Психологическая подготовка к соревнованиям
Рекомендации
По психологической подготовке спортсменов-скалолазов
К соревнованиям
Как профессиональный психолог, имеющий интерес к теме спортивного скалолазания, в этом тексте я даю рекомендации, как можно готовиться к соревнованиям, а также частично отвечаю на вопросы: «Зачем психологическая подготовка спортсмену-скалолазу?» и
Что это вообще такое психологическая подготовка?
Во-первых, не возлагайте чрезмерно много надежд на психологическую подготовку. Если у вас не хватает силы, выносливости и техники, но отличная психологическая подготовка – соперник вас «сделает» и даже не заметит, что вы психологически подготовлены лучше.
Психологическая подготовка всего лишь один из элементов для достижения результата в спорте в числе прочих: мотивации к занятиям, физической подготовки, технической подготовки и много чего другого. Но если ваши силы с соперником примерно равны, психологическая подготовка - это ваш БОНУС.
Во-вторых, так как я психотерапевт, мой взгляд на психологическую подготовку отличается от взглядов традиционных спортивных психологов. Ничего не имею против спортивной психологии, но я думаю, что в нынешней спортивной психологии много диагностики и много приемов саморегуляции психоэмоционального состояния без учета индивидуальных особенностей спортсмена, без учета особенностей определенного вида спорта и мало осознавания собственных индивидуальных стратегий спортивного поведения, осознавания своих затруднений, своих «психологических потолков» и мало работы по разрешению этих затруднений.
Чтобы понять, что такое психологические затруднения спортсмена, попробую привести несколько примеров. Естественно, скалолазных примеров.
Пример 1.Данный пример характерен для определенного типа спортсменов.Спортсмен пролез на соревнованиях трассу, а позже на тренировке не может показать такой же результат. Если про скоростников, то такой вариант — пробежал на соревнованиях трассу за лучшее время, которое не может повторить на тренировке. Можно объяснять это спадом сил после соревнований, можно радоваться тому, что показал хороший результат на соревнованиях, но ФАКТ остается фактом – ПОВТОРИТЬ НЕ МОЖЕТ. Чаще всего через некоторое время этот барьер преодолевается, но что происходит при этом – остается не ясным.
Пример 2.Наоборот, спортсмен успешно тренируется, показывает отличные результаты на тренировке, хорошо выступает на местных соревнованиях, но на «серьезных» соревнованиях не может показать хороший результат. Если это про скоростника – то у него много срывов на ответственных стартах. Этот барьер чаще всего тоже преодолевается со временем или преодолевается на определенное время, а потом все опять возвращается. У меня есть идея, что это психологическое затруднение можно преодолеть быстрее и проще.
Пример 3.Этот пример, скорее, про детей.Спортсмен готовится к соревнованиям, а накануне или уже во время соревнований заболевает, и не может участвовать. Или все-таки участвует. По моим наблюдениям за последние годы увеличилось количество детей, которые участвуют в старте в болезненном состоянии (высокая температура и другие проблемы). Моя родительская часть сильно против такого способа достижения спортивных результатов. А психологический вопрос здесь такой – что происходит с ребенком накануне стартов и как скорректировать этот процесс?
Пример 4. Спортсмену перед стартами мешают напряжение и волнение, на соревнованиях он выступает значительно хуже, чем лазает на тренировке.
Пример 5.Некоторые спортсмены (чаще в соревнованиях на трудность) практически всегда попадают в финал или полуфинал на последних позициях, а потом становятся призерами. Или наоборот, первые в квалификации становятся последними в финале. Могут быть причины чисто технические (особенности трассы), но, похоже, в этом есть и психологический компонент.
Пример 6. Для меня самый интересный. Спортсмен тренируется, тренируется, не жалея сил и времени, а результат эти тренировки не оправдывает – человек уперся в какой-то «потолок». Здесь тоже есть психологический компонент.
Немножко прокомментирую приведенные примеры.
Пример 1.Похоже, что в данном случае спортсмен, когда лезет, «думает» руками и ногами, а не головой, и стратегия прохождения трассы у него неосознаваемая или частично осознаваемая. А когда он пытается повторить сделанные ранее движения, он обращается к своим ощущениям, к «памяти» тела. У человека в зависимости от его эмоционального состояния может быть разный доступ к ощущениям своего тела. В момент эмоционального напряжения, волнения или наоборот эмоционального спада — может произойти сбой в таком доступе, и спортсмен будет совершать ошибки. Т.е. неосознаваемые стратегии могут преподносить «сюрпризы». Предполагаю, что определенная часть срывов в скорости происходит из-за такого сбоя и недостатка осознанности.
