История изучения, сущность понятия социализации

В гуманитарные науки о человеке термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т.п. Автором термина применительно к человеку является американский социолог Ф.Г. Гиддингс. В 1887 году в книге «Теория социализации» он употребил его в значении, близком к современному – «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни». По мнению отечественного ученого Л.Г. Почебут (2010), понятие социализации ввел французский социолог Г. Тард (1843–1904).

Французский социолог Э. Дюркгейм, одним из первых обративший внимание на проблему социализации (последняя треть XIX века), подчеркивал, что любое общество стремится сформировать человека в соответствии с имеющимися у него некими универсальными моральными, интеллектуальными и даже физическими идеалами. Содержание этих идеалов значительно отличается в зависимости от исторических традиций, особенностей развития, социального и политического строя общества, но в то же время в современных условиях социализация имеет много характеристик, общих или более-менее сходных для различных обществ.

Универсальная задача социализации, по мнению американского социолога Т. Парсонса (1902–1979), – сформировать у вступающих в общество «новичков» чувства как минимум лояльности и как максимум преданности по отношению к социальной системе. Соответственно процесс социализации в различных обществах, сохраняя специфику, приобретает ряд универсальных черт, что связано с глобальными общемировыми тенденциями.

Проблема социализации была поставлена в науке в конце XIX века, но интенсивно изучаться она стала, начиная с 30-х годов прошлого века. К середине XX века социализация превратилась в самостоятельную междисциплинарную область исследований, а к началу 70-х годов XX века – в популярнейшую проблему человеко- и обществознания, хотя обращение к проблематике социализации началось задолго до широкого распространения соответствующего термина. До оформления теории социализации в самостоятельную научную область исследования шли в рамках других, традиционных проблем человекознания (о задачах воспитания, проблемы формирования и развития личности и общества, межпоколенной трансмиссии культуры и др.).

В социальную психологию понятие было введено в середине XX века. Социальная психология выявляет социализирующие функции непосредственного окружения человека: особенности различных общностей и их субкультур; межличностные отношения сверстников одного и разных полов, представителей разных поколений и этнических групп; внутригрупповые и межгрупповые взаимодействия и отношения.

Люди в процессе социального взаимодействия развивают свои психические свойства и способности, которые необходимы им для жизни в обществе. Человек может считаться зрелым не тогда, когда он достиг определенного возраста, а тогда, когда может участвовать в жизни своего социального окружения благодаря умению брать на себя ответственность и контролировать свои поступки согласно конвенциальным нормам. Это умение приобретается в процессе социализации. Основные направления социализации соответствуют сферам жизнедеятельности человека: поведенческой, эмоционально-чувственной, познавательной, бытовой, морально-нравственной, межличностной. Люди в процессе социализации обучаются тому, как вести себя сообразно социальной ситуации.

Сегодня проблему социализации или ее отдельные аспекты изучают философы, этнографы, социологи, психологи, педагоги, криминологи, представители других наук.

Например, социология рассматривает процессы социализации в макросистеме общества, их соотношение с его социальной структурой, способом производства материальных благ, системой общественных отношений, политическим устройством, общественные и государственные институты социализации.

Психология развития дает материал для изучения социализации, исследуя когнитивные процессы, восприятие, эмоциональные реакции, коммуникативные качества, защитные механизмы, психосексуальное развитие и т.д. на различных этапах жизни человека.

Этнография занимается этнографическим и сравнительным изучением процессов взросления и социализации в различных обществах и культурах, выявляя этнические вариации развития индивидных и личностных характеристик человека, их зависимость от социокультурных факторов, истории общества, эволюции институтов, стиля и средств социализации.

В педагогике социализация рассматривается как процесс взаимодействия индивида с обществом, ведущий к обретению субъектной позиции в системе социальных отношений. В процессе социализации происходит усвоение индивидом определенных ценностей. Постепенно достигается индивидуальный «баланс» ценностных ориентаций и на этой базе формируется система мотивов поведения – направленность личности. При этом складываются различные отношения индивида к принятым в обществе ценностям: позитивное, негативное или индифферентное.

