Процессуальные теории мотивации труда

С точки зрения этих теорий мотивация - это сознательный выбор, сделанный на основе сложного процесса принятия решений, в ходе которого сравниваются варианты, взвешиваются затраты и выгоды и оценивается вероятность достижения желаемых результатов. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории, которые мы будем рассматривать, - теория ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера.

Процессуальные теории объясняют, как возникает мотивированное поведение, не рассматривая конкретные мотивы и стимулы. Их можно разделить на две подгруппы: 1) «ожидание - валентность»; 2) организационные теории.

Теория ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами В. Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение поставленной цели. Человек должен быть уверен в том, что избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности .

Процесс мотивации в рамках теории ожиданий складывается из трех блоков: усилие, исполнение, результат. Усилие при этом рассматривается как следствие и результат мотивации, исполнение — как итог взаимодействия усилий, личных возможностей и состояния среды, а результат - как функция, зависящая от исполнения и от степени желания добиться конкретных результатов. Соотношение этих факторов можно выразить формулой (рисунок 1.1.).

Процессуальные теории мотивации труда - student2.ru

Рисунок 1. 1.

Формула соотношения факторов в теории ожидания

Применяя теорию ожиданий на практике, руководителям нужно помнить, что люди обладают различными потребностями, а поэтому по-разному будут оценивать вознаграждение. Для позитивного мотивирования необходимо знать структуру, валентность и величину ожидания результатов и учитывать их индивидуальность. Руководство организации должно сопоставить предлагаемое вознаграждение с потребностями сотрудников и привести их в соответствие.

Ко второй подгруппе процессуальных теорий мотивации относится, прежде всего, теория справедливости, основные положения которой сформулировал С. Адамс. Согласно теории справедливости, люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если сравнение показывает, что коллеги получили за такую же работу большее вознаграждение, то у работника возникает психическое напряжение. Для восстановления справедливости необходимо либо изменить уровень затрачиваемых усилий, либо изменить вознаграждение.

Таким образом, теория справедливости ведет к важным выводам для конкретной практики управления людьми в организации. Поскольку восприятие носит субъективный характер, необходимо, чтобы была обеспечена доступность информации о том, кто, как, за что и сколько получает вознаграждений. Нужна четкая система оплаты труда, фиксация факторов, определяющих ее величину [16].

К процессуальным теориям мотивации относится также концепция партисипативного управления [13]. В этой концепции предполагается, что, если работник заинтересованно участвует в деятельности организации, получает удовлетворение от результатов своего труда, то производительность и качество его труда повышаются. Партисипативное управление не только способствует тому, что работник эффективнее работает, но и обеспечивает увеличение вклада работника в жизнь организации.

Идеи партисипативного управления созвучны идеям теорий мотивации, опирающихся на анализ потребностей человека, так как способствуют удовлетворению потребностей достижения. Более широкое участие в решении вопросов жизни организации помогает удовлетворению потребностей в самореализации и самоутверждении. Теория партисипативного управления связана также с теорией ожидания, поскольку участие в принятии решений делает более отчетливым для работника потенциальный результат его деятельности и вознаграждение за него.

По мнению некоторых, авторов , партисипативное управление с ростом общей культуры трудящихся, с исчерпанием резервов авторитарного стиля управления, получит в будущем распространение в России.

Теория трудовой мотивации Д. Аткинсона основана на положении о том, что поведение работников является результатом взаимодействия индивидуальных качеств личности и ситуации. Каждый человек имеет два мотива - мотив успеха и мотив, побуждающий избегать неудач. Эти мотивы достаточно стабильны и формируются в процессе обучения и работы, в них проявляется стремление человека к определенному уровню удовлетворения потребностей.

Согласно теории Д. Аткинсона, лица, в большей степени ориентированные на успех, предпочитают задания средней сложности, так как в этом случае ниже степень риска, хотя и меньше привлекательность успеха. В то же время работники, которые приемлют неудачу ради высокой привлекательности возможного достижения цели, предпочитают экстремальные задачи по принципу «пан или пропал».