По моим опросам большинство спортсменов-подростков не помнят свой расклад трассы на скорость после того, как они ее пролезли (здесь речь идет скорее про классическую скорость). С возрастом у большинства спортсменов осознанность повышается, но не у всех. Кстати, у тех тренеров, которые корректируют расклад трассы у своих спортсменов, т.е. способствуют повышению осознанности — более стабильные скоростники.
Косвенный признак того, что стратегии не осознаваемые — спортсмен трассу на трудность, как и на скорость, лезет очень быстро и на комментарий тренера: «Торопишься», обычно не реагирует. Возможно, спортсмену было бы понятнее, если объяснять так: «Если лезешь быстро, то и думать надо быстро - легко ошибиться».
Индивидуальные варианты у разных спортсменов могут быть еще более сложные. Например, спортсмен-скоростник, вроде бы осознает, каким образом он бежит эталонную трассу, но при этом у него не один, а несколько раскладов. Т.к. прохождение трассы происходит достаточно быстро, наблюдать за собой и думать за это время спортсмен не успевает, поэтому он ориентируется на свои ощущения, и тогда наборы ощущений из разных раскладов могут иногда путаться и может происходить сбой. Можно провести такой тест - если спортсмен ориентирован, в первую очередь, на такой набор ощущений при прохождении трассы, то, если совсем немного изменить расположение зацепов на эталонке (приехал в другой город с другой эталонкой) — он уже будет чувствовать себя дискомфортно, а это точно не про стабильность.
Т.о., если спортсмен осознает, как он пролез трассу — он сможет это повторить, если не осознает — может повторить, а может, и нет. Т.е. осознанность — это ключ к одной из составляющих успеха, к стабильности.
Пример 2-3-4-5.Наиболее вероятная причина таких событий — это страх перед соревнованиями и во время соревнований. Страх может быть разный (можно бояться оценки тренера, оценки родителей, оценки других спортсменов, публичности выступления, высоты, конкуренции, бояться проиграть и т.д.). Страх может быть небольшой и даже мобилизующий, а может быть зашкаливающий — разрушающий деятельность. Некоторые люди могут свой страх вообще не осознавать, вытеснять его в подсознание. При этом любая эмоция — это энергия; даже если спортсмен не осознает свой страх, энергия этого страха никуда не денется, она будет проявляться в напряжении, скованности, тревожности, может быть повышенной болтливости, или наоборот молчаливости, ошибках и других деструктивных вещах.
Соревнование — это по сути экстремальная ситуация, а в любой экстремальной ситуации «нормально» бояться, и результат может быть хуже, чем в более привычных условиях.
Военные психологи проводили такой эксперимент: предлагали людям отжиматься на время на широкой доске, лежащей на земле, а затем на той же доске на высоте 5-ти метров. Это было не опасно, но результат во всех случаях был хуже, потому что действие любого экстремального фактора (в данном случае этот фактор - высота) ухудшает деятельность. Но если правильно тренироваться, то устойчивость к действию экстремальных факторов увеличивается.
Человек привыкает к экстремальным условиям. Чем чаще ты на соревнованиях – тем обычно у тебя меньше напряжения.
Как работать со страхом перед соревнованиями? Психологически правильно не делать вид, что этой эмоции нет, а осознать ее и дать ей отработать, закончиться. Когда заканчивается страх, может появиться другая эмоция — злость, например. А злость — это именно то, что нужно для конкуренции. Осознание своих эмоций, превращение страха в злость — вполне решаемые психологические задачи.
Пример 6. Это отдельная большая тема.
Т.о. психологическая подготовка – это увеличение осознанных элементов в своем спортивном опыте. Чем больше вы понимаете, что вы делаете, тем вы КРУЧЕ, потому что можете скорректировать то, что нужно.
