Методы научного исследования
Общеметодологические и философские принципы научного познания влияют на методы конкретно-научного познания, поэтому научный метод должен избираться соответственно области, в которой происходит научный поиск. То есть, в зависимости от степени сложности исследования изменяются и методы его решения, виды эксперимента, приемы и средства.
Методика- это система исследовательского труда, которая используется для получения фактического материала, его обработки и получения необходимых результатов.
Метод- это подход (прием, средство) теоретического исследования или практического воплощения явления (процесса).
Методы, которые применяются в научном исследовании, зависят не только от самого предмета, но и от уровня исследования: эмпирическогоили теоретического.
Для эмпирического уровня исследования характерными являются такие методы:
- наблюдение;
- эксперимент;
- описание;
- статистика и т.п..
Для теоретического уровня исследованияиспользуются методы анализа-синтеза, индукции-дедукции, аналогии и др.
Таким образом, исследователь должен избрать среди разнообразия методов современной науки именно такие соответствующие исследовательские приемы или их совокупность, которые наиболее полно и эффективно разрешат решить поставленную задачу.
Следует различать такие понятия:
- «научный метод»;
- «метод науки».
Требования к научному методу:
- детерминированность метода, то есть обусловленность закономерностями как объекта, так и познавательной деятельности;
- заданность метода целью исследования, то есть соответствие всех компонентов метода целям исследования;
- результативность и надежность метода, то есть наличие результата с высокой степенью достоверности;
- эффективность как условие достижения цели с минимальными усилиями и максимальным результатом;
- экономичность как возможность достижения конкретных результатов без внедрения дополнительных усилий;
- доступность в понимании и применении.
Наука имеет большое количество разнообразных методов, в частности обще-научных, теоретических, экспериментальных, конкретных, которые входят в систему научной деятельности и в совокупности образовывают класс научных методов, их единство и взаимосвязь характеризуют специфичность, целостность познавательной деятельности в науке. Для эффективности в научном исследовании есть смысл использовать не один метод, а комплекс методов.
Разновидности методов научного познания условно разделяют на такие уровни:
- эмпирический (наблюдения, сравнения, измерения, анкетирования, собеседование, тест и т.п.);
- экспериментально-теоретический (эксперимент, анализ-синтез, индукция-дедукция, моделирования, гипотетический, исторический, логический, абстрагирования, идеализация, аксиоматика, обобщения и др.);
- метатеоретический (диалектический метод, метод системного анализа).
Метод науки - организация познавательного процесса в структуре научной и познавательной деятельности, которая предусматривает конкретный научный поиск: формулирования проблемы, построение гипотезы, эмпирическая, теоретическая и экспериментальная проверка гипотезы, выводы и прогноз дальнейших разработок.
Методологические знания в содержании высшего образования выполняют следующие функции:
- мировоззренческую;
- познавательную (или исследовательскую);
- рефлексивную.
Среди способов формирования методов обучения, которые отвечают конкретно-научному уровню методологии,следует выделить:
- объяснительно-иллюстративный метод с использованием дедуктивных и индуктивных способов, аналитической и синтетической схем, аналогий;
- репродуктивный метод восприятия информации, запоминания по ассоциации путем заучивания, повторения, воспроизведения учебного материала;
- проблемно-поисковый метод с постановкой проблемных вопросов (создания проблемных ситуаций), высказыванием предположений о причинах явлений, о связи между разными понятиями, доказательств на уровне сравнений, логических суждений и формулирование новых выводов, обобщений.
Сформированность методологической подготовки и способность к овладению научным поиском имеет такие критерии оценки:
- качество знаний (полнота, глубина, систематичность, системность, оперативность, гибкость, обобщенность, конкретность, четкость);
- действующие мотивы (стойкие познавательные интересы, установки);
- привычки самостоятельного овладения знаниями и умениями в разных формах самообразования (слушания, наблюдения, эксперимента и др.);
- умение самоорганизации познавательной деятельности (саморегуляция, самоконтроль);
- умение выполнять операции умственной деятельности, в частности анализировать, сравнивать, выделять существенное, синтезировать, доказывать (устанавливать) причинно-следственные связи, проявлять способность к обобщению, доказательства, построения гипотезы и др.;
- полнота самооценки и критической оценки.
Системно-структурный исследовательскийприем получил общенаучное значение и включает в себя:
- рассмотрение любых объектов как сложных образований, которые имеют
определенную структуру и являются компонентами более общих систем;
- познание структуры объекта;
- выявление законов структурных отношений и внешних связей, их формулирование не только в качественном, а и в количественном виде.
