Коммуникативная структура организации
Общение в организации
Коммуникативная функция общения
— структура коммуникативного акта
— средства коммуникации вербальное общение невербальные средства общения
а) оптико-кинетические
б) паралингвистические
в)экстралингвистические
г) проксемические
д) визуальное общение
— явный и скрытый смысл
Регулятивная функция общения
Перцептивная функция общения
— идентификация
— эмпатия
— рефлексия
— интерпретация и атрибуция
— роль установки
Особенности межличностного восприятия
— эффект ореола («гала-эффект»)
— новизна
— «эффект проекции»
— стереотипизации
— точность межличностной перцепции
— межличностная аттракция
— обратная связь Общение и понимание
— барьеры эффективного общения
— оценка источника сообщения
— общение и статус
Система организационного общения
— нисходящий информационный поток
— восходящий информационный поток— горизонтальные информационные потоки
Типы коммуникационных сетей
Неформальное общение в организации
Общение и стиль управления
Пути повышения эффективности общения в организации
Коммуникации делятся на 2 большие группы: внешние и внутренние.
Внешние коммуникации - коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы
внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.
Внутренние коммуникации - коммуникации внутри организации между различными уровнями и
подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.
Формальные коммуникации - коммуникации, которые определяются организационной
структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов.
На неформальных коммуникациях более подробно остановимся чуть позже.
И так, рассмотрим основные виды внутренних коммуникаций.
1) Коммуникации между уровнями
Между организационными уровнями информация перемещается путем вертикальных
коммуникаций. Они могут быть нисходящими -- когда информация передается с высшего уровня
на низший, например, когда подчиненных информируют о приоритетах, заданиях,
рекомендуемых процедурах и т.д.
Кроме нисходящих коммуникаций, организации необходимы восходящие. Например, банковский
кассир, заметив, что новый компьютер работает медленнее старого и клиентам приходится ждать
дольше, и, зная, что «качественное обслуживание клиентов -- главная задача банка», по всей
вероятности, известит об этом своего непосредственного начальника, который, в свою очередь,
проинформирует менеджера банка по операциям, а тот -- вице-президента.Качество восходящих
коммуникаций сильно влияет па производительность компании. Восходящие коммуникации
выполняют также функцию снабжения менеджеров информацией о происходящем на более
низких уровнях. Благодаря им менеджеры узнают о текущих и потенциальных проблемах и
предлагают корректировочные меры. В последнее время менеджеры используют новую форму
восходящих коммуникаций -- рабочие группы, регулярно собирающиеся раз в неделю для
обсуждения и решения производственных и сервисных проблем. Восходящие коммуникации, как
правило, осуществляются в форме отчетов, предложений и пояснительных записок.
2) Коммуникации между отделами (подразделениями)
Кроме вертикальных, организациям нужны горизонтальные коммуникации. Организация состоит
из множества подразделений, для координации задач и действий которых необходимы
коммуникации. Чтобы добиться движения организации в желательном направлении, менеджеры
должны обеспечить совместную деятельность всех ее частей.Горизонтальные коммуникации
полезны еще и тем, что они стимулируют формирование взаимоотношений на одном и том же
организационном уровне, которые являются важным элементом удовлетворенности людей своей
работой.
3) Коммуникации между менеджером и подчиненными
Возможно, самым явным элементом коммуникаций в организации является общение между
менеджерами и их подчиненными. Хотя они относятся к вертикальным коммуникациям, о
которых уже было сказано, рассмотрим их отдельно, поскольку они составляют львиную долю
управленческих коммуникаций (как показали исследования, две трети).Форм таких
коммуникаций существует очень много: разъяснение задачи, объяснение приоритетов и
ожиданий; привлечение работника к решению задач отдела; обсуждение проблем
эффективности; совершенствование и развитие подчиненных; сбор информации о
потенциальных или реальных проблемах; оповещение людей о предстоящих изменениях,
ознакомление с идеями подчиненных и т.д.
4) Коммуникации между менеджером и рабочей группой
Кроме коммуникаций между менеджером и подчиненным, в организации существуют также
коммуникации между менеджером и его рабочей группой, нацеленные на повышение ееэффективности. Поскольку в этом процессе участвуют все члены группы, каждый имеет
возможность поделиться мыслями о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как работать
сообща, о предстоящих изменениях и их возможных последствиях для данной группы и других
подразделений, о проблемах и достижениях и о новаторских идеях