Независимая переменная - это
а) переменная, изменяемая экспериментатором,
б) переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, принимающая различные значения;
в) недоступные непосредственно измерению, фиксируются путем анализа совместной вариации зависимых переменных;
г) учитываемые в эксперименте внешние переменные.
Артефакт - это
а) достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания;
б) результат исследования, являющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных переменных;
в) отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности;
г) любая реальность, наблюдаемые изменения которой могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале.
29. По цели эксперименты подразделяются на:
а) исследовательский;
б) диагностический;
в) демонстрационный;
г) групповой.
30. Включение контрольных вопросов в анкету способствует:
а) установлению достоверности сообщения респондентом сведений;
б) исключению из дальнейшего рассмотрения недостоверных вопросов;
в) контролю полноты заполнения анкеты;
г) контролю правильности заполнения анкеты.
31. Прикладное исследование – это …
а) исследование, направленное не на установление причинно-следственных отношений между переменными, а на выявление статистически значимых связей между двумя и более переменными;
б) исследование направленное на выявление культурной детерминации общегрупповых особенностей и индивидуальных различий поведения;
в) исследование, основной целью которого является решение конкретной задачи;
г) эксперимент, проводимый в обычных для испытуемых условиях.
32. Научный факт – это …
а) достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания;
б) результат исследования, являющийся следствием изменения зависимой переменной под влиянием побочных переменных;
в) отражение предметов, явлений, признаков или связей объективной действительности;
г) любая реальность, наблюдаемые изменения которой могут быть зафиксированы и измерены в какой-либо шкале.
33. Упорядочить этапы психологического исследования:
А) обработка результатов экспериментального исследования;
б) проведение исследования;
в) организация исследования;
г) планирование исследования;
д) интерпретация полученных данных.
Установите соответствие понятий с их содержанием
1.Наблюдение | а) метод сбора фактов о психологических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе |
2. Беседа | б) целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем |
3. Эксперимент | в) метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью специально разработанной системе вопросов, объединенных единым исследовательским замыслом и направленных на выявление качественных и количественных характеристик изучаемых явлений |
4.Анкетирование | г) метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений |
35. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г.Ананьеву) относится к:
а) организационным методам;
б) экспериментальным методам;
в) эмпирическим методам;
г) интерпретационным методам.
36. Ошибка 1-го рода – это …
а) принятие нулевой гипотезы, когда она ошибочна или признание отсутствия статистически значимого эффекта при его наличии;
б) отказ от нулевой гипотезы, тогда как она верна, или признание отсутствия статистически значимого эффекта при его отсутствии;
в) ошибка, вызванная любым фактором, вводящим погрешность в измерение некоторой переменной;
г) искажение, при котором люди переоценивают частоту появления ярких или запоминающихся событий.
37. Какой вид экспериментов в наибольшей степени соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития?
а) формирующий;
б) констатирующий;
в) естественный;
г) квазиэксперимент.
38. Включение контрольных вопросов в анкету способствует:
а) установлению достоверности сообщения респондентом сведений;
б) исключению из дальнейшего рассмотрения недостоверных вопросов;
в) контролю полноты заполнения анкеты;
г) контролю правильности заполнения анкеты.
39. Постановка научной проблемы предполагает:
а) обнаружение дефицита знания;
б) осознание потребности в устранении дефицита знания;
в) формулирование проблемы в научных терминах;
г) описание проблемной ситуации естественно-житейским языком.
40. Каков смысл тезиса о том, что научному мышлению свойственна объективность?
а) истинные ученые никогда не позволяют априорным предпосылкам влиять на результат работы;
б) измерения проводятся с помощью техники, поэтому воздействие человека полностью устраняется;
в) наблюдения могут быть подтверждены двумя или более наблюдателями;
г) ответы на все вопросы делаются на основании полученных данных.
41. Все перечисленные ниже высказывания являются характеристиками псевдонауки, кроме:
а) любые факты «объясняются» с помощью определенной теории;
б) относительно простые явления получают очень сложное объяснение;
в) псевдонаука выдается за нормальную научную работу;
г) концепция опирается на единичные свидетельства.
42. Что из ниже перечисленного верно в отношении фальсификации исследовательских данных?
а) мошенничество в конце концов будет обязательно раскрыто, так как результаты подложных экспериментов не соответствуют полученным в истинном исследовании;
б) она определяется как подделка всех или большинства данных исследования. Изменение малого количества данных не считается мошенничеством;
в) она может остаться нераскрытой, если сфабрикованные результаты похожи на истинные, полученные в других исследованиях;
г) это довольно редкое явление, потому что организация академической системы не позволяет получить вознаграждение за сфабрикованные данные.
43. В корреляционных исследованиях внешние переменные не контролируются, что приводит к проблеме интерпретации, известной как:
а) проблема направленности;
б) проблема регрессии к среднему;
в) проблема ограничения диапазона;
г) проблема третьей переменной.
44. Какие из перечисленных ниже проблем встречаются в прикладных исследованиях?
а) невозможно получить осведомленное согласие участников;
б) результаты редко оказываются полезными для построения, подтверждения или опровержения психологической теории;
в) низкая внутренняя валидность;
г) результаты редко обладают внешней валидностью.
45. Факторами экспериментального общения, наиболее искажающими результаты эксперимента (выделенные С. Розенцвейгом) являются:
а) ошибки отношения к наблюдаемому;
б) ошибки мотивации испытуемого;
в) словесное порицание;
г) ошибки восприятия испытуемым личности экспериментатора.
