Задания по формированию компетенций

Компетенция № 1. Знать и уметь проанализировать основные параметры психического развития человека

Задание 1.1. В первой колонке таблицы дается понятие, во вторую необходимо записать его определение:

Понятие Определение
Предмет возрастной психологии  
Движущие силы развития  
Возраст  
Преформированный тип развития  
Эгоцентризм  
Метод близнецов  
Умственный возраст  
Эпигенетический принцип  
Новообразование развития  
Метод наблюдения  
Биологический возраст  
Интериоризация  
Условия развития  
Психологический возраст  
Лонгитюдное (лонгитюдиальное) исследование  
Периодизация развития  
Формирующий эксперимент  
Возрастные кризисы  
Тестирование  
Зона ближайшего развития  

Задание 1.2. Допишите недостающие понятия:

1. Разделы возрастной психологии:

1) детская психология;

2) психология подростка;

3) психология юности;

4)

5)

2. Разновидности эксперимента:

1) метод близнецов;

2) анкетирование;

3)

4) биографический метод.

3. Отличия метода эксперимента от метода наблюдения:

1) в эксперименте исследователь сам вызывает изучаемое им явление, а наблюдатель не может активно вмешиваться в наблюдаемые ситуации;

2) экспериментатор может варьировать, изменять условия протекания и проявления изучаемого процесса;

3)

4) эксперимент позволяет варьировать также и количественное соотношение условий, допускает математическую обработку полученных в исследовании данных.

4. Виды детерминизма:

1) механистический;

2)

3) психологический;

4) естественнонаучный психологический;

5)

5. Основные термины для описания индивидуального развития человека (онтогенеза) в его целом:

1) время жизни;

2) жизненный цикл;

3)

6. Виды возраста человека:

1)

2) биологический возраст;

3)

4) психологический возраст;

5) субъективный возраст.

Задание 1.3. Установите соответствие и дайте правильные определения понятиям:

Понятие Определение
Детерминизм индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни
Филогенез теория развития, согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направлении, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе
Ортогенез развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком
Онтогенез закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов

Компетенция № 2. Знать концепции периодизации развития в онтогенезе

Задание 2.1. Восстановите правильную последовательность стадий психологического развития по З. Фрейду: анальная, оральная, генитальная, латентная, фаллическая:

Задание 2.2. В первой колонке таблицы приводится название теорий и подходов возрастной психологии, во второй – фамилии авторов. Необходимо установить соответствие и правильно назвать авторов:

Теория и подход возрастной психологии Автор
Теория рекапитуляции З. Фрейд
Теория трех ступеней развития Л.С. Выготский
Теория конвергенции двух факторов С. Холл
Нормативный подход Дж. Уотсон, Э. Торндайк
Теория научения А. Гезелл, Л. Термен
Психоанализ В. Штерн
Культурно-историческая теория происхождения высших психических функций А.Н. Леонтьев
Деятельностный подход К. Бюлер

Задание 2.3. Допишите недостающие положения:

1. Законы психического развития, сформулированные Л.С. Выготским:

1) закон сложной организации возрастного развития во времени;

2)

3) закон неравномерности возрастного развития.

2. Отличительные признаки высших психических функций:

1) опосредованность;

2)

3)

4)

5) системность.

3. Основные понятия теории психического развития, обоснованной А. Валлоном:

1) эмоции;

2)

3) подражание;

4)

4. Фазы развития интеллекта ребенка, по Ж. Пиаже:

1) сенсомоторные структуры;

2)

3) структуры формальных операций.

5. Психологические критерии периода развития, по Д.Б. Эльконину:

1) социальная ситуация развития

2) основной тип деятельности в этот период

3)

Задание 2.4. Восстановите правильную последовательность стадий жизненного пути личности, по Э. Эриксону: раннее детство, младенчество, молодость, школьный возраст, дошкольный возраст, отрочество и юность, старость, зрелость:

Компетенция № 3. Учитывать закономерности протекания того или иного возраста и социально-возрастных кризисов развития при работе с людьми

Задание 3.1. Практические задания для анализа собственных жизненных целей:

1. В течение 3 мин. ответьте на вопрос: “Каковы мои жизненные цели?”.

