Характеристика кризисов взрослости
Отличия нормативных кризисов взрослости от детских кризисов:
- Протекают осознанно, скрытно, недемонстративно. Хронологические рамки размыты. Моменты кризисов индивидуальны. Варьируются в зависимости от личностных обстоятельств жизни (состояние здоровья, экономические события, социальные изменения). Возможно наложение социального, физиологического кризисов на возрастной, что усугубляет его протекание.
- Во взрослости нет смены ведущих видов деятельности, изменяется лишь отношение к деятельности. выход из кризисов – через собственную активную внутриличностную работу.
- Кризисы протекают реже, примерно раз в 10 лет, но не только между возрастами стабильными, но и внутри них.
Зрелая личность – это не личность, лишенная противоречий и трудностей, а личность, способная принимать, осознавать и оценивать эти противоречия, продуктивно разрешать их в соответствии со своими наиболее общими целями и нравственными идеалами, что ведет к новым стадиям развития (И.В. Шаповаленко).
Кризис | Причина кризиса | Содержание кризиса | Признаки (симптомы) кризиса | Новообразования кризиса |
27-33 лет | Первый взгляд назад и прощание с юностью, расхождение между наличным и областью возможного. | Потребность в проведении промежуточных итогов, потребность в переменах. Осознание необходимости дальнейшего профессионального, социального и личностного роста в кризисе молодости | Беспокойство, сомнение, принятие частей Я, которые ранее игнорировались. Преодоление профессионально-ролевых и политических доминаций поколения. | Строительство перспектив дальнейшей жизни, коррекция плана жизни. |
40 лет (39-45) | Подведение промежуточных итогов. Осознание утраты молодости. Сомнения в правильности прожитой жизни.. | Кризис середины жизни (кризис взрослости) – кризис ценностей. Поиск нового - духовного - содержания жизни | Изменение отношений к себе и миру, удар по самооценке (убывание физических сил и привлекательности), изменение социальных ожиданий, развитие чувства сохранения рода. | Выработка нового образа Я, переосмысление жизненных целей, внесение изменений во все области своей деятельности. |
60 лет (55-65) | Подтверждение своей значимости для других на фоне осознания собственного старения. | Предпенсионный кризис. Изменение всей жизни в связи с подготовкой к пенсионному периоду жизни. | Упадок физических сил. Снижение здоровья (слуха первоочередно). Негативные эмоциональные переживания. | Приобретение интегративности с опорой на духовные силы, удовлетворенность жизнью. |
… | Смерть. | Кризис ухода, индивидуального существования | Стадии: отрицание, гнев, торг (вера, лечение), депрессия, принятие (Кюблер, Росс, Слободчиков). |
Вопросы и задания для самоконтроля:
Возрастные границы взрослости определяются: | ||
а) | комплексом социальных и биологических причин | |
б) | конкретными социально-экономическими условиями | |
в) | условиями индивидуального развития человека | |
г) | всем перечисленным | |
Трудность выделения границ периода взрослости обусловлена: | ||
а) | отсутствием достаточных научных данных о специфике развития психики на этом отрезке времени | |
б) | исторически сложившейся установкой к периоду взрослости как к стационарному состоянию | |
в) | неопределенностью в характеристиках и временных границах взрослости | |
г) | всеми перечисленными факторами | |
Отрасль научного знания, связанную с анализом взрослости, называют: | ||
а) | акмеографией | |
б) | акмеологией | |
в) | акмеоникой | |
г) | акметехникой | |
Я согласен(а) с утверждением, что... | ||
а) | наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени не совпадают | |
б) | наступление зрелости человека как индивида (физическая зрелость), личности (гражданская), субъекта познания (умственная зрелость) и труда (трудовая зрелость) во времени совпадают | |
Социальная ситуация развития взрослых характеризуется следующим (исключите лишнее): | ||
а) | участием во всех видах социальной и общественной жизни общества | |
б) | созданием собственной семьи и построением своего образа жизни | |
в) | построением жизненного плана | |
г) | зрелым отношением к жизни | |
Основными фактором развития психики человека в период взрослости выступает: | ||
а) | труд | |
б) | общение | |
в) | познание | |
г) | игра | |
Центральное новообразование периода взрослости: | ||
а) | собственное мировоззрение | |
б) | способность любить | |
в) | богатый жизненный опыт | |
г) | генеративность (производительность) | |
Влияние профессиональной деятельности на формирование у человека устойчивых образцов поведения мышления отражает соответствующий термин: | ||
