Ема 14. Характер (2 часа).
Цель:расширить знания студентов о структуре и динамике формирования характера человека; раскрыть сущность понятий «характер», «акцентуация»; проанализировать содержание научных подходов к изучению характера; совершенствовать умение анализировать психологические ситуации.
План
1. Характеристика понятий: характер; акцентуация.
2. Условия формирования характера.
3. Структура характера.
4. Научные подходы к изучению характера (Э. Кречмер, З. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, А. Личко, К.Леонгард, Э. Фромм).
Практическое задание
Проанализируйте психологические ситуации:
1. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:
· Человек тщательно готовится к публичному выступлению
· Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.
· Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.
· Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.
· Студент сильно волнуется перед экзаменами.
· Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.
· В компании друзей он всегда в центре внимания.
· Насмешки друзей вызывают у мальчика слезы.
· Юноша прикладывает максимум усилий, чтобы попасть на международные соревнования.
· В опасных ситуациях человек паникует.
· Не любит оставаться один.
· Не может отказать, когда его просят о помощи.
· Всегда поздравляет с праздниками всех родных и знакомых.
· Даже незначительная критика вызывает у него негативную реакцию.
2. Определите тип акцентуации характера в следующих ситуациях:
· Девушка ведет себя вызывающе, стараясь привлечь внимание окружающих.
· Юноша всегда застенчив, чувствителен, не любит шумных компаний, предпочитает одного-двух друзей.
· Мальчик часто старается сбежать с уроков, оправдываясь семейными обстоятельствами.
· Сотрудник лаборатории всегда выполняет работу по заданному образцу, считая что «новшества» только повредят отработанной технологии.
· Студент активный, уверен в своих силах, при этом склонен давать обещания, не заботясь об их выполнении.
· Ученик хорошо разбирается в предмете, всегда готовится к урокам, но стесняется отвечать перед классом.
· Сотрудник научного отдела все рабочее время поглощен работой, практически не общается с коллегами, т.к. не испытывает потребности в общении.
· Девочка всю четверть активно работала, но в следующей четверти перестала проявлять интерес к учебе, замкнулась в себе.
· Юноша очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты, быть заводилой.
· Девушка постоянно сомневается – правильно ли она выбрала одежду, так ли она поступила.
· Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.
· Мальчик попал в компанию, где все курят, он тоже попробовал покурить, но потом ему было стыдно перед родителями.
· Учительница в начале дня была веселой, но когда ученики нарушили дисциплину на уроке, она сильно рассердилась и успокоилась лишь на следующем уроке.
· Мальчик при игре с ребятами стал отбирать у них игрушки, в порыве злости подрался с ними и потом долго ходил обиженный, пытался отомстить.
· Мама послала ребенка в магазин, но он встретил друзей, и вместо магазина они пошли в кино.
· Девочка перешла на другую сторону улицы, когда ей перебежала дорогу черная кошка.
· Актриса во время съемок требует к себе особого отношения, закатывает скандалы по любому поводу, может уйти со съемочной площадки, если ее что-то не устраивает.
· Женщина пришла с работы уставшая, поссорилась с мужем из-за немытой посуды, но потом стала извиняться за свое поведение.
· Начальник строг с подчиненными, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
Проанализируйте и объясните.
3. Можно ли утверждать, что акцентуация определенных черт характера личности обусловлена только обстоятельствами ее жизни?
4. Как выдумаете, черты характера могут передаваться по наследству?
5. Объясните, почему характер человека полнее всего проявляется в сложных, критических ситуациях?
Литература:[1, с. 165-170]; [4, с. 240-244]; [5, с. 163-171]; [6, с. 388-396]; [7, с. 405-424]; [8, с. 329-351]; [13]; [19].
рактическое занятие № 15.