Оценка эффективности службы УП
Оценка деятельности кадровой службы организации базируется на определении того, насколько она способствует достижению целей организации и выполнению поставленных перед ней задач.
Результаты оценки служат итоговыми индикаторами, фокусирующими внимание на основных проблемах работы с персоналом, таких, как качество выполненной работы, удовлетворенность работников, исполнительская дисциплина, текучесть кадров.
Показатели оценки эффективности деятельности подразделений управления персоналом
Показатели собственно экономической эффективности | Показатели степени укомплектованности кадрового состава | Показатели степени удовлетворенности работников | Косвенные показатели эффективности |
- Соотношение издержек, необходимых для обеспечения организации квалифицированной рабочей силой соответствующего количества и качества, и полученных результатов деятельности - Затраты на отдельные направления и программы деятельности кадровых служб в расчете на одного работника - Эффект воздействия отдельных кадровых программ на результативность деятельности работников и организации в целом - Отношение бюджета подразделения управления персоналом к численности обслуживаемого персонала | - Соответствие численности работников числу рабочих мест (количественная укомплектованность кадрового состава) -Соответствие профессионально-квалификационных характеристик работников требованиям рабочих мест, производства в целом (качественная укомплектованность кадрового состава) | - Степень удовлетворенности работой в данной организации - Степень удовлетворенности деятельностью подразделений управления персоналом | - Текучесть кадров - Уровень абсентеизма - Произ-ть труда - Показатели качества продукции (процент брака, рекламаций и пр.) - Количество жалоб работников - Уровень производственного травматизма и профзаболеваний |
Количественная оценка показателей собственно экономической эффективности деятельности служб управления персоналом предполагает обязательное определение затрат, необходимых для реализации кадровой политики организации. При этом следует учитывать не только общие затраты организации на персонал, но и издержки по содержанию самой кадровой службы, реализации ею функций управления. Поскольку работники службы являются частью коллектива организации, то в общих затратах учтены и затраты, которые касаются непосредственно их. К ним следует добавить лишь материальные затраты и эксплуатационные расходы на содержание кадровой службы (как часть общезаводских расходов).
Еще одним показателем, характеризующим деятельность служб управления персоналом, являются средние затраты на кадровые мероприятия в расчете на одного работника, например:
Средние затраты на «новичка» = Затраты на отбор персонала/ Количество отобранных кандидатов
Средние затраты на обучение =Общая стоимость обучения одного работника/Количество обучившихся
Оценка показателей степени укомплектованности кадрового состава, оценивается количественно путем сопоставления фактической численности работников с требуемой (расчетной) величиной по трудоемкости операций или с плановой численностью и численностью, предусмотренной штатным расписанием; а также качественно — по соответствию профессионально-квалификационного уровня, профиля образования, практического опыта работников требованиям занимаемых рабочих мест (должностей).
Показатели степени удовлетворенности работой оцениваются на основе анализа мнений работников. Такие мнения выявляются с помощью обследования путем анкетирования или интервьюирования для выражения реакции работников на кадровую политику организации и отдельных ее направлений.
Основными косвенными критериями эффективности деятельности служб управления персоналом являются показатели текучести кадров и абсентеизма. Текучесть является одной из наиболее распространенных организационных форм подвижности кадров. На практике к текучести принято относить как увольнение по собственному желанию, так и увольнение по инициативе администрации в связи с прогулами работников, систематическими нарушениями трудовой дисциплины и пр.
В то же время к текучести нельзя подходить однозначно, поскольку процесс текучести кадров выполняет ряд важных позитивных функций: межотраслевого и территориального перераспределения рабочей силы, квалификационно-профессионального продвижения кадров, обслуживания внешних и внутренних трудовых перемещений, вызванных техническим прогрессом. Кроме того, полное отсутствие трудовых перемещений в организации, в том числе и текучести, приводит к «окостенению» структуры коллектива.
Абсолютные масштабы текучести измеряются количеством увольнений работников по собственному желанию, а также по инициативе администрации (за определенный период).
Относительный показатель текучести — коэффициент текучести кадров определяется как отношение числа работников, уволившихся по причинам, относимым непосредственно к текучести (по собственному желанию, за нарушения трудовой дисциплины), к среднесписочной численности работников:
Кт = Ру /р - 100,
где К— коэффициент текучести;
Ру — численность работников, уволенных по причинам текучести;
р — среднесписочная численность работающих.
Организации могут снизить уровень текучести с помощью следующих мер: 1. Улучшение организации труда и производства
2.Сокращение монотонного, малоквалифицированного труда
3. Оздоровление условий труда, устранение несоответствия содержания труда на рабочем месте квалификации, индивидуальным способностям и интересам работников,
4. Организация профессионального продвижения кадров и развитой системы повышения квалификации
5. Улучшение жилищных и других бытовых условий
6. Совершенствование оплаты и стимулирования труда
7. Специальные меры по адаптации молодых работников.
Показатели текучести внутренне коррелируют с показателями абсентеизма — количеством самовольных невыходов работников на работу.
Стандартные формулы для расчета абсентеизма:
A =Dn/NxD или A=Pn/P,
Dn – число рабочих дней, потерянных за определенный период из-за отсутствия на работе;
D – число рабочих дней;
N – среднее число работников;
Pn – общее число пропущенных часов;
P – общее число рабочих часов по графику.
Абсентеизм приводит к значительным издержкам, которые включают в себя:
- обязательные выплаты вне зависимости от фактического присутствия работника на рабочем месте;
- оплата сверхурочных работ работнику, заменяющему отсутствующего;
- потери, связанные с простоями оборудования, падением производительности труда и т.п.
Оценка деятельности кадровой составляющей деятельности организации будет неполной без оценки качества работы работников кадровых служб по следующим показателям:
- выполнение обязательств по подбору предусмотренного штатным расписанием организации количества работников;
- выполнение обязательств по обеспечению организации руководителями, специалистами и рабочими требуемых профессий, специальностей и квалификации;
- количество случаев нарушений установленного порядка оформления кадровой документации (контрактов, пенсионных дел, трудовых книжек, справок, отчетов и т.п.);
- степень обеспеченности полноценного резерва на выдвижение на должности руководителей и специалистов;
- своевременность и высокое качество оформления установленной отчетности;
- количество случаев нарушения трудовой дисциплины сотрудниками кадровой службы, в том числе невыполнения возложенных на них обязанностей, неправомерного использования прав;
- количество случаев нарушения графика проверки и анализа соблюдения работниками трудовой дисциплины;
- степень реализации программы формирования потребности организации в специалистах с учетом перспектив ее деятельности, программы обучения и повышения квалификации работников организации;
- степень сотрудничества подразделений организации с кадровой службой;
- эффективность предложений по реализации кадровой политики.