46. Валидность – это …
а) соответствие конкретного исследования принятым стандартам;
б) воспроизводимость результатов исследования, точность измерения, устойчивость результатов, получаемых с помощью определенной методики.
в) одно из важных понятий при оценке содержательных проблем соответствия в экспериментальном или другом эмпирическом исследовании;
г) мера связи двух или более рядов выборочных значений переменных.
47. Квазиэксперименты могут проводится:
а) с целью проверки теоретических гипотез опытным путем;
б) с целью повышения внешней валидности психологического исследования (при возможности активного эксперимента);
в) с целью проверки причинно-следственных гипотез, предполагающих измерение переменных, функциональный контроль которых возможен путем подбора групп;
г) для изучения базисных процессов, по отношению к которым управление ими (со стороны воздействий экспериментатора) невозможно.
48. Независимая переменная – это …
а) переменная, изменяемая экспериментатором,
б) переменная, изменяющаяся при действии независимой переменной, принимающая различные значения;
в) недоступные непосредственно измерению, фиксируются путем анализа совместной вариации зависимых переменных;
г) учитываемые в эксперименте внешние переменные.
49. Балансировка – это …
а) способ контроля эффекта порядка путем чередования воздействий;
б) способ контроля действия внешних переменных, при котором каждой группе испытуемых предъявляют различные сочетания независимой и дополнительных переменных;
в) стратегия случайного отбора или распределения испытуемых, при которой все субъекты имеют равные шансы попасть в группу;
г) предварительный отбор испытуемых по заданным признакам.
50. Смешанный факторный план «Латинский квадрат» это план:
а) 2х2;
б) 2х3;
в) 3х3;
г) план для одного испытуемого.
51. В качестве независимой переменной в исследовании могут рассматриваться:
а) характеристика заданий;
б) организменные состояния испытуемых;
в) внешние условия проведения эксперимента;
г) личностные особенности экспериментатора.
52. Нестинг – это …
а) вариант факторной схемы эксперимента, где переменные «вложены» друг в друга, т.е. характеризуют одних субъектов или условия;
б) экспериментальный эффект, или эффект действия независимой переменной, выраженный как разница значений зависимой переменной в экспериментальном и контрольном условиях;
в) тенденция исследователя преувеличивать значение одного из параметров ситуации и распространять его на оценку других параметров;
г) порядок экспериментальных воздействий.
53. По способу выявления связей между переменными (по процедуре варьирования экспериментальной ситуации) эксперименты подразделяются на:
а) интрапроцедурный (внутри);
б) интерпроцедурный (между);
в) кросс-процедурный (пересечение);
г) индивидуальный.
54. Перекрестный метод в эксперименте используется для решения проблемы:
а) третьей переменной;
б) отрицательной корреляции;
в) направленности;
г) регрессии к среднему
55. Видами связи между переменными являются:
а) монотонно-возрастающая;
б) монотонно-убывающая;
в) нелинейная U-образная зависимость;
г) нелинейная инвертированная U-образная зависимость;
д) квазипериодическая зависимость;
е) отсутствие зависимости;
ж) неопределенная зависимость.
56. Какая из перечисленных ниже стратегий не является стратегией построения экспериментальных групп?
а) рандомизация;
б) попарный отбор;
в) отсеивание;
г) стратометрический отбор;
д) приближенное моделирование;
е) репрезентативное моделирование;
ж) привлечение реальных групп.
57. Поведенческие проявления испытуемых и экспериментатора в эксперименте проявляются в эффектах (соотнесите название эффекта с содержанием):
1. Эффект ряда | а) Эффект, проявляющийся в психологическом исследовании, заключающийся в том, что опыт, полученный при одних условиях проведения эксперимента, влияет на последующее выполнение заданий при других условиях. |
2. Эффект первого впечатления | б) Эффект при котором изменение состояния испытуемого происходит равномерно от одной попытки к другой. |
3. Эффект прогрессии | в) Эффект влияния первого впечатления от личности испытуемого на интерпретацию и оценку экспериментатором его дальнейшего поведения и личностных особенностей. |
4. Эффект последовательности | г) Эффект асимметричного переноса в многоуровневым эксперименте, когда род воздействия имеет несколько уровней. Зависит от удаленности предъявляемого испытуемому уровня воздействия от концов ряда. Объясняется адаптацией испытуемого к предшествующему воздействию более низкого или более высокого уровня, чем предъявляемое. |
58. Для какого вида исследований наиболее вероятно установление таких сильных взаимосвязей экспериментатора с группой, что он теряет объективность?
а) включенное наблюдение;
б) внешнее наблюдение;
в) групповой опрос, проходящий в виде интервью;
г) тестирование.
59. План Р.Л.Соломона, разработанный в 1949 году, используется при проведении эксперимента на:
а) одной группе испытуемых;
б) двух группах испытуемых – контрольной и экспериментальной;
в) трех группах – 1-ой контрольной и 2-х экспериментальных;
г) четырех группах – 2-х контрольных и 2-х экспериментальных.
60. К доэкспериментальным планам относятся:
а) исследование единичного случая;
б) план с предварительным и итоговым тестированием одной группы испытуемых;
в) сравнение статистических групп;
г) план для неэквивалентных групп.
д) план дискретных временных серий.
Примерная тематика контрольных работ и рекомендации по их выполнению: Контрольные работы по учебной дисциплине «Экспериментальная психология» не предусмотрены.
Рубежный контроль
Рубежный контроль проводится в форме написания и публичной защиты реферата.