Тема: Межличностный конфликт

Цель:углубление знаний об основных аспектах межличностных конфликтов, формирование умений решения конкретных задач по управлению конфликтами.

Теоретические вопросы:

1. Понятие межличностного конфликта и его особенности.

2. Сферы проявления межличностных конфликтов.

3. Управление межличностными конфликтами. Стратегии и способы разрешения конфликтов.

Литература

Основная:

1. Андреева Г.М. Социальная психология. – 5-е испр. и доп. – М.: Аспект-Пресс, 2007.

2. Крысько В.Г. Социальная психология. – 2-е. – СПб: Питер, 2006.

3. Социальная психология / Под ред. С.Москович. –7-е. – СПб: Питер-Пресс, 2007.

4. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. – 4-е изд., испр. И доп. – М.: Аспект Пресс, 2008.

Дополнительная:

1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М., 2002. - С. 137-201, 223-313.

2. Гришина Н. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000.

3. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии. Курс лекций. – Ростов н/Д: Феникс, 1998.

4. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.

5. Линческий Э.Э. Контакты и конфликты. – М.: Экономика, 2000.

Методические указания:

Форма проведения – дидактическая игра «Вертушка». Группа-организатор готовит оборудование для игры, текст конфликтной ситуации в сфере взаимоотношений участников педагогического процесса, три-четыре варианта кроссвордов с терминами, понятиями по теме. Студенты в процессе подготовки к занятию заполняют таблицу: «Управление межличностными конфликтами».

№ п/п Этап управления Основное содержание

При изучении темы необходимо проанализировать роль конфликта в жизни человеческого общества и в межличностном общении; обратить внимание на достоинства и недостатки разных стилей поведения в конфликте.

Самостоятельная работа студентов(внеаудиторная работа), включает в себя

1.Самостоятельная проработка и конспектирование учебной литературы по вопросам, вынесенным на семинарские занятия и на самостоятельное изучение, составление терминологического словаря.

Терминологический словарь представляет собой выписки основных психологических понятий, дефиниций, с которыми студент знакомится в аудиторной и внеаудиторной работе: на лекциях, при подготовке к семинарам и лабораторно-практическим занятиям, в процессе конспектирования, изучения учебной литературы. Словарь рекомендуется составлять последовательно по ходу изучения программы, лучше в тематическом порядке. Словарь пригодится, когда Вы будете отвечать на вопросы преподавателя в ходе обсуждения теоретических проблем, когда Вы будете решать психологические задачи, готовиться к промежуточному и итоговому компьютерному тестированию и зачету.

2.Оформление отчета о результатах социометрического обследования. Составление программы воспитательной работы на его основе.

Отчет должен содержать:

- анализ структуры межличностных отношений: степень «расслоения» членов группы по эмоциональной привлекательности: есть ли аутсайдеры или «отверженные» и сколько таких людей, т.е. учащихся за пределами общения в группе; какова степень психологической защищенности ребенка в группе; как представлены учащиеся с другими статусами («популярные», «принятые» и др.);

- анализ лидерства: есть ли реальные формальные и неформальные лидеры, какова направленность лидеров; отношения лидеров и группы, лидеров друг с другом. Характеристика учеников, занимающих социальные позиции лидера-организатора, лидера-вдохновителя, эмоционального лидера и т.д., входят ли они в замкнутые группировки;

- выводы об уровне развития группы: степень сформированности и выраженности качеств ответственности, направленности активности, сплоченности, организованности, психологического климата (используйте количественные и качественные показатели) и удовлетворенности отношениями учащихся характеризуемой группы (укажите коэффициенты удовлетворенности отношениями, уровня благополучия взаимоотношений). Способность группы к совместной деятельности, её умение в трудных ситуациях самостоятельно выдвигать лидера-организатора, согласовать совместные действия.

Программавоспитательной работы должна содержать:

- указания на возможности расширения различных видов совместной деятельности (учебной, трудовой, игровой, художественно-эстетической и т.д.);

определение потенциала обучения лидеров;

- возможные пути развития группы на основе установления «ближних», «средних» и «дальних» перспектив формирования группы.

Сформулируйте прогноз дальнейших отношений членов группы.

Предположите варианты оптимизации межличностных и деловых отношений учащихся.

3.Написание сочинения-эссе «Мое поведение в конфликте – плюсы и минусы».

В сочинении-эссе необходимо указать, какие ситуации межличностного или делового взаимодействия могут спровоцировать Ваши конфликтные действия, как часто Вы являетесь инициаторам конфликта, какие способы разрешения конфликтов Вы чаще всего применяете, дайте качественную характеристику этих способов – какие из них способствуют улаживанию отношений, какие не влияют на разрешение конфликтной ситуации, какие усугубляют конфликт. Сочинение-эссе должно иметь четкую структуру и включать следующие разделы: содержание, введение, основную часть (разделы текста), заключение, приложения (если они необходимы) и список литературы. Важно иметь в виду следующее:

- заголовки разделов в тексте должны точно соответствовать содержанию;

- во введении следует обосновать актуальность проблемы и определить цель эссе;

- в основной части следует высказать своё аргументированное мнение по поводу требований к личности консультанта, к его профессиональной компетентности;

- в заключении на основании изложенной точки зрения следует представить обоснованную модель консультанта.