Знания методологии в научном поиске разрешит привести в порядок полученные результаты, раскрыть возможности поиска для решения проблемы, развить способность к ведению дискуссий и сформировать интеллектуальные способности личности.
Во время научного исследования должна быть определена программа научного поиска, в которой отображены:
- исследуемое явление;
- показатели и критерии его исследования;
- методы, которые используются;
- порядок применения тех или других методов как составных общей методики исследования.
Отдельная совокупность методов индивидуальна для каждого исследования, при избрании которой учитывается большое количество факторов, прежде всего предмет, цель и задача исследования.
Методика исследования, не смотря на свою индивидуальность при решении конкретной задачи, имеет постоянную структуру, основными компонентами которой являются:
- теоретико-методологическая часть, на основе которой строится методика исследования;
- историко-теоретическая, которая предусматривает исследования явлений, процессов с учетом связей и взаимозависимостей между ними;
- практическая, то есть обобщение результатов исследования как логическое завершение научного поиска, их аргументация.
Все методы можно объединить в единую группу с общим названием «методы познавательной деятельности», что указывает на активный процесс в планировании и проведении научно-исследовательской работы.
Исследовательские приемы- это инструменты, с помощью которых решаются те или другие проблемы, открываются закономерные связи явлений, которые изучаются. От правильного выбора метода зависит успешность исследования явления. Методика должна отвечать конкретным задачам исследования и четко отображать специфику явлений, которые изучаются, а не механически заимствовать методы из других наук. Для результативного решения поставленной проблематики есть смысл использовать конкретную методику, которая отвечает избранной тематике исследования.
Комплексные исследовательскиеприемы раскрывают структурно-функциональные связи сложного целостного объекта.
Метод экспертных оценок - получение прогностической информации на основе выявления и обработки мыслей группы экспертов.
Метод комиссиисостоит в том, что на базе совокупности личных мыслей экспертов избираются наиболее объективные и обоснованные;
Метод «мозгового штурма» - творческая генерация новых идей (группа экспертов), их анализ, оценка (группа аналитиков) и выбор наиболее рациональных.
Метод эвристического прогнозированияотличается четким теоретическим обоснованием, выяснением компетентности экспертов и алгоритмом обработки полученной информации.
Метод обобщениянезависимых характеристик, их анализ и синтез, в ходе которых отбрасывается все несущественное.
Методы качественной обработкиэмпирических данных - разные приемы классификации, дифференциации, категоризации на основе заданных критериев.
Методы количественной обработкивыражают в числовых характеристиках разные стороны явлений и связь между ними.
Эмпирические методы исследования - способы получения научных фактов во время наблюдения, диагностирования, эксперимента, праксиметрических способов т др.
Теоретические исследовательскиеприемы выявляют связи зависимости между явлениями, которые изучаются.
Прогностические методы - система правил, требований, которые направляют познавательную деятельность исследователя на установление объективной истины.
Метод информационныйразрешает быстро и эффективно получать информацию из монографических изданий, статей, разных научных источников относительно избранной проблематики.
Метод морфологического анализа - распределение проблематики на составные, каждая из которых имеет несколько вариантов решений, а результат есть совокупностью всех возможных вариантов решений.
Термин дедукция(от лат. deductio) - в широком понимании представляет собой форму мышления, когда новая мысль выводится логическим путем, с соблюдением правил логики. Впервые теория дедукции была разработана еще Аристотелем и с течением времени приобрела усовершенствование с развитием логики как науки. Дедуктивные суждения истинные в том случае, когда все его составные - истинные. В отличие от индукции в дедуктивном суждении невозможно получить неверный вывод, имея истинные ссылки.
С помощью метода дедукции расширяются возможности собственно умственного процесса, в котором можно выделить два основных уровня:
- на первому уровнедоказательстворассматривается как суждение, с помощью которого истинность одного устанавливается на основе истинности другого;
- на втором уровне - доказательство имеет форму, которая поддается описанию, благодаря чему становится понятным анализ доказательства, выявление его структуры, использованных в нем правил вывода, запись в логической форме, то есть его формализация.
В научно-исследовательской практике применяют содержательное доказательство, представленное в виде обычных логических конструкций, уровень научности которых отвечает потенциалу молодого исследователя.
Индукция(от лат. inductio) - форма научного познания, логика которого разворачивается от конкретного к общему. То есть, общее положение выводится логическим путем из единичных суждений. При индуктивном исследовательском приеме для получения общих знаний о том или другом классе предметов необходимо выучить отдельные составляющие этого класса и обнаружить в них важные признаки, присущие этому классу предметов.
Абстрагирование - метод научного познания, которое состоит в мысленном выделении конкретных признаков и свойств объекта (предмета). Благодаря абстрагированию возможным становится выделение общих или наиболее важных признаков и свойств исследуемого явления.
