этого опыта эффективность деятельности может быть различной.
Функциональные состояния.Имеется ряд состояний человека, которые резко уменьшают его мотивационный потенциал. Так, при монотонности жизни, психическом пресыщении, утомлении исчезает желание выполнять работу, к которой вначале имелся положительный мотив.
Особенно сильно и длительно влияет на снижение мотивационного потенциала состояние депрессии, которое характеризуется отрицательным эмоциональным фоном (подавленностью, тоской, отчаянием) из-за неприятных, тяжелых событий в жизни человека и сопровождающееся чувством беспомощности, неуверенности в своих возможностях, чувством бесперспективности. Сила потребностей, влечений резко снижается, что приводит к пассивному поведению, безынициативности.
В то же время могут возникать некоторые навязчивые состояния (непроизвольно, внезапно появляющиеся в сознании тягостные мысли, представления или побуждения к действию), при которых мотивационный потенциал резко увеличивается
Большое влияние на снижение мотивационного потенциала оказывает «профессиональное выгорание». Синдром «выгорания» (burnout) представляет собой набор негативных психических переживаний, «истощение» от длительного воздействия напряжения в профессиях, которые связаны с интенсивными межличностными взаимодействиями, сопровождающимися эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью. Термином «выгорание» описываются характеристики психического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами при оказании им профессиональной помощи (X. Фреденбергером, 1974).
Выделяют три главных компонента «выгорания» (В. Pelman, E. Hartman, 1982):
Эмоциональное истощение проявляется в ощущениях эмоционального перенапряжения и в чувстве опустошенности, исчерпанности своих эмоциональных ресурсов. Человек чувствует, что не может отдаваться работе целиком.
Деперсонализация связана с возникновением равнодушного, негативного и, даже циничного отношения к людям, обслуживаемым по роду работы. Контакты с ними становятся обезличенными и формальными; возникающие негативные установки могут поначалу иметь скрытый характер и проявляться во внутренне сдерживаемом раздражении, которое со временем прорывается наружу и приводит к конфликтам.
Сниженная рабочая продуктивность (редуцирование личностных достижений) проявляется в снижении оценки своей компетентности (в негативном восприятии себя как профессионала), недовольстве собой, уменьшении ценности своей деятельности, негативном отношении к себе как к личности. Появляется безразличие к работе.
Быстрота возникновения «выгорания» зависит от личностных особенностей. Необщительные, застенчивые, эмоционально неустойчивые люди, импульсивные и нетерпеливые, с меньшей самодостаточностью, высокой эмпатией и реактивностью более склонны к развитию «выгорания».
Имеют значение и производственные факторы. «Выгорание» развивается раньше, если работник:
а) оценивает свою работу как незначимую;
б) не удовлетворен профессиональным ростом;
в) испытывает недостаток самостоятельности, считает, что его излишне контролируют;
г) полностью поглощен своей работой (трудоголик);
д) испытывает ролевую неопределенность вследствие нечетких к нему требовании,
е) испытывает перегрузку или, наоборот, недогрузку (последнее порождает чувство своей ненужности).
Состояние «выгорания» развивается подспудно, в течение длительного времени Поэтому целесообразно время от времени проводить обследование работников для выявления ранних симптомов этого состояния и предупреждения снижения мотива к выполняемой профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев Б.Г. Психодиагностические методы (в комплексном лонгитюдном исследовании студентов). Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.
2. Брушлинский А.В., Поликарпов В.А. Мышление и общение. 2-е доработанное издание, Самара, 1999.
3. Вайнштейн Л.А. Сенсорная и перцептивные процессы: Учебн. пособие. Мн.: БГУ, 2001.
4. Время как фактор изменений личности. Сборник научных трудов под ред. А.В. Брушлинского и В.А. Поликарпова, Минск: ЕГУ, 2003.
5. Выготский Л.С. Психология. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. М., 1982.
7. Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2. М., 1985.
8. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М.: Книжный дом, Университет, 1999.
9. Гамезо М.В. Атлас по психологии. М., 1986.
10. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ-метод. пособие к курсу "Психология человека". М., Педагогическое общество России, 1999.
11. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М.: ЧеРо, 1998.
12. Гиппертейнер Ю.Б. Основы психологии. Москва , 1988.
13. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии – Пер. с англ.; Под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина – СПб.: Речь, 2001.
14. Годфруа Ж. Что такое психология. М.,1996.
15. Гуревич П.С. Психология: Учеб.пособие. М.: Знание, 1999.
16. Дубровина И.В. и др. Психология: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. М.: Академия, 1999.
17. Еникеев М.И. Общая и социальная психология: Учеб. для вузов. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999.
18. Еникеев М.И. Общая психология: Учеб. для вузов. М.: ПРИОР, 2000.
19. Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. М.: "Изд. Приор", 2002.
20. История психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
21. Квинн Вирджиния Н. Прикладная психология. 4-е межд. Изд. СПб.: Питер, 2000.