Автор сочинения-эссе должен продемонстрировать не только теоретические знания, но и умение их применить для обоснования своей позиции. Задача сочинения-эссе - сформулировать проблему и показать отношение к ней автора, по возможности наметить пути достижения «идеала».

При использовании цитат из других источников ссылка на них обязательна (либо в конце работы, либо внизу страницы). Объем эссе – 2-5 страниц.

4.Выполнение индивидуального задания (одно на выбор).

5.Подготовка к итоговому тестированию.

Задания для индивидуальной работы (обязательным является одно из заданий на выбор)

1. Составить аннотацию статьи из научного журнала «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Мир психологии», «Психология и образование».

Требования к аннотации: Аннотация - краткая характеристика научной статьи с точки зрения ее назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Аннотация даёт ответ на вопрос: «О чём говорится в первичном документе?». Перед текстом аннотации присутствуют (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Аннотация содержит основную тему статьи или книги, кроме этого она может перечислять (называть) основные положения описываемого источника. Аннотация к книге или статьеобычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.

Аннотация выполняет следующие функции:

  1. дает возможность установить основное содержание научной статьи, определить ее релевантность и решить, следует ли обращаться к полному тексту статьи;
  2. используется в информационных, в том числе автоматизированных системах для поиска информации.

Аннотация должна включать характеристику основной темы, проблемы научной статьи, цели работы и ее результаты. В аннотации указывают, что нового несет в себе данная статья в сравнении с другими, родственными по тематике и целевому назначению.

Рекомендуемый средний объем аннотации 500 печатных знаков (ГОСТ 7.9-95 СИБИД).

Структура аннотации:

1. Статья посвящена .... (предмет исследования или основной исследовательский вопрос).

2. Фраза по существу предмета исследования.

3. На основе таких-то подходов ИЛИ анализируя такие-то данные (или и то и другое), автор показывает .....(конкретно, что получилось у автора в результате размышлений и

исследований).

4. Фраза по существу находок, выводов, открытий.

5. Автор полагает, что ... (о финальных выводах или рекомендациях, содержащихся в статье).

Критерии оценки

Обоснование Оценка
Неточная передача основных положений первоисточника; несоответствие оформления требованиям; ошибки в изложении 2 (до 60%)
Неточная передача основных положений первоисточника; несоответствие оформления требованиям; ошибки в изложении 3 (от 60 до 75%)
Точная, но не полная передача основных положений первоисточника; соответствие оформления требованиям; грамотность изложения; 4 (от 75 до 87%)
Точная передача основных положений первоисточника; соответствие оформления требованиям; грамотность изложения; 5 (от 87 до 100%)

2. Написать реферат.

Требования к реферату: Реферат(от лат. referrer – докладывать, сообщать) – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение длительного срока (от одной недели до месяца). Реферат – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу. Реферат отвечает на вопрос – что содержится в данной публикации (публикациях). Однако реферат – не механический пересказ работы, а изложение ее существа.

В настоящее время, помимо реферирования прочитанной литературы, от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу. Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласована с преподавателем.

Название реферата располагается на первом, титульном листе. В названии должна быть отражена суть рассматриваемой проблемы. В нем содержатся ключевые слова (наименования психологических понятий и явлений), связанные с изучаемой проблемой, и указания на тематические рамки, которыми вы собираетесь ограничиться в работе. Например, реферат не может называться «Память», поскольку такой заголовок ничего не говорит об изучаемой проблеме. Гораздо информативнее название: «Нарушения памяти».

Оглавление помещается на второй странице реферата и отражает его структуру. После цифр, обозначающих главу или параграф, указываются их названия. Обязательно следует указать номера страниц разделов.

Во введении необходимо рассмотреть актуальность темы с точки зрения современной науки, нынешнего состояния общества и культуры, формулируются цели и задачи исследования. Цель реферата может заключаться в том, чтобы обобщить или сравнить различные подходы к рассмотрению проблемы, выявить наименее или наиболее изученные ее стороны, показать основной смысл исследовательского направления, наметить пути его дальнейшего развития. Задачи (их может быть несколько) отражают более детальное рассмотрение цели. В качестве задач могут выступать: анализ литературы по избранной теме, исторический обзор, описание основных понятий исследования и т.д.

Основная часть посвящена самому исследованию. В ней, в соответствии с поставленными задачами, раскрывается тема реферата. Здесь нужно проследить пути решения поставленной проблемы. Это делается с помощью цитирования и пересказа текста используемых литературных источников. Основная часть реферата может иметь одну или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) и предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники. В том случае, если цитируется или используется чья-либо неординарная мысль, идея, вывод, приводится какой-либо цифрой материал, таблица - обязательно делаются ссылки на первоисточник.

