Протокол включенного наблюдения

Графа 1. «Время консультации»: записывается время консультации, в течение которого психолог производит свои записи (например, 10 минут от начала консультации, 25 минут и Т. п.).

Графа 2. «Поведение клиента»: фиксируются речевые и неречевые особенности в поведении клиента, внешне выраженные свойства его характера, данные о его внутреннем состоянии в начале консульта­ции и на протяжении всего разговора.

Графа 3. «Начало консультации»: характеристика позиции клиента в начале консультации (активная, пассивная), были ли применены активизирующие средства со стороны психолога с целью «запуска» разговора, как клиент включился в беседу.

Графа 4. «Жалоба клиента»: особенности рассказа клиента о своей проблеме (на что и на кого он жалуется, какие аргументы приводит в защиту своего мнения, как описывает свою проблемную ситуацию).

Графа 5. «Объяснения клиента»: интерпретация и оценки клиента, его объяснения, отношение к проблеме, его видение своего собствен­ного места и участия в возникновении и разворачивании проблем­ной ситуации.

Графа 6. «Позиция клиента»: какова позиция клиента по отноше­нию к его проблеме (пассивная, страдательная, позиции смирения, апатии, депрессии или активная, оптимистичная, с выраженным желанием что-то изменить к лучшему, приложить свои усилия).

Графа 7. «Ожидания клиента»: что клиент ждет от психолога и кон­сультации (психологической поддержки, конкретной помощи, сове­тов и рекомендаций, просто разговора по душам и Т. п.).

Графа 8. «Готовность к разговору»: степень доверия и открытости клиента по отношению к разговору, проявление психологических за­щит со стороны клиента.

Графа 9. «Отношение к психологу»:как клиент относится к психо­логу и каким образом это отношение меняется в ходе консультации.

Графа 10. Отношение к советам психолога»: особенности отношения клиента к советами рекомендациям, которые высказывает психолог в конце беседы (активно, с явно выраженным желанием реализовать советы психолога, или пассивное, при отсутствии желания приложить свои силы к изменению собственной проблемной ситуации).

Графа 11. «Прогноз»: психолог записывает свои впечатления по поводу предполагаемого поведения клиента и развития его проблем­ной ситуации.

В психологическом обеспечении педагогического процесса, в по­строении системы индивидуального сопровождения педагога необ­ходимо учитывать его возраст, педагогический стаж и особенности профессионально – педагогической деятельности (Н. В. Клюева, 2000). Эта система (адаптированный вариант) представлена в табл. 9.

Та6пица 9

Система индивидуального сопровождения педагога

Стаж работы Характеристика профессиональной деятельности педагога психологическое сопровождение
1-5 лет Адапгация выпускника среднего или высшего Основные задачи:
  учебного заведения К условиям работы в ОУ. • предупредить в процессе адаптации разо-
  • Знает достаточно много, но мало уыеет. чарования и конфликты;
  • Сосредоточен на себе, на своих возможностях. • ооддержать педагога эМОНИоналыю, укрепить веру в себя.
  • Ориентация на такие ценности, как Наиболее эффективные методы:
  «семья», «близкие люди», «друзья. • балЛИНТОВСКие группы (обслуживание за‑
  •Использует дисциплинарные методы труднений, встречающихся в профессио‑
  воздействия. нальной деятелыНости в условиях группы);
  • В общении с детыли преобладают приказы, негативно окрашенные обращения к детям • вИДеоТренинги профессионально‑ педагогического общения;
    • посещение уроков психологом с последующим их обсуждением с педагогом
6-10 лет Стабилизация профессиональной деятель- Основные задачи:
  ности педагога, формирование • помочь педагогу в осмыслении СВОИХ ре‑
  профессиональиой позиции. сурсов(позитивных возможностей)и огра‑
  • Совершенствует арсенал методов и ничений;
  приемов обучения, воспитания и • наметить методы совершенствования
  коррекции. профессионального мастерства.
  • Уменьшается количество конфликтов,сВЯ- Наиболее эффективные методы:
  занных с потребностыо самоутвердиться • тренинг личностного роста;
  в глазах коллеги учащихся. • индивидуально-конСУлыапнвная помощь
  • Повышается значимость профессиональной деятельности в жизни  
11-15 «Педагогический кризис», СВЯЗЭННЬЧ1 с Основные задачи:
лет осознанием противоречия между желанием • ЧРЧДОТВМТИТь стереотипизацию
  что-то изменить(ыетоды работы, стиль профессиональной деятельный;
  общения с людьми и др.) и возможностями. • формировать способности к восприятию
  • Проявляет 6олыиий интерес К учеиикам. нового;
  • Умеет наладить конструктивные отношения • развивать творческий потенциал
  с учениками. педагога.


Окончание табл. 9

Стаж работы Характеристика профессиональной деятельности педагога психологическое сопровождение
  • меньше использует тре6ования, угрозы Наиболее эффективные методы:
  и наказания. • рефлексивные тренинги;
  Стереотипизация профессиональной • организация педагогических мастерских;
  деятельности рабата в творческих прсектных группах
16-20 кризис«середины ЖИЗНИ» (предварительных Основная задача:
лет итогов жизни). • СМЯГЧИТЬ кризис »СВРВДИНЬI жизни».
  • Возникает несоответствие между «я-реаль- Наиболее эффективные методы:
  ным» и «каким 6ы я хотел быть». • коммуникативные тренинги;
  • Возможно некоторое снижение профес- • групповые формы организации досуга по
  сионализма или расцвет профессионализма, увлеченность своим делом интересам
21-25 «Пик» профессионалынойдеятелыiости: Основная задача:
лет педагог - мастер. • ЭаВОВВдТЬ доверие педагога в совместной
  • Высокий уровень профессионалыiо значи- работе.
  мых качеств. Наиболее эффективные методу:
  • Возможность посвятить себя профессии. • индивидуальнсе консультирование у
  • Стабильность в социалы1о-экономическом педагога-мастера по вопросам проблем
  плане. ребенка;
  • НетотоВНостб к контакту с психологом • ОрГдНИЗдЦИЯ мастер-классов
Свыше «Синдром сгорания»; 6иологическсе и Основные задачи:
25 лет профессиональное старение (невоспри- • СМЯГЧИТЬ «синдром сгорания»;
  имчивость к новому, нарушение отношений • подготовка к переходу на «заслуженный
  партнерства с детьми), ПСйХ0эмоциональнсе отдых».
  перенапряжение Наиболее эффективные методы:
    • поддерживание статуса «ветерана»;
    • «озвучивание» уникальных моментов педагогической биографии мастера на общих собраниях коллектива

Таким образом, психолог, сопровождая педагога, вместе с ним до­стигнет определенных результатов в работе: поможет улучшить са­мочувствие педагога и снять внутреннее напряжение, обсудить про­блемные ситуации в работе и выработать эффективные способы их разрешения.

Профессионально-ориентированные, деловые взаимоотношения психолога и педагога могут быть углублены и окрашены эмоциональ­но-личностными оттенками. Психолог должен стараться быть при­нятым в педагогическом коллективе, иметь со своими коллегами доб­рожелательные и достаточно доверительные отношения, видеть за

«фасадом» профессионального поведения педагога «простого человека», с его личностными, семейными и социальными проблемами.

Личность педагога - это «инструмент» его педагогической профессии, и, как всякий рабочий инструмент, он должен быть в порядке – ухоженным, отлаженным, сбалансированным.

Наши рекомендации