Психотерапия и психокоррекция как методы психологической помощи
Психокоррекция — направленное психологическое воздействие на определенные психические структуры в целях оптимизации развития и функционирования индивида в конкретных условиях жизнедеятельности.
Термин «коррекция» буквально означает «исправление». Таким образом, это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психики или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Психокоррекции подлежат недостатки, не имеющие органической основы и не представляющие собой такие устойчивые качества, которые формируются довольно рано и в дальнейшем практически не изменяются.
Психотерапия (от греч. psyche — душа и therapeia — лечение)представляет собой систему лечебного воздействия психологическими средствами (вербальными и невербальными) на психику, а через нее на весь организм и поведение клиента. Психотерапия является деятельностью, направленной на обеспечение личностного роста военнослужащих, воссоздание гармоничных отношений с окружающей средой, ослабление действия психотравмирующих факторов, формирование и развитие качеств, необходимых для их профессиональной деятельности, а также оптимизацию социально-психологического климата в воинском коллективе.
Психотерапия отличается от других методов лечения, по крайней мере, тремя особенностями:
1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии;
2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их;
3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики.
Вопрос о разделении двух сфер психологической помощи — психологической коррекции и психотерапии — в настоящее время является достаточно дискуссионным. Как в психокоррекции, так и в психотерапии предъявляются сходные требования к личности клиента и специалиста, оказывающего помощь; к уровню его профессиональной подготовки, квалификации и профессиональным навыкам; используются одинаковые процедуры и методы; предъявляются одинаковые требования; помощь оказывается в результате специфического взаимодействия между клиентом и специалистом.
По мнению Ю. Е. Алешиной, различие терминов «психокоррекция» и «психотерапия» возникло не в связи с особенностями работы, а с укоренившимся мнением, что психотерапией могут заниматься люди, имеющие специальное медицинское образование. По мнению Р. С. Немова, разница между понятиями «психотерапия» и «психокоррекция» состоит в следующем: психотерапия — это система медико-психологических средств, применяемых врачом для лечения различных заболеваний, а психокоррекция — совокупность психологических приемов, используемых психологом для исправления недостатков поведения психически здорового человека.
Выделяют следующие специфические черты психокоррекционного процесса, отличающие его от психотерапии (медицинская модель):
• психокоррекция ориентирована на клинически здоровую личность людей, имеющих в повседневной жизни психологические трудности, проблемы, жалобы невротического характера, а также на людей, чувствующих себя хорошо, однако желающих изменить свою жизнь либо ставящих перед собой цель развития личности;
• коррекция ориентируется на здоровые стороны личности независимо от степени нарушения;
• в психокоррекции чаще ориентируются на настоящее и будущее клиентов;
• психокоррекция обычно ориентируется на среднесрочную помощь (в отличие от краткосрочной — до 15 встреч — помощи при консультировании и долгосрочной — до нескольких лет — помощи при психотерапии);
• в психокоррекции акцентируется ценностный вклад психолога, хотя отклоняется навязывание определенных ценностей клиенту;
• психокоррекционные воздействия направлены на изменение поведения и развитие личности клиента.
Основное отличие психокоррекции от воздействий, направленных на психологическое развитие человека, заключается в том, что психокоррекция имеет дело с уже сформированными качествами личности или видами поведения и направлена на их переделку, в то время как основная задача развития состоит в том, чтобы при отсутствии или недостаточном развитии сформировать у человека нужные психологические качества.
Различие между психотерапией и психокоррекцией заключается и в том, что психотерапия имеет дело с различного рода нарушениями у людей, страдающих различными видами соматических или психических заболеваний (расстройств).
Психические заболевания — это поведенческие расстройства, которые приводят к более высокому уровню заболеваемости и смертности. Многие аномалии психики и поведения людей, которые проявляются в заболеваниях, похожи на те, с которыми имеет дело психолог, занимающийся психокоррекцией. Однако людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют больными или пациентами, а тех, кто нуждается только в коррекционной помощи, именуют клиентами.
