Психологическая подготовка к соревнованиям

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю, начинающуюся примерно за месяц до соревнования, и непос­редственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окон­чания (рис. 24.7).

Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает: получение ин­формации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурен­тах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, осо­бенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы дей­ствий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревно­ваниям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку сис­темы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию пра­вильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препят­ствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с уста­новкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и исполь­зование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает психическую настройку и управление психическим состояни­ем непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-пси­хологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, зак­лючающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борь­бы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к макси­мальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств в предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьша­ющих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воз­действие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанализ (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию воле­вых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействие после окончания классификационных выступлений — нормализацию пси­хического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оцен­ке своих возможностей, выработку уверенности в своих силах; психологи-

Глава 24. Подготовка спортсмена в процессе тренировки



ческое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — ана­лиз прошедших выступлений; ориентировочное программирование очеред­ного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьше­ние психического утомления, снижение напряженности путем примене­ния разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.).

Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зави­сит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед и в ходе соревнования.

Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревно­ваниями, обычно подразделяют на четыре основных вида (рис. 24.8):

уровень

возбуждения стартовая

I лихорадка

Психологическая подготовка к соревнованиям - student2.ru сверхвысокий l

Боевая

оптимальный

готовность/

предоптимальныи

ординарный

I стартовая

пониженный апатия

время старта

Рис. 24.8. Динамика эмоционального предстартового возбуждения (по Г.Д. Горбунову)

1) оптимальное возбуждение — «боевая готовность». Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;

2) перевозбуждение — «предстартовая лихорадка». В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный ис­ход соревнования (табл. 24.6);

3) недостаточное возбуждение — «предстартовая апатия». В этом со­стоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение тех­нико-тактических возможностей и др.;

4) торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться.

Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению высоких результатов, а три других — препятствуют. В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре глав­ные задачи:

W1

J6

Раздел 111. Теория и методика спорта

1. Как можно дольше сохранить состояние «боевой готовности».

2. Уменьшить уровень эмоционального возбуждения — если спорт-мен находится в состоянии «предстартовой лихорадки».

3. Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его актив-ости — если спортсмен находится в состоянии «предстартовой апатии».

4. Изменить уровень эмоционального возбуждения — если спортсмен аходится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.

Таблица 24.6 Симптомы повышенного уровня возбуждения у пловцов перед стартом

(по данным В.Н. Платонова, СМ. Вайцеховского)

Физиологические симптомы Психические симптомы
Повышенная частота сердечных сокращений Узкая фокусировка внимания
Повышенное артериальное давление Чувство утомления
Учащенное дыхание Депрессивное дыхание
Повышенное мышечное напряжение Головокружение
Нервные движения Чувство паники
Бессонница Потеря самоконтроля
Тошнота Неспособность к управлению объемом и направленностью внимания
Повышенное выделение адреналина Значительно сниженная сосредоточен­ность, большая нервозность
Нарушение координации движений Нежелание тренироваться, участвовать в соревнованиях, безразличие, подав­ленность
С этой целью используются разл* 1ействия на психику спортсмена, ее тренировочного процесса. Для снижения уровня эмоционат отся: а) словесные воздействия тренера шена, снятию состояния неувереннс эение, похвала и др. Их рекоменду тачала соревнований. Практика спог ний, особенно перед их началом, эт* "о эффекта, а иногда приносят вред б) самовоздействия (аутовоздеш самоуспокоение, самовнушение, са\ напряженности. Например, широко покойся», «возьми себя в руки», «вс гчные средства, методы и приемы воз-ютветствующая организация учебно- [ьного возбуждения обычно применя- способствующие успокоению спорт-сти — разъяснение, убеждение, одоб-ют проводить за несколько дней до >та показывает, что в день соревнова-i воздействия не дают положительно- гтвия) спортсмена — самоубеждение, юприказы к снижению психической используются самоприказы типа «ус-е в порядке», «молодец» и др-

Глава 24. Подготовка спортсмена в процессе тренировки



в) переключение внимания, мыслей на объекты, вызывающие у спорт­
смена положительные эмоциональные реакции— чтение юмористической ли­
тературы, просмотр кинофильмов, телепередач;

г) фиксация мыслей и зрительных ощущений на картинах природы, про­
слушивание через наушники музыкальных произведений;

д) успокаивающая аутогенная тренировка;

е) успокаивающий массаж;

ж) успокаивающая разминка (с преобладанием упражнений, выполня­
емых плавно, не спеша и т.п.);

з) специальные зрительные упражнения, направленные на снижение пси­
хического напряжения (произвольная регуляция дыхания путем изменения
интервалов вдоха и выдоха, задержки дыхания).

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации перед предсто­ящими выступлениями, настройки на максимальную отдачу в соревновани­ях используются те же методы, которые, однако, имеют противоположную (по результатам воздействия) направленность. Так, словесное воздействие тренера (убеждение, похвала, требование и пр.) должно способствовать повышению психического напряжения, концентрации внимания и т.д.

Словесные и образные самовоздействия сводятся в этом случае к кон­центрации мыслей на достижение победы, высокого результата, настрой­ке на максимальное использование своих технико-тактических и физичес­ких возможностей, самоприказам типа «отдай все — только выиграй», «мобилизуй все, что можешь» и т.д. Используются также «тонизирующие» движения; произвольная регуляция дыхания с применением кратковремен­ной гипервентиляции; разминка с имитацией усилий, бросков; массаж и самомассаж (разминки, растирания, поколачивания); воздействие Холо­довыми раздражителями на локальные участки тела. Из психопрофилак­тических методов влияния применяются, прежде всего, аутогенная трени­ровка, активизирующая терапия и внушенный сон-отдых.

Подбор средств и методов регуляции эмоционального состояния спорт­сменов должен осуществляться в соответствии с их индивидуальными осо­бенностями (проявление силы, подвижности и баланса нервной системы, уровнем эмоциональной возбудимости, характером его зрительных, мы-шечно-двигательных представлений, возрастом, подготовленностью и пр.).

Состояние торможения вследствие перевозбуждения и состояние не­достаточного возбуждения при внешнем, зачастую одинаковом, проявле­нии требуют различных способов регулирования (что не всегда учитывают даже опытные тренеры). Для устранения состояния торможения требуется внимательное и спокойное отношение к спортсмену, снижающее его воз­буждение, малоинтенсивная разминка (лучше уединенная), теплый душ, психорегулирующие воздействия и др.

Наши рекомендации