Проверки участка социального работника

МДК 01.02. «Психология социально – правовой деятельности» входящего в ПМ.01 Обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.

Задача № 1

27-летняя девушка не может самостоятельно передвигаться – только на коляске или с чьей-либо помощью. Девочка родилась физически здоровой, но с 10 лет начали проявляться симптомы атрофии мышц – усталость, слабость. Последние два года обучения в школе занималась дома. Надеялась на выздоровление, но информация о поставленном диагнозе и пожизненной инвалидности I группы стала сильной психологической травмой.

1. Определите основную проблему.

2. Какие учреждения социального профиля могут помочь девушке?

3. Какие меры помощи можно использовать в данном случае?

Задача № 2

Семья проживает в пригороде. 7-летняя дочь – ребенок-инвалид (диагноз – ДЦП) – замкнута, со сверстниками не общается, в школу не ходит, все время проводит дома. Родители считают, что общение с посторонними людьми может навредить дочери.

1. Определите социальную проблему.

2. Какие специалисты и учреждения будут задействованы в оказании помощи?

3. Какие варианты решения данной проблемы Вы можете предложить?

Задача № 3

Женщина пятидесяти лет была уволена в связи с банкротством предприятия. После увольнения находится в депрессивном состоянии. Одна воспитывает 14-летнюю дочь (ребенок-инвалид), также с ними проживает пожилая мать (72года).

1. Определите проблемы членов семьи.

2. В какие учреждения могут обратиться взрослые члены семьи для решения проблем?

3. Какие специалисты будут задействованы в решении проблем?

Задача № 4

Женщина, воспитывающая 4-х детей - школьников, осталась безработной. Муж - отец детей - погиб год назад. Женщина растеряна. По совету соседей она обратилась в территориальный орган (отдел) социальной защиты населения своего района.

1. Какую помощь могут оказать в территориальном органе (отделе) социальной защиты населения?

2. Роль социального педагога школы в решении проблем семьи.

3. Что можете предложить Вы для решения данной проблемы?

Задача № 5

Соседи обратились к социальному работнику с просьбой разъяснить, почему 12-летнюю внучку соседки определили в детский дом без согласия бабушки, страдающей психическим заболеванием.

1. Решение какого органа необходимо для помещения несовершеннолетнего ребенка в детский дом?

2. В каких случаях социальное (медицинское) обслуживание осуществляется без согласия гражданина?

3. В каких случаях возможна госпитализация человека в психоневрологический стационар в недобровольном порядке?

Задача № 6

В редакцию газеты «Выбор» обратился гражданин Н., инвалид с детства, работающий педагогом дополнительного образования (кружок в школе, 9 часов в неделю). После окончания учебы на радиомеханика в 1991г. он 4 месяца проработал телемастером. Однако, болезнь прогрессировала, и он был вынужден оставить работу (до 1995 г. была II группа инвалидности, а с 1995г. – I группа инвалидности, бессрочно). Он интересуется, имеет ли право на перерасчет пенсии, поскольку вновь работает – в течение 2-х лет.

1. Определите основную проблему.

2. Назовите учреждения, которые будут задействованы в решении проблемы.

3. Что должен предпринять специалист социальной работы в данной ситуации?

Задача № 7

Ученик 9-го класса С. в последнее время периодически пропускает занятия в школе. В связи с этим классная руководительница решила посетить семью ученика, где отца обнаружила в состоянии алкогольного опьянения, сестренка 9 лет в синяках, из беседы выяснила, что мать 6 месяцев назад умерла от онкологического заболевания,. Учительница обратилась в отдел социальной защиты района и попросила принять меры в отношении детей и их родителей.

1. Определите проблемы семьи.

2. Какие учреждения должны быть задействованы в решении этой проблемы.

3. Какие меры необходимо оказать.

Задача № 8

Органами Внутренних Дел Алексеевского района, был задержан подросток 15 лет, занимающийся бродяжничеством и попрошайничеством. Выяснилось, что ребенок сбежал из социального приюта два месяца назад, живет на вокзале. Мать находится в исправительном учреждении.

1. Определите социальную проблему.

2. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблемы?

3. Какие специалистов будут задействованы в решении проблемы?

Задача № 9

При проведении акта жилищно-бытовых условий семьи, участковым и специалистом социальной работы, которая находилась на учете, выяснилось, что отец воспитывает двоих детей один, одному ребенку 10 лет, а другому 18, тоже употребляет алкоголь. Отец ведет асоциальный образ жизни (наркоман), работает грузчиком на складе. Старший сын не живет дома, только временами приходит навестить младшего брата. По словам соседей, в квартире постоянно происходят какие-то скопления людей, к тому же, соседи видели, как отец семейства в состоянии алкогольного опьянения бил ребенка.

1. Определите социальную проблему семьи?

2. Какие социальные учреждения будут задействованы в решении проблем семьи?

3. Какие специалисты будут задействованы в решении проблемы?