Следует, таким образом, дифференцировать коррекцию нормального и аномального развития. Первая осуществляется психологом, а вторая — патопсихологом, дефектологом, психиатром и психоневрологом. Психолог осуществляет коррекцию нормального развития в случаях его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами. При этом психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть; что должно быть; что надо сделать, чтобы было должное.
Для определения необходимости оказания психологической помощи очень важно как субъективное ощущение психологического неблагополучия самим человеком, так и обобщенные представления о норме психического здоровья, позволяющие с определенной долей вероятности определить наличие отклонений от нее у конкретного человека.
Таким образом, анализ различий между двумя видами деятельности показал, что термин «психокоррекция» по своему содержанию близок к немедицинской модели психотерапии. В дальнейшем употребление понятия «психотерапия» будет подразумевать именно эту — немедицинскую модель психотерапии (или психокоррекции).
Классификация психотерапевтических подходов. Прежде всего, необходимо внести ясность в понимание соотношения терминов «метод психотерапии», «форма психотерапии», «направление психотерапии».
Под методом психотерапии подразумевается конкретный способ реализации общего принципа лечения, вытекающий из понимания сущности психического расстройства в рамках определенной концепции психотерапии; совокупность психотехнических приемов.
Способ применения того или иного метода психотерапии называется формой психотерапевтического воздействия.
Форма психотерапии — это организация и структура взаимодействия терапевта и пациента в процессе реализации того или иного метода психотерапии.
Комплекс различных методов психотерапии, объединенных общим принципиальным подходом к лечению, образует направление психотерапии. Таким образом, в отдельных направлениях психотерапии выделяют отдельные методы, внутри каждого метода — различные методики и приемы.
Виды психотерапии систематизируют по следующим основаниям:
а) по характеру воздействия (прямая — косвенная);
б) по этиопатогенетическому принципу (каузальная — симптоматическая);
в) по цели воздействия (седативная, активирующая, амнезирующая);
г) по участию в ней больного (мобилизующе-волевая, пассивная);
д) по виду воздействия врача (авторитарная, разъясняющая, обучающая, тренирующая);
е) по источнику воздействия (гетерогенная, аутогенная);
ж) по направленности относительно патогенных установок (синергичная переживаниям, антагонистическая);
з) по тактике воздействия (выборочная, комбинированная или комплексная);
и) по числу лиц, с которыми работает врач (индивидуальная — групповая), директивная — недирективная и др.
Виды психокоррекции, исходя из определенных критериев, классифицируют следующим образом.
1. По характеру направленности выделяют коррекцию симптоматическую и каузальную.
Симптоматическая коррекция (коррекция симптомов) — вид психокоррекции, предполагающий, как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии, которые мешают перейти к коррекции каузального типа.
Каузальная (причинная) коррекция — вид психокоррекции, направленный на источники и причины психических отклонений. Данный вид коррекции более длителен по времени, требует значительных усилий, однако более эффективен по сравнению с симптоматической коррекцией, т. к. одни и те же симптомы отклонений могут иметь совершенно разную природу, причины и психологическую структуру нарушений.
2. По содержанию различают такие виды:
• коррекцию познавательной сферы;
• коррекцию личности;
• коррекцию аффективно-волевой сферы;
• коррекцию поведенческих аспектов;
• коррекцию межличностных отношений:
• коррекцию внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных) и детско-родительских отношений.
3. По форме работы с клиентом различают коррекцию:
а) индивидуальную;
б) групповую: в закрытой естественной группе (семья, класс, сотрудники и т. д.); в открытой группе для клиентов со сходными проблемами; смешанную форму (индивидуально-групповую).
4. По наличию программ.: программированную и импровизированную.
5. По характеру управления корригирующими воздействиями: директивную и недирективную.