а) | профессионализм | |
б) | профессиональная стагнация | |
в) | профессиональная деформация личности | |
г) | профессиональная адаптация | |
Соотнесите возраст и специфическую характеристику познавательных процессов: 1. юность 2. взрослость 3. подростковый возраст | ||
а) | усиленное развитие психических функций, их фронтальный прогресс | |
б) | формирование индивидуального стиля умственной деятельности | |
в) | развитие способности к абстрактному мышлению | |
Самосознанию взрослого человека не присуще: | ||
а) | снижение самооценки | |
б) | целостная система самооценки личности | |
в) | повышение стабильности и внутренней последовательности образа Я | |
г) | субъективное ощущение своей нужности другим | |
Основной признак зрелой личности: | ||
а) | инициативность | |
б) | новое чувство времени | |
в) | ответственность и самостоятельность | |
г) | Целеустремленность | |
Кризисы в период взрослости: | ||
а) | имеют четкие границы | |
б) | отсутствуют | |
в) | существуют и протекают так же, как и в первой половине жизни человека | |
г) | существуют, но протекают в иной форме, нежели в детстве | |
Новообразование , обусловливающее возникновение кризиса среднего возраста: | ||
а) | новое чувство времени | |
б) | продуктивность | |
в) | развитое чувство ответственности | |
г) | осознание расхождения между мечтами, жизненными планами и их осуществлением | |
Утверждение, с которым я согласен(а): | ||
а) | с физиологической и психологической точек зрения старость менее жестко связана с хронологическим возрастом, чем любой более ранний возраст | |
б) | Все люди пожилого возраста значительно разнообразнее по своим биологическим и поведенческим характеристикам, чем более молодые | |
в) | оба утверждения верны | |
г) | ни одно утверждение не верно | |
Центральный момент социальной ситуации развития в позднем возрасте: | ||
а) | резкое снижение круга общения | |
б) | ухудшение физического и умственного состояния | |
в) | рост социальной изоляции | |
г) | прекращение активной трудовой деятельности | |
Ведущая деятельность в позднем возрасте — это: | ||
а) | труд | |
б) | общение | |
в) | внутренняя работа по осмыслению своего жизненного пути | |
г) | познавательная деятельность | |
Центральное новообразование пожилого возраста: | ||
а) | продуктивность | |
б) | мудрость | |
в) | чувство реализованности | |
г) | собственное мировоззрение | |
Я не согласен(а) с утверждением, что: | ||
а) | развитие в старости угасает | |
б) | в старости развитие направлено на достижение духовной зрелости | |
в) | развитие в старости продолжается | |
г) | в старости усиливается гетерохронность развития | |
Когнитивные изменения в период старости — это: | ||
а) | повышение умственных способностей | |
б) | снижение умственных способностей | |
в) | сохранность большинства умственных способностей | |
г) | снижение скорости выполнения умственных операций | |
Функции, сохраняющиеся в пожилом возрасте, лучше всего противостоят процессу старения: | ||
а) | умственные | |
б) | вербальные | |
в) | мнемические | |
г) | сенсорные | |
Для пожилого возраста не свойственно: | ||
а) | сужение круга интересов, чувств | |
б) | появление эгоизма и эгоцентризма | |
в) | появление мнительности, обидчивости, раздражительности, нетерпимости | |
г) | появление объективности, взвешенности, деловитости | |
Важнейшая характеристика кризиса позднего возраста: | ||
а) | формирование своей жизни | |
б) | стремление к осмыслению жизни, подведение итогов своей жизни | |
в) | переоценка ценностей | |
г) | обретение нового чувства времени | |
Я согласен с утверждением, что: | ||
а) | большинство людей в пенсионном возрасте сохраняют работоспособность, компетентность, интеллектуальный потенциал | |
б) | творческие силы можно развивать и в глубокой старости | |
в) | человек, перешагнувший 60-летний рубеж, во многом движим теми же потребностями, что и в более молодом возрасте | |
г) | все ответы верны | |
Возраст, в котором человек видит себя глазами мира, снова обращается к своему жизненному опыту, реализованным целям и возможностям с точки зрения их анализа и оценки: | ||
а) | взрослость | |
б) | юность | |
в) | поздний | |
г) | подростковый | |
Реализация своего творческого потенциала, необходимость передать что-то следующему поколению выступают главными потребностями периода: | ||
а) | позднего возраста | |
б) | старости | |
в) | взрослости | |
г) | молодости |
ПРИМЕРНЫЕ ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ
1. Возрастная психология (психология развития) как наука: предмет, задачи, структура.