В отношении психологических знаний много мифов, один из полюсов которых: «Да вообще не нужна эта психология», а другой - «Сделайте что-нибудь волшебное». Похоже, что истина где-то посредине. Наверное, основное, что может дать психология - это осознание. Осознание своих сильных сторон и децифитов, мотивации, стратегий, выборов, возникающих эмоций - страхов, злости и т. д. А когда вы что-то осознаете – вы можете это изменить.
Психологическая подготовка к соревнованиям
Планирование результата.
Что полезного в планировании результата? Польза в том, что это такая тренировка видеть свои спортивные навыки со стороны и уметь их адекватно оценивать.
Я предлагаю спортсмену, даже новичку, планировать свой результат перед каждыми соревнованиями, причем изначально самостоятельно. Когда спортсмен произносит свои представления вслух — это уже первая проверка их на адекватность. Последующая задача тренера — скорректировать представления, т.к. он может точнее представлять себе состав участников соревнований и возможности спортсмена на общем фоне.
Такое планирование позволяет избежать неоправданных ожиданий. И возможно последующих эмоциональных страданий. Наблюдали, как иногда дети рыдают после соревнований? Как Вы думаете почему?
По моим опросам, чем младше спортсмены, тем более неадекватные у них могут быть ожидания - некоторые новички говорят, что они не только хотели результат гораздо лучше, а вообще хотели победить, хотя окружающим очевидно, что они к этому не готовы. Похоже, что никто им заранее не объяснил, что у каждого спортсмена свой результат, что их умения пока не достаточно сформированные, что побеждать еще рано. Кстати, самые сильные в своем регионе дети при встрече с более сильными соперниками, например, на Всероссийских соревнованиях, тоже склонны неадекватно оценивать свои навыки (преувеличивать или преуменьшать).
Как может выглядеть планируемый результат?
Если тренер, или родители (если спортсмен ребенок), или сам спортсмен ориентируются на определенный результат достаточно жестко («Только победить»), при попытке соответствовать этим требованиям к волнению перед соревнованиями добавляется еще большее напряжение, и этот опыт не полезен, в последующем каждое соревнование может стать серьезным стрессом. Из более чувствительных, эмоциональных детей таким образом можно вместо спортсмена воспитать неврастеника. Или ребенок уйдет из спорта.
Я предлагаю ориентировать спортсменов на то, что соревнования - это такой срез их умений, но немного сместить фокус внимания - учить наблюдать собой и за лидерами — «Что умеет он и пока не умею я?», т.е. учить «учиться» на соревнованиях, получать новый опыт. Само по себе призовое место ценности не имеет, имеет ценность приобретенный опыт. По опросам лидеров даже первое место не всегда полезный опыт, иногда вместе с ним можно приобрести уверенность в своих силах, а иногда можно приобрести сильный страх, что в следующий раз не сможешь соответствовать ожиданиям, и в последующих соревнованиях этот страх может мешать.
Важно, чтобы планируемый результат не был жестко фиксирован, имел гибкие границы (например, попасть в «десятку», попасть в «двадцатку» или вообще - «показать свои навыки, чему я научился», «пробежать примерно с таким же временем как на тренировке», «пробежать трассу без срыва»), это снимает часть напряжения и позволяет выступить лучше.
По моим наблюдениям иногда тренера не принимают, что у спортсменов на соревнованиях результат может быть хуже, чем на тренировке. Здесь полезно притормаживать. Не нужно усиливать стресс. Чем больше соревновательный опыт, тем больше результат на тренировке приближается к результатам на соревнованиях.
Кстати некоторые спортсмены удивляют своего тренера тем, что на соревнованиях показывают результат выше, чем на тренировке. Похоже, что стресс их мобилизует на достижение максимально возможного результата, но это не означает, что с этого момента спортсмен начнет круто лазить, т. к. полученный опыт нужно еще осознать и присвоить.
Один из критериев того, что спортсмен находится в области неопределенных малоадекватных ожиданий, может быть то, что он не может спланировать результат. Здесь полезна помощь тренера. Обычно спортсмены с самооценкой, склонной к занижению свой результат планируют ниже, склонные к завышению самооценки — переоценивают свои навыки.
Еще иногда полезно учитывать мотивацию спортсмена. Способный ребенок может быть не мотивирован к занятиям скалолазанием и тогда он тоже не хочет ничего планировать. Например, он может ходить на тренировки по причине того, что там компания хорошая или он не знает, чем еще заняться.