6. По продолжительности: сверхкороткую (длится часы, минуты); короткую (быструю, длится несколько часов и дней); длительную (длится месяцы);сверхдлительную (длится годы).
7. По масштабу решаемых задач различают психокоррекцию: общую, частную, специальную.
Вид психотерапии (психокоррекции) может определяться используемыми для решения определенной задачи методами работы психолога.
Методы психотерапии (психокоррекции) могут быть следующие:
а) по биологическому гомеостазу: для нормального или стрессового состояния;
б) по характеру и направленности воздействия: развивающие, седативные, активизирующие, дезактуализирующие, мобилизующие;
в) по преимущественному воздействию на те или иные психические процессы: ментальный тренинг (мышление), имаготренииг (воображение), эмоционально-волевая тренировка (эмоции, воля);
г) по источнику воздействия: аутогенные (на себя), гетерогенные (со стороны других);
д) по используемым средствам воздействия: вербальные, библиотерапия, музыкотерапия, изотерапия, танцевальная терапия.
Психокоррекционная ситуация.
Несмотря на различие в теориях, целях, процедурах и формах коррекционной работы, психологическое воздействие сводится к тому, что один человек (психолог) пытается помочь другому (клиенту).
Коррекционная ситуация включает в себя пять основных элементов.
1. Человек, который страдает и ищет облегчения своей проблемы. Человек, который имеет целый ряд проблем различного рода и нуждается в психологической помощи, в психокоррекции, — это клиент.
2. Человек, который помогает и благодаря обучению или опыту воспринимается как способный оказывать помощь, — это психолог.
3. Теория, которая используется для объяснения проблем клиента.
4. Набор процедур (техник, методов), используемых для решения проблем клиента. Эти процедуры непосредственно связаны с теорией.
5. Специальные социальные отношения между клиентом и психологом, которые помогают облегчить проблемы клиента.
Психолог должен стремиться к созданию такой атмосферы, которая позволяет клиенту с оптимизмом смотреть на решение своих проблем. Такое специальное отношение является фактором, характерным для всех форм воздействия.
Общая цель психотерапии и психокоррекции состоит в помощи клиентам изменить свое мышление и поведение таким образом, чтобы стать более счастливыми и продуктивными. Более частными целями являются:
• формирование гибкости, умения находить новые, эффективные стратегии поведения;
• накапливание и рациональное использование энергетических ресурсов;
• изыскание, сохранение и развитие ресурсных состояний, обеспечение активности, энтузиазма, оптимизма;
• сохранение и развитие психического здоровья.
Таким образом, можно говорить о единстве следующих целей психотерапии: лечение, предупреждение нарушений и развитие личности клиента. Причем достижение этих целей связано со способностью и стремлением клиента к изменению себя (а не окружающего мира и других людей).
При решении этих задач психолог прибегает к трем основным методам.
Во-первых, обеспечение психологической поддержки. Это значит: прежде всего, сочувственно выслушать пациента и дать ему взвешенный совет в кризисной ситуации. Поддержка заключается также в том, чтобы помочь пациенту осознать и использовать свои силы и умения.
Во-вторых, устранение дезадаптивного поведения и формирование новых, адаптивных способов решения проблемы.
В-третьих, содействие самораскрытию и инсайту (осознанию), т. е. лучшему пониманию своих мотивов, чувств, конфликтов и ценностей.
Цели и задачи психокоррекционной работы. Психокоррекционные мероприятия направлены на исправление отклонений в развитии. В связи с этим возникают следующие актуальные вопросы. Что следует понимать под отклонением в развитии? Каковы показания для осуществления психологической коррекции?
Определение целей напрямую зависит от состояния объекта коррекции.
Объекты психокоррекции — это отдельные сферы личности, подвергающиеся изменениям, а предмет коррекции — та психическая реальность, на которую направлено психокоррекционное воздействие (например, объект— нарушения взаимоотношений с коллегами по работе, а предмет — агрессивность как личностное свойство человека; объект — школьная дезадаптация, предмет — низкая мотивация учения).