2. Стратегии и методы исследования в возрастной психологии (психологии развития).
3. Психическое развитие: определение, виды, ключевые параметры.
4. Теории психического развития в зарубежной психологии 18 – 19 вв.: биогенетические и социогенетические, теория конвергенции двух факторов в психическом развитии.
5. Основные зарубежные концепции (теории) психического развития к. 19 – 20 вв. (З.Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже и др.)
6. Культурно-историческая концепция психического развития ребенка в трудах Л.С. Выготского. Проблема соотношения обучения и развития. Понятие зоны актуального и ближайшего развития. Концепция развития высших психических функций.
7. Деятельностный подход к анализу психики ребенка (А.Н. Леонтьев, Д.Б, Эльконин). Понятие ведущего вида деятельности.
8. Проблема возраста в психологии: регулятивный статус категории возраст. Виды возрастов. Основные структурные компоненты и динамика возраста.
9. Исторические зарубежные периодизации психического развития человека в онтогенезе: З. Фрейд, Э.Эриксон, Ж.Пиаже, Л.Кольберг.
10. Периодизация Л.С. Выготского. Сущность и структура возрастного кризиса, виды кризисов в онтогенезе. Понятие социальной ситуации развития, новообразования.
11. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину как развитие идей Л.С. Выготского, понятие ведущего вида деятельности.
12. Современные отечественные и зарубежные периодизации психического развития человека.
13. Особенности пренатального развития ребенка.
14. Психологическая структура младенческого возраста.
15. Кризисы младенчества: новорожденности и 1 года.
16. Психическое развитие в младенческом возрасте: особенности физического (сенсомоторного), познавательного развития и речи.
17. Психологическая структура раннего возраста. Развитие видов деятельности.
18. Психическое развитие в раннем возрасте: особенности развития познавательных процессов, речи и общения.
19. Развитие личности в раннем детстве и кризис 3 лет.
20. Психологическая структура дошкольного возраста. Структура сюжетно-ролевой игры.
21. Психическое развитие в дошкольном возрасте: развитие речи и познавательных процессов, продуктивных видов деятельности.
22. Развитие личности и общения дошкольника. Кризис 7 лет.
23. Проблема школьной зрелости и структура готовности к школе. Виды и содержание психологической готовности к школе.
24. Психологическая структура младшего школьного возраста. Учебная деятельность как источник психического развития и развития личности младшего школьника.
25. Развитие познавательных процессов в младшем школьном возрасте. Интересы современных младших школьников.
26. Развитие личности в младшем школьном возрасте. Основные психологические новообразования младшего школьника.
27. Актуальные психологические проблемы современного младшего школьника, сущность и пути преодоления.
28. Психологическая структура подросткового возраста. Чувство взрослости.
29. Особенности общения подростка со сверстниками и взрослыми. Неформальные группы общения современных подростков.
30. Развитие познавательной сферы подростка. Интересы современных подростков.
31. Развитие личности в подростковом возрасте. Ключевые новообразования периода.
32. Проблема кризиса в подростковом возрасте: виды кризисов, признаки и характеристики.
33. Актуальные психологические проблемы подросткового возраста и направления их решения. Трудный подросток.
34. Психологическая структура юношеского возраста. Юность и юношество в исторической перспективе как общественное явление, имеющее свою субкультуру.
35. Развитие личности и социализация в юношеском возрасте. Специфика дружбы в юношеском возрасте.
36. Познавательное развитие юношей и девушек. Проблема профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
37. Психологические кризисы юности. Актуальные задачи возраста.
38. Периодизация и психологическая структура взрослости (молодость, зрелость, старость).
39. Нормативные кризисы на этапе взрослости. Возраст и проблемы смысла жизни
40. Старость как био-социо-психологическое явление. Теории старения и старости. Возрастные психологические задачи и личностные кризисы в старости.
ПРИЛОЖЕНИЕ