По мнению многих авторов , одной из лучших процессуальных теорий признана комплексная модель Портера-Лоулера, увязывающая затраченные усилия (через способности, характер, осознание своей роли) с результатами работы путем внутреннего и внешнего вознаграждения (рисунок 1.2.). Вознаграждение при этом изучается с двух позиций: его ценности для данного работника и вероятности его прямой связи с усилиями. Ощущение справедливости вознаграждения сказывается на степени удовлетворения от него и оценке его ценности.

Процессуальные теории мотивации труда - student2.ru

Рисунок 1.2.

Модель Портера-Лоулера

Таким образом, теория Портера-Лоулера объединяет элементы теории ожидания и теории справедливости. Опытные данные подтверждают точку зрения о том, что высокая результативность служит причиной полного удовлетворения, а не следствием его. Поэтому модель Портера-Лоулера внесла огромный вклад в понимание трудовой мотивации. Она показала, что мотивация не является простым элементом в цепи причинно-следственных связей, а также важность объединения таких понятий, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие в рамках единой системы .

Процессуальные теории мотивации направлены на формирование такого трудового поведения сотрудников, которое обеспечивает эффективность его трудовой деятельности. Эти теории мотивации более универсальны по сравнению с содержательными, но не учитывают весь спектр потребностей человека.

1.4. Развитие сотрудников как инструмент мотивации Очевидно, что для поддержания внутренних стимулов сотрудника необходимо организовывать определенные виды перемещений и карьерных передвижений. Важным условием целенаправленного развития внутреннего потенциала сотрудника и эффективного использования его потенциала является планирование карьеры. Планирование карьеры — одно из направлений кадровой работы в организации, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продвижения специалистов. Следует сопоставлять потенциальные возможности, способности и цели сотрудника с требованиями организации, стратегией и планами ее развития, выражающийся в составлении программы профессионального и должностного роста. Карьерное стимулирование позволит задействовать внутренний потенциал сотрудников объединяя в себе целый комплекс мер стимулирования эффективного труда и развития профессионального потенциала сотрудников. Профессиональная карьера может идти по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности). Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движениячеловека в организации. Она может идти по линии:- вертикальной карьеры — должностной рост;- горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;- центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центрууправления, все более глубокое включение в процессы принятия решений. Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Таким образом, хорошо сформулированные усилия по развитию системы управления карьерой на предприятии могут помочь работникам в определении их собственных потребностей к продвижению, дать информацию о подходящих возможностях карьеры внутри предприятия и сочетать потребности и цели работника с целями организации. Если попытаться графически изобразить карьеру, то это бу­дет так называемая «линия карьеры». Карьера в данном случае будет представлена в виде графика или схемы в заданной систе­ме координат с указанием занимаемых статусных ступеней и вре­менных интервалов по их достижению. Многообразие вариантов карьеры как процесса перехода со сту­пени на ступень получается за счет сочетания четырех основных моделей, условно называемых «трамплин», «лестница», «змея» и «перепутье».

Модель «трамплин».Среди руководителей и специалистов ши­роко распространена карьера «трамплин». Жизненный путь ра­ботника состоит из длительного подъема по служебной лестни­це, сопровождающегося постепенным ростом его потенциала, знаний и опыта. Соответственно, занимаемые должности меня­ются на более сложные и лучше оплачиваемые. На определен­ном этапе работник занимает высшую для него должность и ста­рается удержаться в ней в течение длительного времени. В конце трудовой жизни происходит «прыжок с трамплина» на пенсию. Модель карьеры «трамплин» для линейного руководителя пока­зана на рис. 3.1. Карьера «трамплин» наиболее характерна для ру­ководителей периода застоя в экономике, когда многие должно­сти в центральных органах и на предприятиях одни люди зани­мали по 20 — 25 лет. Также данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой особых жизненных це­лей, связанных с продвижением по службе. В силу ряда причин: личных интересов, невысокой загрузки, хорошего трудового кол­лектива, приобретенной квалификации, других жизненных инте­ресов, работников вполне устраивает занимаемая должность, и они готовы оставаться в ней до ухода на долгожданную пенсию. Таким образом карьера «трамплин» может быть вполне приемле­мой в условиях рыночной экономики для большой группы специ­алистов и служащих.

Процессуальные теории мотивации труда - student2.ru

Рис. 3.1, Модель карьеры «трамплин»

Модель «лестница».Модель карьеры «лестница» предусматри­вает, что каждая ступенька служебной карьеры представляет со­бой определенную должность, которую работник занимает фик­сированное время, например не более 5 лет. Такого срока доста­точно для того, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист подни­мается по служебной лестнице (рис. 3.2). Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней сту­пеньки служебной карьеры работник достигнет в период максимального потенциала, когда накоплен большой опыт и приобре­тены высокая квалификация, широта кругозора, профессиональ­ные знания и умения, а здоровье еще не утрачено. Психологиче­ски эта модель так же неудобна для первых руководителей из-за их нежелания уходить с «первых ролей», как и предыдущая. По­этому ее должен поддерживать вышестоящий орган управления (совет директоров, правление) с гуманных позиций сохранения здоровья и работоспособности работника.

После занятия верхней должности начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы, не требующей принятия сложных решений в экстремаль­ных ситуациях, руководства большим коллективом. Чаще всего бывший руководитель и специалист может быть задействован в качестве консультанта, советника и т.п.

Процессуальные теории мотивации труда - student2.ru

Рис. 3.2. Модель карьеры «лестница»

Модель «змея».Модель карьеры «змея» пригодна для руково­дителя и специалиста. Она предусматривает горизонтально-верти­кальное перемещение работника с одной должности на другую, причем каждую из них он занимает непродолжительное время (1 — 2 года). Модель карьеры «змея» для линейного руководителя пока­зана на рис. 3.3. Например, мастер после обучения в школе менед­жеров работает последовательно диспетчером, технологом и эко­номистом, а затем назначается на должность начальника цеха. Это дает возможность линейному руководителю более глубоко изу­чить конкретные функции управления, которые ему пригодятся на вышестоящей должности.

Процессуальные теории мотивации труда - student2.ru

Рис. 3.3. Модель карьеры «змея»

Прежде чемстать директором предприятия, руководитель в течение 6 — 9 лет работает заместителем директора (по кадрам, коммерции, экономике и т.д.) и всесторонне изучает важные участки деятельности. Главное преимущество данной модели заключается в возможности удовлетворения потребности челове­ка в познании интересующих его функций управления в конк­ретной организации и приобретении соответствующих навыков и знаний, включая знания о проблемных местах. Организаци­онно это предполагает постоянное перемещение кадров в ап­парате управления, наличие четкой системы назначения и пе­ремещения и детальное изучение социально-психологического климата в коллективе. На рисунке видно и обратное движение (понижение). При несоблюдении ротации кадров карьера «змея» теряет значимость и может иметь негативные последствия, так как часть работников с преобладанием темперамента меланхо­лика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно. Ранее такая система использовалась многими предпринимателями как форма профессиональной подготовки преемников (сыновей) для передачи им семейного дела.

Процессуальные теории мотивации труда - student2.ru

Рис. 3.4. Модель карьеры «перепутье»

Модель «перепутье».Модель карьеры «перепутье» предпола­гает по истечении определенного фиксированного или пере­менного срока работы прохождение руководителем или специ­алистом комплексной оценки (аттестации), по результатам ко­торой принимается решение о повышении, перемещении или понижении в должности (рис. 3.4). Эта карьера может быть ре­комендована для совместных предприятий и зарубежных фирм, применяющих трудовой договор только в форме срочного кон­тракта. По своей философии это американская модель карьеры, ориентированная на индивидуализм человека и изначальное ограничение полезного срока его использования в конкретной организации.

Наши рекомендации