Шкала темпераментов по Шелдону
Висцеротоник (пикник) | Соматотоник (атлетик) | Церебротоник (астеник) |
Расслабленность в осанке и движениях | Уверенность в осанке и движениях | Сдержанность манер и чепорность движений |
Любовь к физическому комфорту | Любовь к физическим нагрузкам | Чрезмерная физиологическая активность |
Замедленные реакции | Энергичность | Повышенная скорость реакций |
Любовь к пище | Потребность в движениях и удовольствие от них | Склонность к интимности |
Удовольствие от пищеварения | Склонность к риску | Скрытость чувств, контроль над эмоциями |
Социофилия (любовь к обществу и общению) | Храбрость в бою | Социофобия (боязнь общества и общения) |
Приветливость со всеми | Агрессивность в соревновании | Затруднения в установлении социальных контактов |
Жажда любви и одобрения | Психологическая нечувствительность | Трудность приобретения новых привычек |
Стабильность эмоциональных проявлений | Отсутствие жалости и такта | Неумение предвидеть отношение людей к себе |
Терпимость | Громкий голос | Тихий голос, боязнь вызвать шум |
Безмятежная удовлетворенность | Спартанское безразличие к боли | Чрезмерная чувствительность к боли |
Глубокий сон | Любовь к шумным играм | Недостаточный сон, хроническая усталость |
Бесхарактерность | Внешний вид соответствуе более пожилому взрасту | Юношеская живость манер и внешнего облика |
Общительноть и расслабленность в состоянии опьянения | Агрессивность и самодовольство в состоянии опьянения | Устойчивость к действию алкоголя и других депрессантов |
Потребность в людях в тяжелую минуту | Потребность в деятельности в тяжелую минуту | Потребность в уединении в тяжелую минуту |
Ориентация на детей и семью | Ориентация на юношеские цели и занятия | Ориентация на занятия пожилого возроста |
(См: Мейли Р. Структура личности // Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. М., 1975. - Гл. 3. - С. 208-209)
Имея развитую наблюдательность и некоторые психологические познания, а также опираясь на типологию, сложившуюся в течение жизни, мы нередко говорим, глядя на плотного, приземистого человека с короткой шеей и круглым лицом: он, должно быть, очень добродушен, любит полежать на мягком диване, приветлив и склонен к галантному обхождению, гурман, любит поесть и хорошо спит. Как правило, эти прогнозы оказываются верными.
Экспрессивные движения служат хорошими подсказками, ориентирами для понимания и интерпретации поведения; они не только облегчают взаимодействие и взаимопонимание, но и могут быть сознательно смоделированы.
Обильная жестикуляция характерна для холериков и активных людей (рис. 17.4). Кроме того, она украшает актеров и свидетельствует о мастерстве воплощения и перевоплощения (рис. 17.1).
Посмотрите на известных людей (М. Горбачев, Н. Травкин, А. Собчак): все трое подняли указательный палец левой руки. Интересно, что они говорили в этот момент, ведь этот жест означает желание что-то скрыть (рис. 17.2)?
Человек сидит, схватившись за голову, посреди хаоса несобранных вещей, и мы понимаем его отчаяние (рис. 17.3).
Существует мнение, что каждый человек имеет одну-две экспрессивные черты, которые обнаруживают его истинную натуру (человека).
Рис. 17.1. А. Райкин
Есть типичные жесты и жесты, распространенные в конкретной культуре.
Что же, кроме интуиции, наблюдательности, умения интерпретировать наблюдаемое и использовать «подсказки», обеспечивает проницательность и безошибочность в трактовке поведения и личности человека, с которым мы вступаем в контакт?
Проницательность
Свойства личности, необходимые для того, чтобы разбираться в людях и хорошо понимать их, известны. Каждый из нас в первую очередь назовет наблюдательность и проницательность.
Проницательность определяет степень и быстроту проникновения во внутренний мир другого человека, основанные на интуиции, знании человеческой природы и психологии, жизненной мудрости, которые позволяют мгновенно оценивать ситуацию и суть происходящего, прогнозировать ближайшие последствия и развитие межличностных ситуаций, во многом предвидеть ход индивидуальной судьбы. Проницательность чаще относится к единичным актам восприятия и конкретному взаимодействию с человеком или группой.
Интуиция и наблюдательность как фундамент проницательности зиждутся, прежде всего (но не только) на умении схватывать нюансы визуально наблюдаемого вербального и невербального поведения и интерпретации этих элементов, протекающей часто на подсознательном либо полуосознанном уровне. Многое может подсказать изменившийся почерк, новый запах, опоздание и другие нетипичные для человека проявления.
К продолжительному взаимодействию более приложима категория «умение понимать людей и взаимодействовать с ними», то есть социальный интеллект.
Свойства, необходимые проницательному человеку, охарактеризовал еще в 1937 году американский психолог, известный специалист по проблемам личности Гордон Оллпорт (Allport, 1937).*
* Более подробно об этом можно прочитать: Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге. – СПб., 1996. – С. 6-7 (Каталог. Часть III.).
Рис. 17.2. М. Горбачев, Н. Травкин, А. Собчак
Рис. 17.3.Поза отчаяния
Рис. 17.4. Л. М. Веккер, известный психолог, обычно сопровождает свою выразительную речь обильной жестикуляцией
Перечислим эти черты:
1. Опыт, под которым понимается зрелость. Жизненный, а не простой житейский, опыт есть следствие хорошо обдуманного на протяжении многих лет результата и характера взаимодействия с разными людьми, который складывается на основе как умозаключений, так и интуитивного прозрения и проницательности.
2. Подобие, сходство. Это особый случай опыта, который подсказывает, что чем больше человек похож на тебя (по возрасту, полу, профессии, склонностям и т. д.), тем больше общих черт у вас найдется, что, в конечном счете, и помогает более точным оценкам.
3. Интеллект, Он особенно помогает в оценке незнакомых людей, когда предубеждения еще не мешают видеть людей такими, какие они есть. Именно интеллект помогает в уяснении связей между тем, что человек делал и говорил вчера и сегодня, между мимикой, экспрессией и степенью искренности, между характером и судьбой.
4. Понимание себя является необходимым условием понимания других. Ошибки и заблуждения относительно себя переносятся на других людей и часто выступают психологическими барьерами между людьми.
5. Отрешенность. У тех, кто много болеет, предается уединению, находится больше времени для размышления над сложностью человеческой природы; они умеют отрешиться от ненужных деталей, связующих чувств, посмотреть на вещи и события со стороны, подойти к новому человеку непредвзято.
6. Сложность. Г. Оллпорт подчеркивает, что люди не могут понять тех, кто их намного сложнее и тоньше. Он замечает, что особенно такое преимущество должно быть у психиатра (и, конечно, психолога). «Прямолинейный ум не питает сочувствия к волнениям ума культурного и разносторонне развитого... Две души обитали в груди у Фауста, и только одна у его помощника Вагнера; и именно Фауст оказался способным в конце концов постигнуть значение человеческой жизни» (Макшанов, Хрящева, Сидоренко, 1986).
7. Эстетические склонности. Человек с эстетическими склонностями и соответствующим складом ума ищет во всем гармонию, и это способствует искусству его оценки.
8. Социальный интеллект. Особенно важен этот дар для тех, кто непосредственно взаимодействует с людьми. Тот, кто опирается в большей степени на свое воображение (писатель, художник), может им и не обладать.
«Социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Вместе с тем социальный интеллект имеет, отношение скорее к поведению, чем к оперированию понятиями: его продукт социальное приспособление, а не глубина понимания» (Allport, 1937, с. 516)