Г.М. Андреева (2012) дает следующее понятие социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны – процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. А.В. Мудрик (2001) считает, что социализация – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. Т.В. Склярова (2004) под социализацией понимает освоение человеком социальных норм и правил поведения, общения и взаимодействия с социумом. Сущность социализации она видит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому принадлежит.

Анализ литературы показывает, что есть и другие определения. Например, социализация (от лат. «socialis» – «общественный») понимается как:

– процесс усвоения определенной системы знаний, норм, ценностей, отношений, способов поведения, позволяющих человеку функционировать в качестве полноправного члена общества, общности, группы;

– намеренное формирование свойств общечеловеческого поведения и определенного типа личности, усвоившей социальный опыт жизни в конкретном обществе, способной активно участвовать в продуктивной деятельности и взаимодействии с другими людьми;

– процесс и результат стихийного взаимодействия человека с ближайшей жизненной средой и условиями целенаправленного воспитания (семейного, религиозного, гражданского, правового и др.);

– процесс общественного решения задач активного приспособления человека к определенным ролям, нормативным установкам и образцам социального проявления.

При рассмотрении сущности социализации подчеркивается, что это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом в группах социального опыта и в свою очередь обогащение этого опыта за счет собственной социальной активности – общения и деятельности в группах.

Анализ многочисленных концепций социализации показывает, что все они тяготеют к одному из двух подходов, расходящихся между собой в понимании роли самого человека в процессе социализации (это разделение достаточно условно).

Первый подход утверждает или предполагает пассивную позицию человека в ходе социализации, саму социализацию рассматривает как процесс его адаптации к обществу, которое формирует каждого своего члена в соответствии с присущей ему культурой. Этот подход может быть назван субъект-объектным (общество–субъект воздействия, а человек – его объект). У истоков этого подхода стояли французский ученый Эмиль Дюркгейм и американский социолог Талкотт Парсонс. Так, например, Т. Парсонс определял социализацию как «интернализацию культуры общества, в котором ребенок родился», как «освоение реквизита ориентаций для удовлетворительного функционирования в роли».

Сторонники второго подхода исходят из того, что человек активно участвует в процессе социализации и не только адаптируется к обществу, но и влияет на свои жизненные обстоятельства и на самого себя. Этот подход можно определить как субъект-субъектный. Его основоположниками можно считать американцев Чарльза Кули (1864–1929) и Джорджа Герберта Мида
(1863–1931).

Основываясь на субъект-субъектном подходе, социализацию можно трактовать как развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии субъекта со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления (адаптации) и обособления человека в условиях конкретного общества.

Приспособление (социальная адаптация) – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человеку с его установками, социальным поведением и т.п. Она характеризуется согласованием самооценок и притязаний человека с его возможностями и с реальностями социальной среды. Таким образом, адаптация – это процесс и результат становления индивида как социального существа.

Обособление – процесс автономизации человека в обществе. Результат этого процесса – потребность человека иметь собственные взгляды и наличие таковых (ценностная автономия), потребность иметь собственные привязанности, выбираемые независимо от окружающих (эмоциональная автономия), потребность самостоятельно решать лично его касающиеся вопросы, способность противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают его самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению (поведенческая автономия). Таким образом, обособление – это процесс и результат становления человеческой индивидуальности.

Следовательно, в процессе социализации заложен внутренний, до конца не разрешимый конфликт между мерой адаптации человека в обществе и степенью обособления его в обществе, т.е. эффективная социализация предполагает определенный баланс адаптации и обособления.

Такое понимание сущности социализации справедливо в рамках субъект-субъектного подхода. В теории субъект-объектного подхода сущность социализации трактуется только как адаптация человека в обществе, как процесс и результат становления индивида в качестве социального существа.

Таким образом, в социальной психологии социализация традиционно рассматривается как процесс вхождения индивида в социальную среду, его становление как личности через социальные влияния, а также приобщение индивида к системе социальных связей и отношений, т.е. превращение человека из биологического существа в полноценного члена общества, в личность, хорошо адаптированную к нему. Социализация – это форма адаптации, в ходе которой он переходит от поведения согласно естественной ориентации к нормам поведения, санкционированным данной социальной группой, которые избирательно (вследствие подкрепления) вводит в свою систему поведения.

