Диагностика реактивности студентов путем полевого включенного наблюдения

МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 2.

Наблюдение издавна использовалось в качестве метода оценки психических свойств индивида. Непосредственное наблюдение за теми или иными формами активности человека в обычной для него обста­новке (семья, место работы, отдыха) - распространенный метод диагностики его личностных особенностей, характера и темперамен­та. Попытки связать особенности темперамента с теми или иными внешними критериями (внешними по отношению к проявлению свойств темперамента в поведении) предпринимались неоднократно. Сам термин «темперамент» означает «смешение чего-то в правильных пропорциях» и восходит к учению Гиппократа, который в V в. до н.э. уяснял особенности темперамента соотношением в организме человека разных «соков», или жидкостей. Во II в. н.э. врач Гален описал 9 гуморальных типов темперамента, из которых 4 получили наибольшую известность и вошли в обыденные описания индивидуальных свойств человека. Это сангвиник, характеризующийся преобладанием в жидкостях организма крови, холерик - преобладанием желчи, ме­ланхолик - преобладанием «черной желчи» и флегматик - преобла­данием слизи, флегмы. Литературные портреты соответствующих ти­пов темперамента дал Стендаль. Описание формально-динамических свойств поведения наряду с чертами характера и личностными свой­ствами включил в описания этих типов И. Кант. Заданный в типологии Канта оценочный подход, предполагав­ший указание плохих и хороших свойств темперамента, преодолевал­ся исследователями, показавшими связь свойств темперамента как индивидуальных предпосылок с особенностями формирования его поведенческих проявлений в индивидуально-стилевой регуляции, или в стиле деятельности.

В 20-40-х годах XX в. Э. Крэчмер, работавший в клинике для душев­нобольных, создал конституциональную типологию темперамента. Он обратил внимание на то, что больные со сходными заболеваниями имеют и схожее телосложение. В этот же довоенный период сложилась осно­ванная на наблюдениях за здоровыми людьми типология У. Шелдона, который эмпирически выводил сами типы (как результаты поисков свя­зей между многочисленными антропометрическими измерениями).

Выделение типов телосложения и количественная оценка их ком­понентов для отдельных индивидов в сочетании с количественнымиоценками личностных черт была положена в основу предложенного Шелдоном подхода к изучению типов темперамента, а также тех пер­сональных свойств индивида, которые относятся к темпераменту.

В отечественной физиологии высшей нервной деятельности И. П. Павловым были выделены типы нервной системы, или типы выс­шей нервной деятельности, рассмотренные в этой школе в качестве основ индивидуальных различий между субъектами (животными и людьми). В данном случае уже не непосредственно наблюдаемые пара­метры, а получаемые в лабораторных условиях показатели силы воз­буждения и торможения, уравновешенности или неуравновешенности а также подвижности-инертности нервных процессов складыва­лись в комбинации, получившие названия по аналогии с указанными Галеном типами.

В дальнейшем рядом авторов были осуществлены попытки изучения типов темперамента при соотнесении результатов опросников и внешнего наблюдения. Использование внешнего наблюдения легло, в частности, в основу системы наблюдения за студентами, приводимой Я. Стреляу, с которой и предлагается ознакомиться в данном задании. По результатам применения методик наблюдения реконструируется такое психологическое свойство, как реактивность. Это свойство про­является в поведенческих характеристиках, в формах целенаправлен­ной активности субъекта, но понимается Стреляу как детерминиро­ванное свойствами темперамента. Реактивность - одна из существен­ных характеристик темперамента человека, во многом определяющая особенности стиля его деятельности, успешности в той или иной ра­боте, общения с людьми и т.д.

Важно отметить, что реактивность - не оценка качеств человека: она не может быть «плохой» или «хорошей», так же как не может служить для оценки личности цвет волос или походка. Темперамент - индивидуальная особенность человека, относимая к уровню индивид­ных свойств. Это вторичные индивидные свойства в схеме «интеграль­ной индивидуальности» по В. С. Мерлину, учитывать которую необхо­димо для организации успешной его деятельности. В частности, в пе­дагогической, воспитательной работе с детьми разного темперамента следует подходить не одинаково. Поэтому оценка темперамента явля­ется важной задачей психолога-исследователя и психолога-практика, воспитателя, организатора.

