Модель общих логистических издержек в снабжении. Решение make or buy
Суммарные затраты определяются следующим образом:
Кардинальной стратегической задачей логистики снабжения является принятие решения «делать самому или покупать товар/услугу»
Например, промышленная фирма перед определением возможных поставщиков должна решить не выгоднее ли ей самой производить определенные виды продукции. В этом случае оцениваются соответствующие издержки и уровень качество. Данная задача известна как задача «делать или покупать» make or buy
Общий алгоритм решения задачи МОВ состоит из 2 этапов:
ЭТАП 1:рассчитать затраты на:
1) на собственное производство (стоимость сырья, рабочей силы, внутризаводские логистические издержки и тд)
2) затраты на закупку (цена поставщика, затраты на заказ, страховку, упаковку, входной контроль качества) и затраты, связанными с управленческими расходами на снабжение
ЭТАП 2: Принять решение
1) “Делать самому”
· затраты на производство меньше затрат на закупку
· потребность в изделиях стабильна и достаточно велика
· изделие может быть изготовлено на имеющимся оборудовании
· имеются квалифицированные рабочие кадры и менеджеры
2) “Купить”
· затраты на закупку меньше затрат на производство
· потребность в изделиях невелика и нестабильна
· на предприятиях отсутствуют необходимые для производства технологические мощности и рабочие кадры нужной квалификации
Многие компании при решении задачи МОВ применяют дифференцированный анализ общих затрат TCO. Модель TCO закупок позволяет провести 3 вида анализа:
· анализ общих затрат на собственное производство продукции;
· анализ структуры цен в коммерческих предложениях поставщиков по данному виду продукции;
· анализ сопутствующих логистических затрат по доставке продукции (затрат на УЦП).
Данная модель является важным рычагом оценки влияния снабжения на эффективность бизнеса компании в целом и решением проблемы MOB.
В модели TCO должны учитываться полные затраты, относящиеся к товару, в том числе его цена, расходы при использовании и административные расходы. На величину TCO влияют такие составляющие, как качество продукции, цена, надежность доставки и обслуживание. В таблице показаны некоторые из составляющих затрат, входящих в перечисленные широкие категории.
Элемент TCO | Мероприятие |
Цена | Структурирование затрат поставщика Предоставление гарантированных скидок Оценка влияния объема закупок на скидку Хеджирование рисков при закупках Структурирование показателей функционирования/программ закупок Обмен получаемыми преимуществами |
Затраты на использование (эксплуатацию) | Сертификация продукта Проектирование продукта Учет вариативности потребителей и продуктов Послепродажный сервис Стандартизация Ликвидация продукта Поиск товаров – заменителей Изменение ассортимента Использование продуктов с более продолжительным сроком службы Утилизация Транспортировка Переработка |
Административные расходы и издержки процессов | Планирование потребности в материалах Получение материалов Составление отчетов по показателям функционирования Управление запасами устаревших материалов и неликвидов Оформление счетов к оплате Подготовка запасов к использованию Обработка заказов на закупку Составление карт закупок Консолидация инвойсов Доставка в варианте JIT Оптимизация запасов Электронное размещение заказов/интернет-технологии Управление качеством |
Уменьшения TCO можно добиться за счет стандартизации, вывода некоторых продуктов из ассортимента, применения товаров-заменителей, перепроектирования продукта, изменения спецификаций и снижения объема отходов. Административные и процессные затраты особенно важны для товаров с низкой ценностью и высокими транспортными расходами (операционные ресурсы, MRO). Эти составляющие затрат можно снизить, автоматизировав процесс обработки заказов на закупку, применяя консолидированную обработку инвойсов, переход на JIT-снабжение и EDI-технологии. В общем случае в TCO необходимо учитывать также маркетинговые и трансакционные издержки, связанные с циклом закупки и выстраиванием взаимодействий с поставщиками. Состав затрат на снабжение, обычно включаемых в TCO закупок:
· Маркетинговые издержки: на изучение конъюнктуры цен на конкретный товар и его качественных характеристик; на изучение и анализ рынка поставщиков;
· Трансакционные издержки: по поиску возможных поставщиков и установлению с ними деловых контактов (командировки, переговоры и др.); на поиск и получение информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков.
· Затраты на анализ качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, на ремонт и восстановления качественных показателей, по гарантийным обязательствам, потеря товарного вида, ущерб от утраты качества в связи с задержкой его доставки или сокращением срока реализации).
· Затраты по грузопереработке, складированию, хранению товаров.
· Транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг при доставке товара.
· Расходы на потребительскую упаковку, транспортную тару, маркировку и кодирование товаров.
· Издержки по складскому и финансовому учету закупаемых товаров.
· Непредвиденные расходы, ущербы и затраты, связанные со страхованием логистических рисков при доставке товаров.
Определение TCO наряду с оценкой всех составляющих затрат на снабжение, предусматривает также установление целей по будущим показателям функционирования (KPI) поставщиков.
НА ВСЯКИЙ: основной трудностью использования модели TCO в задаче MOB является недостаток информации о затратах поставщика, обусловленный закрытостью компании и коммерческой тайной, а также проблемы с идентификацией и учетом затрат в компаниях.
1)Критерии отбора поставщиков. Формирование базы поставщиков.
(Доп вопрос: По какому принципу ранжированию)
- Сравнительный анализ и оценка поставщиков.
Для выбора и сравнительного анализа поставщиков чаще всего применяется рейтинговая оценка их соответствия критериям/факторам. Примером набора фактором может служить: надежность поставки, гарантии качества, производственные мощности, цены, месторасположения, технический потенциал, финансовое положение, наличие современной информационной системы управления заказами, послепродажный сервис, репутация, опыт и отношение к покупателю.