Учимся вместе Learning Together
План коучинг-сессии
Тема коучинга | Обучение в сотрудничестве. | ||
Цель | Понимание образовательного подхода, который представляет собой обучение в сотрудничестве | ||
Задачи | Ознакомить с новыми подходами в преподавании и обучении. Расширить понимание учителей о принципах организации группового сотрудничества. Освоить применение изученных форм и методов на практике в ходе коучинга. | ||
Результат обучения | Имеют представление «обучения в сотрудничестве» и важности достижения консенсуса (решения проблем) путем сотрудничества членов группы. Понимают принципы группового сотрудничества. | ||
Основные (ключевые) идеи | Групповое сотрудничество способствует активной деятельности детей на уроке, развитию навыков организации учебной работы на уроке. | ||
Виды заданий | Подходы, используемые при выполнении данного задания | Время | |
Игра-разминка «Атомы и молекулы» | Формирование групп | 3 мин | |
Упражнение «Собери квадрат» | работа в группе в полной тишине | 5 мин | |
Обсуждение упражнения. Размышления участников | Почему одни группы создали квадраты быстро, другие – нет? Как вы думаете, нужна ли была помощь от участника, быстрее всех собравшего квадрат? Важно ли было работать сообща или индивидуально? | 3 мин | |
Выработать правила совместной работы в группах | Коуч даёт задание выработать правила совместной работы в группах. Затем группы создают постер и представляют свои правила | 5 мин. | |
Мозговой штурм «Сотрудничество» | Обсуждение в группах и запись ключевых слов на стикерах. Группы складывают стикеры в «корзину», нарисованную на постере. | 15 мин | |
Выбор важных аспектов | Каждая группа представляет «корзину» ключевых слов. А лидер, который делает выборку важных аспектов в общую «корзину». | ||
Презентация «Обучение в сотрудничестве» | Сотрудничество и совместная работа в парах. | 10 мин | |
Изучение приёмов группового сотрудничества | Работа в группах, используя прием «Мозаика». Каждый член группы получает стикер определённого цвета с номером. 1. Каждая исходная группа получает задание: ознакомиться с приёмом по описанию, рассмотреть его применение на уроке, приготовиться рассказать о нём. 1 группа: «Снежный ком». 2 группа: «Метод пилы». 3 группа «Продолжи рассказ на одну букву». 4 группа «Кластер». Участники изучают и обсуждают эту информацию.Итог своей работы представляют в виде тезисов (постеров) на листе А3, которые вывешиваются на доске. 2. Собираются новые малые группы следующим образом: первые номера из каждой группы собираются в группу № 1, вторые – в группу № 2 и т.д. Теперь каждая новая группа представляет собой «экспертов», владеющих своим набором информации. Эксперты обмениваются информацией друг с другом, т.е. рассказывают (каждый 2-3 мин.), что прочитали и запомнили, опираясь на постеры. 3. Эксперты возвращаются в свои исходные группы по цвету стикеров и презентуют результаты работы: от каждой группы выступает участник, который слушал «своего» эксперта. | 7 мин 7 мин | |
Оценивание | Взаимооценивание: обсуждение по критериям: 1. Доступность изложения. 2. Краткость и чёткость изложения. | 2 мин | |
Рефлексия задания | Вопрос коуча группам: «В каких формах происходило сотрудничество? (Общение в паре, общение в группе) С какими приёмами группового взаимодействия Вы ознакомились? Какие можете использовать на практике? | 3 мин | |
«Свободное обсуждение» | Используя ресурс «Критерии оценивания работы учащихся в группе», оцените, хорошо ли работала Ваша группа: - Были ли цели и задачи понятными для всех участников? - Насколько четко были распределены роли в группе? - Был ли установлен ли порядок совместной работы? - Как следили за временем? - Каковы критерии оценки групповой работы? | 5 мин | |
Итоговая рефлексия | «Письмо» коучу (3 предложения) | 3 мин | |
Выводы коуча | Благодарность за сотрудничество. | 2 мин | |
Материал к проведению коучинг:
Игра - разминка «Атомы и молекулы»
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
Пила (Jigsaw)
Другой подход в организации Cooperative Learning был разработан проф. Elliot Aronson в 1978 г. и назван Jigsaw (в дословном переводе с английского - ажур-ная пила, машинная ножовка). В педагогической практике такой подход именуется сокращенно "пила".
Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки). На-пример, тема "Биография выдающегося писателя или деятеля" может быть разбита на:
- ранние годы жизни
- первые достижения
- средние и поздние годы жизни
- влияние на историю
- Каждый член группы находит материал по своей части.
- Затем учащиеся, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется "встречей экспертов".
- Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы.
- Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пи-лы).
Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и т.о. узнать всю биографию данного человека - это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся кровно заинтересованы, чтобы их товарищи добро-совестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.
Учимся вместе Learning Together
Learning Together (учимся вместе) разработан в университете штата Минне-сота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3-5 человек. Каждая группа получает одно зада-ние, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала.
Основные принципы:
- награды - всей команде
- индивидуальный подход
- равные возможности - работают и здесь.
Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологиче-ских особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной груп-пы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для:
- выполнения общего задания (у каждого таким образом своя часть, свое подзадание)
- отслеживания
- мониторинга
- активности каждого члена группы в решении общей задачи
- культуры общения внутри группы.