Личность рассматривается как один из высших уровней интеграль­ной индивидуальности. Это уровень свойств, следующих за уровнем индивидных свойств, а также подчиняющих себе его регуляцию. Функ­ция интегральной индивидуальности и заключается в поддержании ус­тойчивого динамического равновесия между разными уровнями.

Понятие темперамента связано с оценкой динамических свойств в индивидной (по уровню) регуляции поведения. Стреляу продолжает ту линию исследований, которые рассматривают в качестве физиоло­гических основ темперамента общий тип нервной системы. Как ука­зывал Мерлин в «Очерках теории темперамента» (1964), психологи­ческая характеристика темперамента находится в прямой зависимости от понимания взаимоотношений физиологических процессов в коре и подкорке и связи их с общим типом нервной системы. По мнению других авторов, динамические свойства психологической деятельности - свойства темперамента - проявляются в первую очередь в эмоциональной возбудимости и волевой сфере. Общее для разных трактовок понятия темперамента - это критерий динамических особенностей способов организации поведения, отличный от содер­жательных, предметно-смысловых характеристик действий субъекта.

Динамические и содержательные аспекты деятельности неразрыв­но связаны, но их можно различить с помощью специального анали­за способов осуществления действий.Схема наблюдения позволяет ука­зать те ситуации и формы поведения в них, которые и необходимо анализировать для установления свойств темперамента.

В современных исследованиях наряду с изучением свойств не­рвной системы и определением типологии индивидуальных различий по экспериментально выделяемым показателям (условно-рефлекторным процессам) представлены обоснования и внешних, поведенческих пока­зателей свойств темперамента. Одним из направлений, связывающих внешние способы и формы организации деятельности, со свойства­ми темперамента, является подход польского психолога Я. Стреляу.

Им выделены два основных свойства, потенциально наблюдае­мые при выполнении человеком той или иной деятельности: реак­тивность иактивность поведения. Реактивность проявляется в осо­бенностях реагирования субъекта на актуальный побудительный сти­мул или в целом на ситуацию. Реактивность индивида считается тем более высокой, чем слабее раздражитель, способный вызвать у него ответную реакцию. Активность в рамках этой концепции - индивид­ное свойство, характеризующее человека с точки зрения интенсив­ности, продолжительности, частоты выполняемой деятельности лю­бого рода. В отличие от реактивности, актив­ность не связана с внешней ситуацией, ее побудительные факторы полагаются во внутреннюю сферу регуляции психического. Можно сказать, что такой подход трактует деятельность человека упрощен­но. В теориях деятельности, развиваемых в отечественной психологии (концепции А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна), активность полагается на другой уровень - собственно личностной регуляции деятель­ности. Активность характеризует основные единицы жизнедеятельности субъекта как личности.

Автор рассматриваемой позиции ограничивает выделенные свой­ства энергетическим уровнем регуляции поведения, в то время как побудительность того или иного стимула не может рассматриваться вне рамок мотивационной сферы человека. Однако если учесть, что определенные ситуации могут предъявлять повышенные требования к уровню самостоятельной организации способов действий человека, то в этих ситуациях свойства реактивности можно рассматривать как динамические характеристики этих способов действий. В первую очередь это отно­сится к ситуациям, в которых эффективность действий зависит не от закрепленных способов действия (навыков), а требует их активного формирования индивидом, а также к ситуациям, в которых значимость действий сильно повышает их эмоциональную окраску (например, си­туация экзамена). В таких ситуациях специфика именно энергетических динамических характеристик психики индивида обычно слита с пред­метно-содержательными характеристиками в регуляции форм действий субъекта. Поэтому выделение реактивности как свойства темперамен­та оказывается оправданным с точки зрения возможности выделения внешних показателей динамики поведения.

Одним из способов оценки реактивности служит наблюдение за человеком, описание его поведения в подобных «диагностических» ситуациях и последующий анализ записей с помощью заданных шкал оценок. Программа наблюдения в этих случаях связана со шкалой оце­нок: эта шкала детерминирует выбор ситуаций, в которых следует фиксировать характеристики поведения человека, и те его аспекты, которые следует вычленять в зависимости от целей наблюдения.

Использование субъективных оценок как средств квантификации единиц поведения или свойств индивида является основой диагности­ческой методики, применяемой для изучения ряда эмпирически выде­ленных свойств темперамента по Стреляу. Эмпирически выделенные свойства, выступающие в качестве единиц 2-го порядка, диагносциро-вались им по интенсивности конкретных поведенческих проявлений; сами же свойства поведения относились к единицам 1-го порядка.

Выделение единиц наблюдения не обязательно связано с опреде­ленными теоретическими конструктами; единицы, фиксирующие те или иные аспекты проявления индивидуальности, используются как для описания интересующих исследователя свойств индивида, так и в качестве объяснительных схем.

Цель: сопоставить результаты неконтролируемых, несистематических «житейских» наблюдений за человеком с результатами нецеленаправленного систематического наблюдения, а также данные, полученные разными способами отчета наблюдателя: результаты субъективного вынесения оценок на основе сложившихся представлений о человеке и на основе дневниковой записи.

Оборудование: план наблюдения, схема наблюдения, ручка, часы, дневник наблюдения.

Пунктирное описание хода работы.

1. Оформить на листах формата А 4 исходные данные предстоящего исследования (тип работы и название). Четко сформулировать цель и составить план наблюдения, а также обосновать методику полевого наблюдения. Определения реактивности и темперамента должны присутствовать во вводной части работы.

Предложенная схема наблюдения рассчитана на проведение внешнего наблюдения: сту­дент, выполняющий работу в практикуме, будет находиться в ситуа­ции внешнего наблюдателя и выносить количественные суждения, или оценки, свои коллегам.

Используется принцип вынесения оценок по выделенным свойствам (представленным в виде вопросов наблюдателю), что иллюстрирует стан­дартный способ применения количественных оценок к данным наблюдения. Выделенные в качестве ориентиров единицы наблюдения приме­нимы к анализу поведения человека в любых ситуациях и дают пример ориентиров для полевого наблюдения, не ограниченного стандартными ситуациями и конкретными временными интервалами.

Шкала измерения реактивности может служить как для организа­ции процесса наблюдения, так и оформления отчета. Это дает сту­дентам представление об определенном способе фиксации данных наблюдения - ретроспективном отчете, т.е. фиксации данных после проведения наблюдения (после того, как исследователь наблюдал поведение испытуемых в естественных условиях, сам при этом, уча­ствуя в событиях, в которые вовлечены испытуемые). В таких ситуа­циях регистрацию данных наблюдения обычно приходится вести пост­фактум, поскольку (если проводится наблюдение инкогнито) наблю­датель не должен раскрывать себя либо (если испытуемый знает о проведении исследования) не должен своими записями изменять си­туацию.

В данном задании все студенты группы, являясь наблюдателями, имеют определенный объект наблюдения - «своего» испытуемого. Студенты знают, что являются объектами наблюдения, осведомлены о его целях (поскольку сами выполняют то же задание), они должны быть готовы к такой роли, так как умение стать в позицию испытуе­мого - важная сторона профессиональной подготовки психолога. Они должны понять, почувствовать проблемы, которые стоят перед чело­веком, знающим, что его поведение, результаты его деятельности оцениваются психологом-наблюдателем.

2. Выясните у преподавателя имена и фамилии двух студентов вашей группы, которые были выбраны для вашего наблюдения случайно. Подготовьте двумя способами отчеты для каждого наблюдаемого (метод субъек­тивных оценок (шкалирование) и метод временных выборок (временных промежутков) при ведении дневниковых записей).

3. Проведите 6 оценок реактивности в течение всего наблюдения:

- шкала реактивности № 1 (2 штуки, по одной на каждого испытуемого), первое шкалирование реактивности своих испытуемых на основании своего личного опыта общения с ними, т. е. на данных нецеленаправленных, несистематических житейских наблюдений, первый начальный замер еще до организации систематического наблюдения;

- шкала реактивности № 2 (2 шт.), оформляется сразу после организованного двухнедельного наблюдения, но только по впечатлениям, полученным в ходе наблюдения (без непосредственной опоры на данные дневника);

- шкала реактивности № 3 (2 шт.), оценка реактивности делается на основании дневниковых записей.

Каждый поведенческий параметр оценивается по пятибалльной шкале: балл 1 означает полное отсутствие данного качества у челове­ка, балл 5 - максимальную интенсивность проявления, а баллы 2-4 - градации умеренной интенсивности. После проведения шкалирова­ния все баллы суммируются. Полученное число - показатель реак­тивности испытуемого: если оно близко к 45 - минимальная реактивность, если к 20-25 - средняя, если к 9 - высокая. Уровень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает испытуемый.

Наши рекомендации