Процесс социализации представлен определенной последовательностью. Несоциализированному индивиду свойственно импульсивное поведение, определяемое текущими потребностями и конкретной ситуацией. Но каждый поступок вызывает определенную реакцию окружающих, которая может быть как положительной, так и негативно окрашенной и выступает как подкрепление (похвала, осуждение, наказание). Закономерно наступает следующий этап: прежде чем поступить тем или иным образом, индивид испытывает определенные сомнения, замешательство, пытается предвидеть последствия своих поступков и соотнести их с ожиданиями (экспектациями) окружающих. Многочисленные повторения (подкрепления) закрепляют и делают автоматизмами (стереотипами) многие формы поведения; определенность экспектаций способствует быстрому формированию конвенционального поведения (форма поведения и деятельности социальных субъектов в рамках этических и правовых норм).

Процесс проходит успешнее, если есть советы, поддержка родственников, коллег и других людей, что предстоит почувствовать и пережить, т.к. человек не сразу и не всегда сам может осознать причинно-следственные связи своих поступков и состояний. Так, начинающий употреблять алкоголь может не понимать, что подавленное мрачное настроение вскоре после увеселительной вечеринки – следствие выпитого: организм отреагировал снижением выработки эндоморфина («гормона радости» или «гормона веселья»). Он поступает прямо противоположным образом: стремясь поднять настроение, он снова ищет возможности выпить – круг замыкается, ловушка захлопывается, алкогольная зависимость стремительно нарастает, требуя все чаще и больше алкоголя. Если же было предварительное предостережение, к чему это может привести, это делает состояние узнаваемым и тогда помогает осознанно менять и регулировать поведение посредством самоконтроля.

Самоконтроль – сложная форма поведения, которая включает:

– принятие роли аудитории, т.е. способность реагировать на самого себя как на объект, воспринимать себя как целое, создавать персонификацию других – приписывать другим мотивы, свойства, экспектации – и действовать в соответствии с этими экспектациями;

– формирование ряда «Я»-образов, сохранение «Я-концепции» (персонификация, которая указывает место индивида внутри социальной системы, связана с пониманием ряда прав и обязанностей);

– уточнение собственных планов в соответствии с предлагаемыми реакциями других.

Эффективность самоконтроля измеряется различием между внутренними переживаниями и внешним поведением.

Успешность социализации проявляется в типе адаптации личности, который предопределяется отношением к своим импульсам. По типу адаптации выделяются три типа личности:

социализированный – обладает умением сдерживать импульсы, проявлять самостоятельность, дисциплинированность, самоконтроль, соответствующий конвенциональным нормам, т.е. самая сложная форма поведения – жизнь в соответствии с собственными обязанностями (то, за что взял ответственность);

манипулятивный – свойственно воздействие на объект с целью изменить его под себя, изменить мир соответственно своим интересам;

пассивный – характерно самооправдание и снисхождение к своим импульсам, зависимость от обстоятельств и окружения.

В социальной психологии традиционно выделяются три сферы, в которых реализуется процесс социализации: деятельность, общение, самопознание.

В плане деятельности социализация означает включение человека в различные виды социальной деятельности и их освоение. Данный аспект социализации хорошо представлен в теории деятельности А.Н. Леонтьева в работе «Деятельность. Сознание. Личность» (2005).

С точки зрения общения социализация представляет собой формирование компетентности в общении или развитие коммуникативных способностей человека, позволяющих ему хорошо понимать людей и умело взаимодействовать с ними. Важная сторона этой области социализации – включение человека в различные социальные группы.

Самопознание как аспект социализации – это становление образа «Я» человека, или его «Я»-концепция.

Этапы и виды социализации

Наряду со сферами социализации выделяются ее стадии. До 60-х годов XX века, говоря о социализации, почти все ученые имели в виду развитие человека в детстве, отрочестве, юности. Лишь в последние десятилетия детство перестало быть единственным фокусом интереса исследователей, а изучение социализации распространилось на взрослость и даже старость.