22. Климов Е.А. Основы психологии. М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.
23. Краткий психологический словарь / Ред.-сост. Л. А. Карпенко.
24. Крылов А.А., Маничева С.А. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. Питер, СПб, 2000.
25. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М.: Смысл, 2000.
26. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. М.: Наука, 1976.
27. Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. - М., 1975.
28. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент, практика в психологии. Психологический журнал, 1980, Т.1, № 1.
29. Майерс Д. Психология / Пер. с англ.; Под общей ред. В.А. Янчука. Мн.: ООО "Попурри", 2001.
30. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2000.
31. Макселон Юзеф.Психология, 1998.
32. Максименко С.Д. Общая психология. М.: Рефл-Бук, 2000.
33. Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов: В 3 кн. Кн. 1: Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 1999.
34. Немов Р.С. Психология: Учеб. для вузов: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики.– М.: ВЛАДОС, 1999.
35. Немов Р.С. Общие основы психологии Кн. 1. Просвещение, М.: 1994.
36. Норман Д. Память и научение. М., Мир, 1985.
37. Общая психология /Под ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1996.
38. Общая психология / Под ред. В.В. Богословского М.,1981.
39. Общая психология. Под ред. Петровского А.В. М.,1986.
40. Общая психология: Курс лекций /Сост. Е.И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2000.
41. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И.Рогов. М., 1998.
42. Основы инженерной психологии / Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, В.Ф. Рубахин, Б.А. Смирнов; Под ред. Б.Ф. Ломова 2-е изд. доп., и перераб. М.: Высш. шк., 1986 .
43. Петровский А.В. Введение в психологию. М.,1995.
44. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. М.: Академия, 2000.
45. Психология. /Под общ. ред. А.А. Зарудной. Мн, Выш шк, 1970.
46. Психология ощущений и восприятия / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михайловской. 2-е: изд. ЧеРо. М., 1999.
47. Психология. Курс лекций 2 ч. Ч. 1 / Под ред. И.А. Фурманова, Л.Н. Дичковской, Л.А. Вайнштейна. Мн.: БГУ, 2002.
48. Психология: Учеб. / Под ред. А.А. Крылова. М.: Проспект, 2000.
49. Радугин А.А. Психология: Учеб. пособие. М.: Центр, 2001.
50. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1999.
51. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989.
52. Рудик П.А. Психология. 2-е изд. М.: Физкультура и спорт, 1964.
53. Современная психология: Справочное руководство. М.: ИНФРА-М, 1999.
54. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментарием по курсу "Введение в психологию". М.: Смысл, 1995.
55. Солсо Р.Л. Когнитивная психология / Пер. с англ. М.: Тривола, 1996.
56. Сперлинг А.П. Психология / Пер. с англ. Мн.: ООО "Попурри", 2002.
57. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. Феникс, 1999.
58. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Учеб. пособие. Феникс, 1999.
59. Фолкен Чак Т. Психология – это просто. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
60. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. М., 1981.
61. Шаталов В.В. Память и возможности ее развития. Киев, 1997.
62. Штофф В.А. Введение в методологию научного познания. Л., Изд-во ЛГУ, 1972.
63. Ясперс Карл. Общая психопатология.«Практика», М.: 1997.
ЛИТЕРАТУРА
1. Асеев В.Г. Мотивация поведения в формировании личности. –М., 1976.
2. Бандура А. Теория социального научения.– СПб., 2000.
3. Васильев И.А., Подлужный В.Л., Тихомиров О.К Эмоции и мышление. –М., 1980.
4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.,1984.
5. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.
6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных состояний. –М., 1976.
7. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. –М., 1950.
8. Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии. – СПб., 2001
9. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М., 1987.
10. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987.
11. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. –М., 1978.
12. Изард К.Э. Психология эмоций. –СПб., 2001.
13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. –СПб., 2000.
14. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб., 2000.
15. Левин К. Теория поля в социальных науках. – М., 2000.
16. Левитов Н.Д. Психическое состояние, беспокойство, тревога/ Вопр. психологии, № 1, 1969.
17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.
18. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984.
19. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. –СПб: Евразия, 1999.
20. Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов человека. –Пермь, 1971.
21. Мясищев В.Н. Проблема потребностей в системе психологии. Уч. зап. ЛГУ, 1959, № 165.
22. Обуховский К. Психология влечений человека. – М, 1971.
23. Психология эмоций. Тексты/ Под. ред. В.К.Вилюнаса, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1984.
24. Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М, 1979.
25. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –М., 1946.
26. Симонов В.П. Потребностно-информационная теория эмоций/ Вопр. психологии, № 6, 1987.
27. Симонов В.П. Теория отношений и психофизиология эмоций. –М., 1971.
28. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. – Вып. 5, М., 1975.
29. Фромм Э. Душа человека.– М., 1992.
30. Фрэнкин Р. Мотивация поведения. . –СПб., 2003.
31. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. – М., 1986.
32. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ.– М., 1993.