Заключение содержит главные выводы, в нем отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.

В библиографии (списке литературы) указывается реально использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания ( см.Вузовская книга: подготовка и правила оформления [Текст] : методические рекомендации / Сост.: А. Ю. Арутюнян; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2006. - 68 с.).

Критерии оценки

Обоснование Оценка
Реферат не является продуктом самостоятельной работы студента. Отсутствует уникальность текста. Оформление работы не соответствует вузовским требованиям. Объём реферата и количество используемой литературы очень незначительно (менее 7 стр.). Допущено большое количество грамматических и стилистических ошибок. Автор не владеет материалом. Отсутствуют знание исследуемой проблемы. До 60%
Работа носит компилятивный характер, содержит мало самостоятельных выводов и обобщений. Имеют место ошибки в оформлении. Встречается отдельные грамматические и стилистические ошибки. Объем реферата и количество используемой литературы недостаточны для раскрытия темы. Автор слабо владеет материалом, не обладает глубокими знаниями в рамках исследуемой проблемы. От 60 до 75%
Реферат является в значительной мере продуктом самостоятельной работы студента, содержит авторские выводы и имеет значительный объем. Использовано достаточное количество литературы. Работа выполнена грамотно, оформлена в соответствии с вузовскими требованиями. При защите реферата допущены отдельные неточности. Не на все дополнительные вопросы даны полные ответы. От 75 до 87%
Работа выполнена самостоятельно, автор демонстрирует высокий уровень аналитической деятельности, глубоко владеет материалам и использует большое количество литературы. Реферат выполнен грамотно и правильно оформлен. Во время его защиты, даны исчерпывающие ответы на дополнительные вопросы. От 87 до 100%

3. Сделать презентацию.

Требования к презентации: Презентация (от английского слова - представление) – это набор цветных картинок-слайдов на определенную тему, который хранится в файле специального формата с расширением РР.

Основными критериями оценки являются:

1. Полнота раскрытия темы. 2. Наглядность представленной информации. Оригинальность оформления презентации. 3. Структуризация информации. 4. Единый стиль слайдов. 5. Отсутствие грамматических, орфографических и речевых ошибок. 6. Отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации. 7. Наличие и правильность оформления обязательных слайдов (титульный лист, список источников, содержание, выводы). 8. Обоснованность и рациональность использования средств мультимедиа и анимационных эффектов. 9. Грамотность использования цветового оформления. 10. Размещение и комплектование объектов.

Тематика рефератов, презентаций

1. Значение социологических, антропологических и этнографических исследований в становлении социальной психологии.

2. Социально-психологическое содержание концепций «психологии народов» (М.Лацарус, Г.Штейнталь, В.Вундт) и «психологии масс» (Г.Лебон, Г.Тард, С.Сигеле).

3. Развитие соци­альной психологии в Европе и США.

4. История развития социально-психологических идей в России.

5. Психоаналитическая концепция массового сознания.

6. Необихевиористское направление в со­циальной психологии.

7. Когнитивно-психологический подход к объяснению социально-психологических явлений.

8. Те­ория социальных ролей.

9. Теории каузальной атрибуции.

10. Прикладные исследования в социальной психологии.

11. Психология толпы.

12. Стихийные группы и массовые движения.

13. Слухи как массовидное психическое явление.

14. Мода как массовидное психическое явление.

15. Паника как массовидное явление психики.

16. Психология и религия.

17. Психология межгрупповых отношений.

18. Общение как средство психологического воздействия на людей в современных условиях.

19. Межличностная аттракция как механизм формирования привязанностей людей.

20. Гендерные, возрастные, профессиональные большие группы.

21. Социально-психологические особенности возникновения и функционирования традиций в различных социальных группах.

22. Специфика межгрупповых и межконфессиональных отношений в современных условиях.

23. Этнос и культура.

24. Этнопсихологические исследования в социальной психологии.

25. Межэтнические отношения.

26. Взаимосвязь поведения и социальных установок.

27. Проблема конформности в социальной психологии.

28. Социально-психологические особенности формирования Я-концепции.

29. Социально-психологические регуляторы принятия личностью информации.

30. Социально-психологические факторы формирования картины мира.

31. Агрессия и влияющие на нее факторы.

32. Проблема агрессии в социальной психологии.

33. Конфликты между учителем и учениками и способы их разрешения.

34. Психологические аспекты политического лидерства.

35. Психология политической власти в современном обществе.

Основным результатом изучения дисциплины «Психология. Социальная психология»являетсяумение приреализации воспитательных функций в педагогической деятельности учитывать психологические закономерности организации групповой деятельности, благоприятного психологического климата, развития группы.

Наши рекомендации