2. В течение 3 мин. напишите ответ на вопрос: “Что я хочу достигнуть в ближайшие
3 года?”.

3. В течение 5 мин. ответьте: “Как и что я стал бы делать, если бы узнал, что мне осталось жить только шесть месяцев по причине неизлечимой болезни?”.

4. Внимательно прочтите все написанное ранее и выберите три самые главные и важные для вас цели.

5. Оцените, пытаетесь ли вы реально достичь этих целей и насколько успешно (неуспешно) это удается?

6. Оцените, часто ли вы серьезно задумываетесь о своих жизненных целях самостоятельно.

7. Вспомните и нарисуйте, каким вы были в детстве (4–5–6 лет), наиболее запомнившийся эпизод детства.

8. Нарисуйте, какой вы сейчас, ваш типичный жизненный эпизод в настоящее время.

9. Нарисуйте, что ждет вас в будущем, каким вы будете.

10. Вспомните и опишите те жизненные события, которые повлияли на вас или даже изменили вашу жизнь, судьбу.

11. Проведите анкетирование для изучения изменения ценностных ориентаций:

1) если вам предложили в пяти словах изложить свое понимание личного счастья, то какие из приведенных ниже ответов вы используете? Укажите цифрой 1 самое важное для вас, цифрой 2 – чуть менее важное и т.д. до 5. А как бы на этот вопрос вы ответили 10 лет назад (укажите
3–5 значимых для вас факторов счастья 10 лет назад).

Факторы счастья:

– активная деятельная жизнь;

– интересная работа;

– материально обеспеченная жизнь;

– наличие верных друзей;

– счастливая семейная жизнь;

– жизнь, полная удовольствий, развлечений;

– свобода, независимость;

– расширение своего образования, кругозора;

– мирная обстановка в стране;

– чистая совесть, честная жизнь;

– общественная активность;

– комфорт, покой;

– здоровье;

– любовь;

– наличие детей;

– достижение власти;

– уважение окружающих;

– творчество;

– равенство для всех;

– искусство,

– деньги любыми способами,

– успех в карьере;

– общение с людьми;

– вера;

– что-то другое…

2) Представьте себе, что перед вами лестница жизни, вершина лестницы 10 (самая хорошая для вас жизнь), внизу 0 – самая плохая ступень лестницы жизни. На какой ступени вы:
а) находились 5 лет назад; б) находитесь сейчас; в) будете находиться через 5 лет.