Таким образом, с самого начала группа имеет как бы двойную задачу: с од-ной стороны, академическую - достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, социальную или скорее, социально-психологическую - осуществле-ние в ходе выполнения задания определенной культуры общения. И то, и другое оди-наково значимо. Учитель также обязательно отслеживает не только успешность вы-полнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения ме-жду собой, способ оказания необходимой помощи друг другу.
Игра «Снежны ком»
Цель: Знакомство с участниками тренинга.
Учащиеся сидят в кругу и представляются по очереди. Назвав имя, они выбирают слово или название любого предмета, которое начинается на ту же букву, что и их имя (Сауле – светлая, Илья –интересный и т.д.)
Каждый участник повторяет все имена и предметы, названные его предшественниками, а потом называет своё собственное имя и предмет.
Игра продолжается, пока не будет представлен каждый сидящий в кругу.
Варианты:
• подобрать город, блюдо, любое слово, начинающееся на ту же букву, что и имя участника;
• попросить назвать имя и предмет без повторения того, что говорили предыдущие участники игры;
• назвать имя и показать движение.
После того, как назовут последнее имя, попросите участников поменяться местами и посмотрите, кто сможет вспомнить все имена и предметы.
Правила проведения: Упражнение подходит для микрогрупп 6-8 человек. Группе предлагают рассказать историю, но так, чтобы каждый человек по очереди высказывал всего одно слово. Тема истории может быть любой, ее может предложить ведущий, например: «Пища», «Путешествие», «Хобби» или «Спорт». Как правило, рассказ принимает чрезвычайно забавные и причудливые повороты.
Новые подходы в преподавании и обученииПлан коучинг
Тема коучинга | Обучение в сотрудничестве. | ||
Цель | Понимание | ||
Задачи | Ознакомить с формами и методами групповой работы на уроке. Расширить понимание учителей о принципах организации группового сотрудничества. Освоить применение изученных форм и методов на практике в ходе коучинга. | ||
Результат обучения | Знать формы и методы группового сотрудничества, правила организации групповой работы. Закрепить понимание принципов группового сотрудничества. Уметь использовать формы и методы группового сотрудничества. | ||
Основные (ключевые) идеи | Групповое сотрудничество способствует активной деятельности детей на уроке, развитию навыков организации учебной работы на уроке. | ||
Виды заданий | Подходы, используемые при выполнении данного задания | Время | |
Тренинг-разминка | «Парафраз по кругу». | 3 мин | |
Формирование групп | По числам. | 2 мин | |
Вводное задание «Корзина мнений» | Обсуждение в группах и запись ключевых слов на стикерах. Группы складывают стикеры в корзину, нарисованную на постере. Вопросы для обсуждения: 1. Почему необходимо работать в группе? 2. Какие приёмы групповой работы вам известны? | 5 мин | |
Задание 1 Выработать правила совместной работы в группах | «Мозговой штурм». Коуч даёт задание выработать правила совместной работы в группах. Затем группы представляют свои правила и, дополняя ответы друг друга, создают общий постер. | 5 мин | |
Презентация «Метод групповой работы на уроке» | Сотрудничество и совместная работа в парах. | 10 мин | |
Задание 2 Изучение приёмов группового сотрудничества | Работа в группах, используя прием «Мозаика». Каждый член группы получает стикер определённого цвета с номером. 1. Каждая исходная группа получает дифференцированное задание: ознакомиться с приёмом по описанию, рассмотреть его применение на уроке, приготовиться рассказать о нём. 1 группа: «Снежный ком». 2 группа: «Метод пилы». 3 группа «Продолжи рассказ на одну букву». 4 группа «Кластер». Участники изучают и обсуждают эту информацию.Итог своей работы представляют в виде тезисов (постеров) на листе А3, которые вывешиваются на доске. 2. Собираются новые малые группы следующим образом: первые номера из каждой группы собираются в группу № 1, вторые – в группу № 2 и т.д. Теперь каждая новая группа представляет собой «экспертов», владеющих своим набором информации. Эксперты обмениваются информацией друг с другом, т.е. рассказывают (каждый 2-3 мин.), что прочитали и запомнили, опираясь на постеры. 3. Эксперты возвращаются в свои исходные группы по цвету стикеров и презентуют результаты работы: от каждой группы выступает участник, который слушал «своего» эксперта. | 7 мин 7 мин | |
Оценивание задания | Взаимооценивание: обсуждение по критериям: 1. Доступность изложения. 2. Краткость и чёткость изложения. | 2 мин | |
Рефлексия задания | Вопрос коуча группам: «В каких формах происходило сотрудничество? (Общение в паре, общение в паре сменного состава) С какими приёмами группового взаимодействия Вы ознакомились? Какие можете использовать на практике? | 3 мин | |
Задание 2 «Свободное обсуждение» | Используя ресурс «Критерии оценивания работы учащихся в группе», оцените, хорошо ли работала Ваша группа: - Были ли цели и задачи понятными для всех участников? - Насколько четко были распределены роли в группе? - Был ли установлен ли порядок совместной работы? - Как следили за временем? - Каковы критерии оценки групповой работы? | 5 мин | |
Итоговая рефлексия | «Плюсы и минусы» групповой работы на уроке. | 3 мин | |
Выводы коуча | Благодарность за сотрудничество. Прием «Две звезды и одно пожелание». | 2 мин | |
Материал к проведению коучинг - сессии на тему: