Новейшие подходы к менеджменту: управление по целям, теория Z, теория 7 S

Управление по целям( c англ. Management by Objectives, MBO) - это процесс согласования целей внутри организации, таким образом, что руководство компании и сотрудники разделяют цели и понимают, что они означают для организации.

Суть управления по целям заключается в кооперативном процессе определения целей, выбора направления действий и принятии решений. Важной частью управления по целям является измерение и сравнение текущей эффективности деятельности сотрудников между собой и с набором установленных стандартов. В идеале, когда сотрудники сами вовлекаются в процесс постановки целей и определения направления действий, необходимых для их достижения, в этом случае сотрудники более мотивированы на выполнение их обязанностей.

П. Друкеру разработал концепцию “управления по целям”, в соответствии с которой задача руководителя состоит в установлении целей и осуществлении действий направленных на их осуществление. роцедура оценки персонала методом MBO предполагает совместную постановку целей руководителем и подчиненным и оценке результатов их достижения по прошествию отчетного периода. Данный период обычно совпадает с финансовым годом. Система оценки охватывает все должности в компании - от рядового персонала до топ-менеджеров.
В начале периода руководитель и подчиненный составляют перечень целей. Затем для каждой цели прописываются критерии их выполнения. Иногда цели ранжируются по весу (важность, приоритетность достижения и т.п.).

Во время оценочного собеседованияв конце отчетного периода подчиненным и руководителем определеяется успешность достижения целей, выясняются причины успехов и неудач, вырабатываются меры по улучшению работы.

Решение об общей оценке должно достигаться на данном собеседовании. В случае разногласий в разных организациях оценку утверждает 1) непосредственный руководитель; 2) вышестоящий руководитель; 3) согласительная комиссия в случае разногласий.

Решения, принимаемые на основе MB:

1) Пересмотр заработной платы;

2) Выплата премий и бонусов

3) Нематериальная мотивация: присуждение почетных званий, зачисление в кадровый резерв и т.

Теория Z

Американский профессор У. Оучи выдвинул в 1981 г. теорию «Z», как бы дополняя тем самым идеи Макгрегора, высказанные им в виде теории «X» и теории «Y». Оучи, изучив японский опыт управления, пришел к выводу о том, что может быть предложен эффективный тип японского подхода к управлению. При этом, хотя теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, так как она скорее дает набор характеристик управления, данная теория знаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщенного описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.

Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том, что человек – основа любой организации и от него, в первую очередь, зависит успех функционирования организации. Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:

• долгосрочный наем кадров;

• групповое принятие решения;

• индивидуальная ответственность;

• медленная оценка кадров и их умеренное продвижение;

• неопределенный, неформальный контроль с помощью четких и формализованных методов;

• неспециализированная карьера;

• всесторонняя забота о работниках.

Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время знакомство с учениями показывает, что практика бизнеса и управления им всегда оказывались сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.

ТЕОРИЯ "7-S".

Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций

менеджмента является теория "7-S'', разработанная исследователями

консультативной фирмы "МакКинзи" Это Томас Питерс и Роберт Уотерман -

авторы известной книги "В поисках эффективного управления", и Ричард

Паскаль и Энтони Атос - авторы известного бестселлера "Искусства японского

управления: пособие для американских управляющих".

Исследования данных специалистов в области управления привели их к

выводу, что эффективная организация формируется на базе семи

взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью

требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски

название всех этих составляющих начинается на "s", эта концепция получила

название "7-S".

Ключевыми составляющими являются следующие:

S стратегия - планы и направления действий, определяющие распределение

ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению определенных

действий во времени для достижения поставленных целей;

S структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение

организации на подразделения, иерархическую субординацию этих

подразделений и распределение власти между ними;

S системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;

S штат - ключевые группы персонала, существующие в организации и

охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.

S стиль - способ, каким руководители управляют организацией; сюда же

относится организационная культура;

S квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;

S разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений

деятельности, которые организация доводит до своих членов.

В соответствии с данной концепцией, только те организации могут

эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут

содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи

составляющих.

Наши рекомендации