ГЛОССАРИЙ

№ п/п Новое понятие Содержание
Антропогенез развитие человечества во всех его аспектах, в том числе и культурном, часть филогенеза, начинающаяся с возник-новением Homo sapiens и завершающаяся сегодняшним днем
Биографический метод способ исследования, диагностики, коррекции и проекти-рования жизненного пути личности
Биологический возраст (биологическое понятие) время, прошедшее (прожитое) для конкретного организма с момента рождения
Брунер Джером один из ведущих западных специалистов по проблеме интеграции культуры и образования, психолог и педагог
Ведущая деятельность вид деятельности, в которой возникают и дифференцируются другие виды деятельности, перестраиваются основные психические процессы и происходят изменения психологических особенностей личности на данной стадии ее развития
Возраст объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная стадия развития индивида в онтогенезе
Возрастные кризисы особые, относительно непродолжительные по времени (до года) периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями
Генеративность желание человека повлиять на следующее поколение через собственных детей, через практический или теоретический вклад в развитие общества
Движущие силы развития факторы, которые определяют поступательное движение развития человека, являются его причинами, направляют его, содержат в себе энергетические и побудительные источники развития
Детерминизм (в психологии) закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов
Деятельностный детерминизм зависимость развития психики от предметных действий
Естественнонаучный психологический детерминизм обусловленность поведения психической деятельностью, совершающейся объективно подобно рефлексу
Жизненный путь история индивидуального развития личности
Закон развития высших психических функций первоначально высшие психические функции возникают как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии становятся внутренними индивидуальными функциями самого человека
Зона ближайшего развития расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития
Интериоризация формирование внутренних структур человеческой психики благодаря усвоению структур внешней социальной деятельности
Констатирующий эксперимент выявление определенных психологических особенностей и уровней развития соответствующего психического качества или свойства
Лонгитюдное (лонгитюдиальное) исследование изучение развития одного и того же испытуемого длительное время
№ п/п Новое понятие Содержание
Метод близнецов изучение сходства и различия между гомозиготными и гетерозиготными близнецами, которое дает важный научный материал для понимания роли наследственности и среды в формировании развития психики и личности человека
Метод эксперимента активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется искомый психологический факт
Микрогенез актуальный генез, наиболее короткая временная дистанция, охватывающая «возрастной» период, в течение которого протекают краткосрочные психические процессы, а также развернутые последовательности действий (например, поведение испытуемого при решении творческих задач)
Наблюдение преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения
Научение в бихевиоризме процесс и результат приобретения индивидуального опыта на основе законов упражнения, готовности, смежности во времени и подкрепления
Новообразование развития (по Л.С. Выготскому) качественно новый тип личности и взаимодействия человека с действительностью, отсутствующий как целое на предыдущих этапах его развития
Обучение процесс целенаправленной передачи общественно-историче-ского опыта; организация формирования знаний, умений, навыков
Онтогенез индивидуальное развитие человека, которое начинается с момента зачатия и завершается концом жизни
Ортогенез теория развития живой природы, согласно которой эволюция живой природы происходит в строго определенном направле-нии, подчиняясь принципу изначальной целесообразности в природе
Периодизация психического развития выделение в целостном жизненном цикле человека последо-вательности стадий (периодов) психического развития
Предмет возрастной психологии законы, закономерности, тенденции изменения психики, личности, поведения и жизнедеятельности человека в течение его жизни
Преформированный тип развития тип, когда в самом начале развития заданы, закреплены, зафиксированы как те стадии, которые явление (организм) пройдет, так и тот конечный результат, который явление достигнет
Психологический возраст возраст, определяемый путем соотнесения уровня пси-хического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующими нормативными среднестатис-тическими показателями
Развитие психики закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях
Социальная ситуация развития (по Л.С. Выготскому) складывающееся к началу каждого нового этапа своеоб-разное, специфическое для данного возраста, исключи-тельное, единственное и неповторимое отношение между человеком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной
Социальный возраст возраст, измеряемый путем соотнесения уровня социального развития человека (например, овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников
№ п/п Новое понятие Содержание
Субъективный возраст возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспри-нимаемой степени самореализации личности
Теория рекапитуляции теория развития, согласно которой ребенок в своем индивидуальном развитии повторяет вкратце главные этапы истории всего человеческого рода
Тестирование краткое, стандартизированное, обычно ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления в сравниваемых величинах индивидуальных различий
Умственный возраст число, получаемое в итоге математической обработки результатов выполнения испытуемым тестовых заданий
Условия развития внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые, не выступая в качестве движущих сил развития, влияют на него, направляя ход развития, формируя его динамику и определяя источники развития
Филогенез развитие вида, предельная временная дистанция, включающая возникновение жизни, зарождение видов, их изменение, дифференциацию и преемственность, т.е. всю биологическую эволюцию, начиная с простейших и завершая человеком
Формирующий эксперимент целенаправленные воздействия на испытуемого с целью создания, выработки определенных качеств, умений
Хронологический возраст возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни
Эгоцентризм неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации
Эпигенетический принцип все, что растет и развивается, имеет общий план, исходя из которого развиваются отдельные части, причем каждая из них имеет наиболее благоприятный период для преиму-щественного развития

Рабочий учебник в соответствии с балансовым методом проектирования образовательных программ содержит:

44 – приведенных понятия;

3 – дифференциальные компетенции, выраженные в умениях.

Наши рекомендации