Все нарушения психического и личностного развития, являющиеся объектом психокоррекции, можно классифицировать но двум основаниям: характер причин и характер проявления нарушений.
Характер причин нарушений. Причины могут быть внешние или внутренние. Соответственно, нарушения — первичными или вторичными. Внешние причины — это негативные воздействия и негативные отношения с другими людьми. Действие внутренних причин можно представить как влияние нарушенной части психики на здоровую.
Характер проявления нарушения. Нарушение может проявиться как деформация уже развитых структур психики (травматический страх и пр.) либо как их недоразвитие (слабоволие, низкая эмоционально-волевая устойчивость и пр.).
При определении целей коррекции необходимо руководствоваться следующими правилами.
1. Цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме. Определение целей коррекции не должно начинаться со слова «не», не должно носить запретительного характера, ограничивающего возможности личностного развития и проявления инициативы клиента.
Негативная форма определения целей коррекции представляет собой описание поведения деятельности, личностных особенностей, которые должны быть устранены, описание того, чего не должно быть. Позитивная форма представления коррекционных целей включает описание тех форм поведения, деятельности, структур личности и познавательных способностей, которые должны быть сформированы у клиента. Позитивная форма содержательно задает ориентиры роста индивида, раскрывает поле для продуктивного самовыражения личности и тем самым создает условия для постановки личностью в дальнейшей перспективе целей саморазвития.
2. Цели психокоррекции должны быть реалистичны и соотнесены с продолжительностью коррекционной работы и возможностями переноса клиентом нового позитивного опыта и усвоенных на коррекционных занятиях способов действий в реальную практику жизненных отношений.
3. При постановке общих целей психокоррекции необходимо учитывать дальнюю и ближайшую перспективу развития личности и планировать как конкретные показатели личностного и интеллектуального развития клиента к окончанию коррекционной программы, так и возможности отражения этих показателей в особенностях деятельности и общения клиента на последующих стадиях его развития.
4. Наряду с учетом индивидуальных особенностей необходимо ориентироваться и на содержание обобщенных психолого-возрастных требований к психологическому статусу человека определенного возраста.
Программа психокоррекции включает собственно психологическую часть (проводит психолог) и организационно-педагогическую (осуществляют руководители, члены воинского коллектива, родственники). Эта программа проводится в жизнь с применением индивидуальных и групповых форм работы. Групповая форма работы направлена, прежде всего, на выработку у человека рефлексивных навыков оценки себя и окружающих, развитие способностей к эффективному взаимодействию.
При анализе эффективности психокоррекционных мероприятий, проводимых психологом воинской части, речь идет о следующих группах переменных, характеризующих коррекционное воздействие:
• субъективно-переживаемые клиентом изменения во внутреннем мире;
• объективно-регистрируемые (экспертом, наблюдателем) параметры, характеризующие изменения в различных модальностях внутреннего мира и поведения человека;
• устойчивость изменений в последующей (после воздействия) жизни человека.
Большое значение для достижения запланированного психотерапевтического эффекта имеет интенсивность коррекционных мероприятий. Психокоррекционные занятия должны проводиться не менее 1 раза в неделю продолжительностью 1-1,5 часа. На успешность работы влияет также пролонгированность коррекционного воздействия. Даже после завершения коррекционной работы желательны контакты с клиентом с целью выяснения особенностей его поведения, сохранения прежних или возникновения новых проблем в общении, поведении и развитии. Желательно осуществлять контроль и наблюдение каждого случая хотя бы в течение 1-2 месяцев после завершения коррекционных мероприятий. Эффективность коррекционных программ существенно зависит и от времени осуществления воздействия. Чем раньше выявлены отклонения и нарушения в развитии, чем раньше начата коррекционная работа, тем больше вероятность успешного разрешения трудности развития.