Это делать какая-то другая независимая организация? И если это так, то должна ли такая независимая организация иметь какую-то специальную лицензию или что-то такое?

Ответ: Я твердо верю в то, что все отчеты, в Том числе и социальные отчеты компании, должны верифицироваться и аудироваться независи­мой третьей стороной. И задача этой третьей стороны, которая верифи­цирует и аудирует отчет, заключается в том, чтобы компания в своих со­циальных отчетах отражала те области, которые действительно являются важными, и представляла в своих отчетах существенную материальную информацию, которая действительно актуальна. Стандарт верификации АА 1000 требует, чтобы верификация социальной отчетности проводи­лась независимой третьей стороной, чтобы эта третья сторона никоим образом не была связана с компанией.

Вопросы, о которых мы сейчас говорим, являются достаточно слож­ными, и поэтому очень важно, чтобы верифицирующая сторона, т.е. ком­пания, которая проверяет отчет, была компетентной и чтобы она для сво­их сотрудников предоставляла возможности обучения и развития именно в области верификации отчетов.

Могу привести вам пример. В 1998 г. компания «Монсанта» подго­товила и опубликовала отчет, который не прошел верификацию внешним аудитором, внешней компанией-верификатором. В этом отчете компа­ния представила ряд сведений и не представила информацию о генети­чески измененных продуктах. И я считаю, что это означает, что инфор­мация, которая представлена в отчете, не может вызывать доверия, не является достоверной до конца. Это не единственный пример, я могу привести множество других.

Что касается необходимости сертификации, безусловно, со време­нем компании, которые занимаются верификацией и аудитом отчетов, должны будут получать соответствующие сертификат и лицензию. Про­сто сейчас мы находимся на самом раннем этапе развития этой области.

Вопрос, компания «Кузнецов и партнеры»: Каким образом расширяю­щаяся деятельность компаний в области социальной ответственности вли­яет на развитие консалтингового рынка? Готовят ли социальные отчеты ком­пании самостоятельно, с помощью собственных специалистов или привлекают для этого специализированные агентства? Если привлекают агентства, то какие — PR-агентства или консалтинговые агентства более широкого профиля, или развивается рынок агентств, специализирующихся на консалтинге именно в области социальной отчетности?

Ответ: Очень интересный вопрос, спасибо большое. За последние несколько лет, действительно, очень много консалтинговых компаний появилось в связи с тем, что компании стали активно работать в области социальной отчетности. Я думаю, что работа должна вестись по обоим направлениям, компании должны, с одной стороны, готовить внутрен­ние ресурсы и внутренних специалистов, которые могли бы готовить от-

РТ

четы в области корпоративной социальной ответственности и должны внедрять в повседневную практику те принципы, о которых говорилось. Но, с другой стороны, безусловно, будут развиваться консалтинговые агентства и будет появляться все больше компаний, которые будут зани­маться верификацией и аудитом отчетности компании.

Я твердо убежден в том, что социальные отчеты готовятся не только для того, чтобы информировать общество, общественность о компаниях и о проделанной работе, но и для того, чтобы совершенствовать свою деятельность, чтобы компании могли постоянно развиваться и улучшать результативность своей деятельности.

Вопрос, Российская академия бизнеса и предпринимательства: Вопро­сы социальной ответственности и социальной отчетности стали ответом на вызов развитых плотных рынков с очень жесткой конкуренцией. Крупные компании ответили на этот вызов. Мы находимся в другом рынке. Это пока еще достаточно свободный рынок, с громадными возможностями дальней­шего развития и очень слабыми традициями законопослушания. Нужно ли на таком рынке жесткое государственное вмешательство и будет ли это бла­гом? Или Вы являетесь сторонником того, чтобы бизнес-сообщество само регулировало эти вопросы?

Ответ: Ответ очень простой. С одной стороны, государство должно регулировать деятельность тех или иных компаний, тех или иных отрас­лей. С другой стороны, оно не должно слишком сильно вмешиваться в работу компаний, и компании сами должны разрабатывать высокие стан­дарты работы и практики и обеспечивать соответствие этим стандартам, которые они сами для себя установили. Сейчас тенденция такова, что, если компания хочет работать в Северной Америке, в странах ЕС, в Ев­ропе, она должна действительно работать в соответствии с самыми жест­кими международными стандартами. Это повсеместная практика, и она получает все большее и большее распространение в мире.

Последний момент, о котором хотел бы сказать. Люди предпочита­ют работать в хороших компаниях. Наверное, мечта любого человека — работать в компании, которая имеет систему ценностей, схожую с систе­мой ценностей самого человека. Поэтому, безусловно, компании долж­ны разрабатывать соответствующую систему ценностей и устанавливать высокие стандарты корпоративного поведения.

Часть 2

ОПЕРАТИВНЫЕДОКУМЕНТЫ

Наши рекомендации