Задача № 10

К школьному психологу обратился социальный работник с просьбой дать характеристику на Игоря Д., 14 лет. Запрос исходил из следственных органов по делу об ограблении ларька. Игорь – мальчик из благополучной, материально обеспеченной семьи, очень подвижный, любит «пошалить», способный, хотя учится неровно. При психологическом обследовании нарушений со стороны психических процессов не выявлено, интеллект выше нормы, акцентуация по гипертимно-неустойчивому типу, самооценка завышена; высокий индекс склонности к аддиктивному поведению, социально-одобряемые ценностные ориентации не сформированы. Из беседы с матерью выяснилось, что Игорь – единственный ребенок в семье. Отец на 20 лет старше матери, постоянно занят на руководящей работе. Мать с тех пор, как вышла замуж, не работает и «всецело посвятила себя воспитанию сына». То, что ее сын участвовал в ограблении ларька, мать объясняет «дурным влиянием улицы», всячески оправдывает своего сына, растерянно повторяя «И что же ему надо было? Ведь у него было все! Ни в чем отказа не знал!»

Какие психосоциальные причины породили криминальное поведение подростка? Какие виды психосоциальной помощи можно предложить семье? Кто из ее членов нуждается в индивидуальной работе?

Задача № 11

Саша П., 15 лет. К психологу за консультативно-коррекционной помощью обратились мать и классный руководитель. С их точки зрения, Саша мало общается с детьми в классе, не принимает участия в общешкольных мероприятиях. Успеваемость хорошая, но неравномерная. Мать беспокоит, что Саша дома мало общается с родителями и старшим братом. Все свое свободное время он проводит в своей комнате, где играет в компьютерные игры или сам пишет программы. Читает исключительно литературу по программированию. При психологическом обследовании нарушений со стороны памяти, внимания, работоспособности не обнаружено. При классификации понятий – отдельные решения по субъективно значимым признакам. Эмоциональная сфера не нарушена. Самооценка высокая, подросток осознает свою малообщительность, но не считает ее проблемой и систему отношений с родителями и одноклассниками оценивает как вполне удовлетворительную. При обследовании по ПДО – выраженная шизоидная акцентуация с высоким риском психопатизации; тенденции к делинквентности и алкоголизации не отмечается.

Нуждается ли Саша в психологической коррекции? Почему? Какую информацию следует сообщить родителям и педагогу?

Задача № 12

Соотнесите между собой три вида социальных проектов, исходя из источника финансирования и предложенные социальные проекты.

Виды проектов:

1. Инвестиционный проект;

2. Спонсорский проект;

3. Бюджетный проект.

4. Социальные проекты:

Социальные проекты:

а. Проведение велопробега за здоровый образ жизни. Характеристики проекта: проект требует значительного объема финансирования, охватывает 6 городов России с численностью населения свыше 1 млн. чел., предполагает проведения массовых мероприятий в городах участниках.

б. Организация производства ортопедических протезов с привлечением труда инвалидов. Характеристики проекта: проект требует значительного объема финансирования, предполагаемый социальный эффект: социализация и создание рабочих мест для инвалидов, производство конкурентно-способной отечественных ортопедических протезов для инвалидов и как следствие повышение их доступности.

в. Проведения тренингов личностного роста для подростков из неблагополучных семей.

Характеристики проекта: проект требует умеренного объема финансирования, предполагает ярко выраженный социальный эффект.

Задача № 13

В службу социальной защиты обратилась незамужняя женщина, воспитывающая двоих малолетних детей. В ходе беседы с социальным работником выяснилось, что ей нужна не только социальная, но и психологическая помощь в виде психологической консультации. Какие психологические методы социальной работы как практической деятельности Вы знаете?

Задача № 14

В службу социальной защиты обратился пожилой человек по поводу перерасчета пенсии. Оказалось, что Вы знаете этого человека – он является соседом по дому. Обычно тихий, приветливый пенсионер, на приеме у социального работника он буквально «взорвался» эмоциями, отругав молодую сотрудницу за недостаточно внимательное отношение к нему, ветерану. Как Вы будете действовать в этой ситуации?

Задача № 15

К приходящему в семью социальному работнику обратилась мама ребенка, который испытывал трудности в общении со сверстниками: в детском саду он убегал, забивался в угол, не хотел играть со всеми, поэтому она вынуждена была сидеть с ним дома. Социальный работник хотела поговорить с мальчиком, но он старался избежать общения всеми способами. Однако социальный работник заметила, что мальчику нравится рисовать красками. Тогда она взяла лист бумаги, положила перед собой и... Что сделала социальный работник, чтобы наладить контакт с ребенком?

Задача № 16

В некоторых ситуациях эффективным бывает урегулирование конфликта посредником. Каковы условия правомерного вмешательство самого посредника в конфликт?

Задача № 17

Одной из структурных единиц конфликта является зона разногласий - факт или вопрос, вызвавший противостояние. Проанализируйте, как изменяется (расширяется или сужается) зона разногласий по мере развития конфликта.

Задача № 18

Существует пять стилей поведения в конфликте (избегание, соперничество, приспособление, компромисс, сотрудничество), причем предполагается, что человек свободен в выборе любого их них. Какого стиль поведения придерживаются оппоненты в следующей ситуации: на переговорах одна сторона заявляет: "Вы сорвали нам поставки, в результате которых мы понесли убытки". Другая сторона: "Нет, это вы виноваты, задержав предоплату". Какой стиль будет более адаптивной?

Задача № 19

Акт

проверки участка социального работника

Наши рекомендации