Моделирование - метод научного познания, сущность которого состоит в исследовании модели объекта познания на основе отвлеченно-логического мышления по принципам наглядности, объективности.
Под моделью понимают объект, который заменяет собою оригинал в процессе исследования, результаты которого распространяют на оригинал.
Моделирование является важным методом научного изучения, которое разрешает ускорить процесс исследования и этим сократить срок внедрения новых результатов.
Среди методов научного исследования выделяется аргументация- сугубо логический процесс, суть которого состоит в том, что в нем обусловлена истина суждения того, что стремимся доказать. Аргументация достигнет цели лишь в случае, когда исследователь будет придерживаться правил доказательства и, в частности, построения тезиса:
- тезис формулируется четко и правильно, при этом не допустимой есть двоякость мысли;
- тезис должен оставаться неизменным, то есть доказывается одно и одно и то же положение; в случае если это правило не выполняется, то мысль не будет доказана.
Таким образом, в течение всего процесса нельзя отступать от первоначального формулирования тезиса.
Иногда случаются ошибки, среди которых:
- выдвижение другого тезиса, связанного с первым, но что по сути является выдвижением нового положения;
- замена основного тезиса подобным, но по сути другим;
- частичное видоизменение основного тезиса или устранение определенных его составляющих, что делает его недоказательным.
Убедительность аргументации должна отвечать таким требованиям:
- аргументы - лишь те положения, истинность которых доказана и выполняет роль фундамента, на котором строится вся доказательность;
- аргументы должны быть доказаны независимо от тезиса, который выдвигается, то есть автономно, в другом случае сам аргумент требует доведения;
- аргументы не могут сами себе противоречить, поэтому должны быть самодостаточными.
Для аргументации характерным есть доказательность и убежденность. Доказательство - это обоснования истинности любого тезиса, достоверность которого доказана. Любое доказательство есть аргументированным, но не любая аргументация является доказательством. Таким образом, аргументация - это недоказанное доказательство, цель которого высказать собственную точку зрения на проблему. По структуре аргументация и доказательство идентичны, поскольку схема их построения одна и та же.
Различие состоит лишь в степени доказательности, поскольку доказательство - доведения истинности суждения. Новый результат может быть признан лишь при условиях его доказанности. В широком понимании под термином «доказательство» понимают любой способ, который разрешает доказать истинность суждения, поэтому задачей его есть исчерпывающая обоснованность истинности тезиса.
Таким образом, доказательство- это логический процесс, который разрешает установить истинность суждения и включает такие составляющие:
- тезис (суждения, истинность которого необходимо доказать);
- аргументы;
- демонстрация (способ доведения).
Тезис(грец. tesis) - положение, истинность или ошибочность которого доказывается. В качестве тезиса может выступать общее положение (обобщения) или высказывания.
Аргументы(основания) - исходные теоретические положения или фактические данные, истинность которых установленна раньше и есть бесспорной. В состав аргументов могут входить:
- факты;
- определения;
- аксиомы и т.п..
Демонстрация - способ доказательства (последовательность умозаключений), что представляет собой последовательность аргументов ради подтверждения или опровержения тезиса. Нарушения законов логического мышления приводит к досадным ошибкам, среди которых известнейшими есть софизмы - фальсификация и сознательная дезинформация с целью доведения ошибочного тезиса.
Софизмы (грец. soficya – хитрая выдумка) - это неверное, ошибочное доказательство, которое выдается за правильное, основанное на внешней похожести явлений, замене понятий, сознательно неверным выбором исходных положений. Сам термин происходит от имени мудреца Давней Греции, который выдумывал упражнения для тренировки умственных способностей своих учеников (от чего они и стали называться софизмами), цель которых состояла в сознательном нарушении законов и правил логики. Со временем в Давней Греции возникла софистика - искусство умозаключений, в основу которых положена подмена одних понятий другими, доказательство «истинности» ошибочной мысли, своеобразная языковая «виртуозность», игра словами, оторванная от содержания понятия. Как следствие, софистами звали тех, кто отстаивает свои «убеждения» даже непозволительным способом, приемами, не проникаясь их истинностью.
Особое внимание следует обратить на эвристические и креативные методы познавательной деятельности.
Эвристика - молодая наука, которая возникла на стыке нескольких наук, в частности философии и кибернетики. С точки зрения психологии эвристика - наука, которая изучает творческое мышление. Философия считает эвристическими те суждения, которые оказывают содействие новым открытиям.
