Коммуникативная структура организации

Общение в организации

Коммуникативная функция общения

— структура коммуникативного акта

— средства коммуникации вербальное общение невербальные средства общения

а) оптико-кинетические

б) паралингвистические

в)экстралингвистические

г) проксемические

д) визуальное общение

— явный и скрытый смысл

Регулятивная функция общения

Перцептивная функция общения

— идентификация

— эмпатия

— рефлексия

— интерпретация и атрибуция

— роль установки

Особенности межличностного восприятия

— эффект ореола («гала-эффект»)

— новизна

— «эффект проекции»

— стереотипизации

— точность межличностной перцепции

— межличностная аттракция

— обратная связь Общение и понимание

— барьеры эффективного общения

— оценка источника сообщения

— общение и статус

Система организационного общения

— нисходящий информационный поток

— восходящий информационный поток— горизонтальные информационные потоки

Типы коммуникационных сетей

Неформальное общение в организации

Общение и стиль управления

Пути повышения эффективности общения в организации

Коммуникации делятся на 2 большие группы: внешние и внутренние.

Внешние коммуникации - коммуникации между организацией и внешней средой. Факторы

внешней среды очень сильно влияют на деятельность организации.

Внутренние коммуникации - коммуникации внутри организации между различными уровнями и

подразделениями. Они могут быть формальными и неформальными.

Формальные коммуникации - коммуникации, которые определяются организационной

структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов.

На неформальных коммуникациях более подробно остановимся чуть позже.

И так, рассмотрим основные виды внутренних коммуникаций.

1) Коммуникации между уровнями

Между организационными уровнями информация перемещается путем вертикальных

коммуникаций. Они могут быть нисходящими -- когда информация передается с высшего уровня

на низший, например, когда подчиненных информируют о приоритетах, заданиях,

рекомендуемых процедурах и т.д.

Кроме нисходящих коммуникаций, организации необходимы восходящие. Например, банковский

кассир, заметив, что новый компьютер работает медленнее старого и клиентам приходится ждать

дольше, и, зная, что «качественное обслуживание клиентов -- главная задача банка», по всей

вероятности, известит об этом своего непосредственного начальника, который, в свою очередь,

проинформирует менеджера банка по операциям, а тот -- вице-президента.Качество восходящих

коммуникаций сильно влияет па производительность компании. Восходящие коммуникации

выполняют также функцию снабжения менеджеров информацией о происходящем на более

низких уровнях. Благодаря им менеджеры узнают о текущих и потенциальных проблемах и

предлагают корректировочные меры. В последнее время менеджеры используют новую форму

восходящих коммуникаций -- рабочие группы, регулярно собирающиеся раз в неделю для

обсуждения и решения производственных и сервисных проблем. Восходящие коммуникации, как

правило, осуществляются в форме отчетов, предложений и пояснительных записок.

2) Коммуникации между отделами (подразделениями)

Кроме вертикальных, организациям нужны горизонтальные коммуникации. Организация состоит

из множества подразделений, для координации задач и действий которых необходимы

коммуникации. Чтобы добиться движения организации в желательном направлении, менеджеры

должны обеспечить совместную деятельность всех ее частей.Горизонтальные коммуникации

полезны еще и тем, что они стимулируют формирование взаимоотношений на одном и том же

организационном уровне, которые являются важным элементом удовлетворенности людей своей

работой.

3) Коммуникации между менеджером и подчиненными

Возможно, самым явным элементом коммуникаций в организации является общение между

менеджерами и их подчиненными. Хотя они относятся к вертикальным коммуникациям, о

которых уже было сказано, рассмотрим их отдельно, поскольку они составляют львиную долю

управленческих коммуникаций (как показали исследования, две трети).Форм таких

коммуникаций существует очень много: разъяснение задачи, объяснение приоритетов и

ожиданий; привлечение работника к решению задач отдела; обсуждение проблем

эффективности; совершенствование и развитие подчиненных; сбор информации о

потенциальных или реальных проблемах; оповещение людей о предстоящих изменениях,

ознакомление с идеями подчиненных и т.д.

4) Коммуникации между менеджером и рабочей группой

Кроме коммуникаций между менеджером и подчиненным, в организации существуют также

коммуникации между менеджером и его рабочей группой, нацеленные на повышение ееэффективности. Поскольку в этом процессе участвуют все члены группы, каждый имеет

возможность поделиться мыслями о новых задачах и приоритетах отдела, о том, как работать

сообща, о предстоящих изменениях и их возможных последствиях для данной группы и других

подразделений, о проблемах и достижениях и о новаторских идеях

Наши рекомендации