В настоящее время существуют разные подходы к периодизации стадий или этапов социализации. Один из подходов к решению данного вопроса заключается в выделении основных сфер в жизни общества и соответствующих им процессов освоения человеком тех видов деятельности, через которые он включается в эти сферы. Например, освоение человеком трудовой деятельности содержит следующие стадии: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. Поэтому Г.М. Андреева выделяет три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. На одной стадии оказываются люди, условия жизни и социализации которых существенно различны: в дотрудовой – дошкольники и старшеклассники, в трудовой – двадцати и пятидесятилетние. В современных условиях послетрудовая стадия выделяется весьма условно, т.к. многим людям, достигшим пенсионного возраста, по материальным и другим соображениям приходится продолжать работать. Кроме того, труд пенсионера дома или в быту продолжается и, как правило, является не менее активным, чем в социальных учреждениях.

Данный вопрос пересекается с периодизацией психического развития человека, представленной в психологии развития. Хотя в социальной психологии делается акцент на социальных аспектах отношений человека с людьми и обществом.

Этапы социализации в психолого-педагогической науке считается целесообразным соотносить с возрастной периодизацией жизни человека:

– младенчество (от рождения до года);

– раннее детство (1–3 года);

– дошкольное детство (3–6, 7 лет);

– младший школьный возраст (6, 7–10, 11 лет);

– подростковый (10, 11–15 лет);

– ранний юношеский (15, 16–17 лет);

– юношеский (18–23 года);

– молодость (23–33 года);

– зрелость (34–60 лет);

– пожилой возраст (60–75 лет);

– старость (75–90 лет);

– долгожительство (свыше 90 лет).

Несомненно, главными периодами жизни, в которых происходит социализация человека, являются детство, отрочество, юность. Здесь периодизация возрастного развития в основном совпадает с периодами социализации. Что касается периодов социализации взрослого человека, то в их выделении и понимании среди ученых нет единства.

К основным видам социализации относят:

– полоролевую социализацию индивида (взаимовоспитание и усвоение стиля женского, мужского и сексуального поведения);

– семейно-бытовую социализацию (взаимовоспитание и усвоение нормативов и ценностей поведения в ролях отца-матери, мужа-жены, старшего-младшего в семье, доме);

– профессионально-трудовую социализацию (овладение особым стилем отношения к труду, к своей профессии);

– этносоциализацию (овладение нормативными традициями национального типа поведения);

– субкультурно-групповую социализацию (взаимовоспитание, овладение стилем поведения и ценностями, принятыми в конкретной общности людей: религиозной (например, прихожане церкви), территориальной (например, сельская община), возрастной (например, подростковое объединение), социально-политической (например, партия коммунистов, клуб бизнесменов и т.д.);

– послетрудовую социализацию (освоение проблем и целей при изменении способов поведения с выходом на пенсию);

– ресоциализацию (восстановление типа нормативного поведения в обществе, например, после длительной болезни, после выхода из мест заключения, вынужденной и резкой смены постоянного места жительства (беженцы, переселенцы)).

Среди теорий, представляющих и описывающих процесс социализации в социальной психологии, выделяется социально-когнитивная теория А. Бандуры (1925–1988). В ней подчеркивается способность человека обучаться путем наблюдения за поведением других людей и подражания им. Обучающийся человек имеет дело с когнитивными процессами или способностями, которые наряду со стимулами (подкреплениями) оказывают влияние на процесс его обучения. К когнитивным процессам или способностям относится прогнозирование, ожидание, оценивание и представление. Они опосредуют связи между поведением человека и социальными подкреплениями его действий. Этим социально-когнитивная теория отличается от теории модификации поведения, разработанной Б. Скиннером (1904–1990). Cогласно социально-когнитивной теории общество задает определенные модели поведения, на основе которых человек обучается. Эти модели в основном представляются людям через средства массовой информации: печать, радио, телевидение, телефон и Интернет.

А. Бандура установил, что люди выбирают в качестве объектов для подражания людей своего пола и примерно такого же возраста, как они сами. По его мнению, объектами подражания становятся такие люди, которые успешнее, чем они сами, решают характерные для них проблемы. Кроме того, люди чаще подражают тем, кто занимает более высокое положение, и тем, с кем данный человек непосредственно контактирует. Дети, как правило, сначала подражают взрослым, а затем, взрослея, своим сверстникам, чье поведение приводит к достижению желаемых целей.

Наши рекомендации