Эвристическая деятельность(или процессы) хотя и включает в себя умственные операции как важные компоненты, но вместе с тем имеет специфику, благодаря чему ее следует рассматривать как такую разновидность мышления, которое создает новую систему действий или открывает неизвестные прежде закономерности явлений, объектов науки.
Под эвристическим методом понимают такой способ решения задач, который или ограничивает выбор вариантов решения, или суживает их к минимальному количеству. Соответственно этот эвристический метод можно понимать и как деятельность, которая приводит к решению сложной, нестандартной задачи, и как специфические приемы, которые исследователь выработал во время решения тех или других задач, и сознательно переносит приобретенные приемы на близкие по целям задачи. Таким образом, эвристические приемы как готовые схемы являются объектом эвристической логики и могут быть представлены в виде определенной логической схемы. Именно эвристика способная сделать сам процесс обучения интересным и результативным.
Априори есть тезис, который главной задачей обучения есть развитие творческих способностей личности, поэтому результативной будет такой метод обучения, при котором не навязываются готовые знания, а лишь направляется процесс поиска в изучении того ли другого явления.
Одним из основных методов, с помощью которого можно выучить структуру творческого, мыслительного процесса есть, по мнению многих ученых, обращение к собственному опыту в решении задач если не похожих, то аналогичных по сложности или целям.
Некоторые ученые даже стремились выделить определенные схемы, с помощью которых можно осуществить собственное открытие, в частности:
- понимания постановки вопрос;
- составление плана решения этого вопроса и его реализация;
- изучения полученного результата, его правильности.
При этом исследователь должен ставить вопросы, среди которых главнейшими будут такие:
- в чем состоит суть проблемы;
- возможно ли ее решить традиционными методами;
- не встречалась ли такая проблематика или ее аналог раньше;
- если так, можно ли воспользоваться уже известными способами решения подобной проблемы ради достижения результата;
- верность полученного результата и вероятность его правильности при условиях применения уже ранее полученного опыта.
Итак, главным, но не единственным в структуре мыслительной (умственной) деятельности принципом эвристической деятельности есть использования уже приобретенного (собственного) опыта, который способен привести к формированию приемов и привычек, их структурированию в определенную систему. Систематизация действий в таком случае понимается не как схематизация, а как четко продуманная логическая схема поиска (в том числе и научного), благодаря чему молодой исследователь способный не только руководствоваться известными приемами решения сложных вопросов, а собственным, приобретенным во время такого творческого поиска опытом, который освобождает его от стандартного мышления, готовых клише и учит творчески мыслить.
Развитие эвристического обучения должно включать в себя классификацию креативных ситуаций, моделирование как средство организации исследовательской деятельности, интерпретацию решения познавательных ситуаций и задач.
Креативность охватывает определенную совокупность умственных качеств, которые определяют способность к творчеству, одним из компонентов которой есть способность личности дивергентно мыслить.
Следует отделять креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать за его оригинальностью и значением, а креативный процесс – по способности к синтезу, воспроизведению отдельных составных, по дивергентности мышления. Именно эти особенности креативности являются общими как для науки, так и для искусства.
Креативность определяется интегральным показателем, который характеризуется объединением интеллектуальных и мотивационных факторов, процессуальных и личностных компонентов мышления. Познавательная сфера креативности характеризуется наличием широких категорий, синтетичностью в восприятии окружающего мира. Именно творческие личности при решении сложных задач избирают комплексные, сложные пути.
Основными характеристиками творческой личности считают:
- оригинальность- способность предложить собственный, непривычный способ решения сложных задач;
- интеграцию - способность одновременно учитывать, или объединять несколько противоположных условий, принципов;
- чувствительность.
Чаще всего исследователь пользуется так называемым конвергентным типом мышления, под которым понимаем поиск конкретных ответов на конкретные вопросы.
Именно конвергентная продукция требует аналитического типа мышления, которое необходимое в тех случаях, когда проблема определена.
Среди критериев творческого мышления определяют следующие:
- скорость, которая характеризуется легкостью и скоростью творческого мышления и определяется общим числом ответов на поставленные задачи;
- гибкость, которая характеризуется способностью к быстрому переключению на другие уровни мышления и определяется умением классифицировать разные ответы на поставленный вопрос;
- оригинальность, которая характеризуется своеобразностью творческого мышления, непривычностью подходов к поставленной проблеме, нестандартностью структуры ответов;
- логичность, которая характеризуется выбором адекватного решения, которое отвечает поставленной цели.
Таким образом, задача высшей школы состоит в том, чтобы научить молодого исследователя правильно использовать разные исследовательские приемы, уметь обобщать на теоретическому равные и применить приобретенные знания в будущей сфере профессиональной деятельности.