Социально психологический эксперимент
Три четверти соц.псих.исследований строятся на использовании эксперимента. При этом два эксперимента являются лабораторными. А в социологии такая цифра на опросе. Этот метод заимствованный.
Проблемы в связи с использованием в социальной психологии. Есть закономерности, при этом мы не задумываемся, что большинство этих закономерностей было получено в лабораторных исследованиях на студентах добровольцах.
Проблемы: молодежь не является носителем ценностей, кот. характерны для взрослых людей; соц.психологи закрывают глаза на то ,что информация была получена от студента-добровольца (закономерности открыты на тех, кто всегда приходит). Эти проблемы не выносятся на обсуждение.
К эксперименту, как к общенаучному методу, выдвигаются следующие требования – повторяемость и экологическая валидность (феномен радиоактивности, закономерность, одинаков в любых условиях).
Ни один из показателей социально психологического эксперимента не повторяется. Никогда не получаются те же самые результаты. Экологическая валидность – ставить условия некорректно. В реальной жизни люди ведут себя иначе, чем в лабораторных условиях. Естественный эксперимент гораздо сложнее.
Эффекты (ошибки) экспериментатора. Их очень много. Некоторые из них – невольные подсказки экспериментатора (феномен умного Ганса); к определенным людям экспериментатор имеет доброе отношение, а к некоторым наоборот, что повлияет также на исход эксперимента.
Примеры образца соц.псих. эксперимента:
1. Эксперимент Соломона Аша, конформизм, давление группы. Шестеро получают инструкцию, благодаря которой понимают смысл эксперимента, а один не подготовленный. Эксперимент начинается с проблемы обмана, все эксперименты начинаются с обмана. Когда мы идем на опрос, мы либо в устной инструкции или в уточнении к ней, рассказываем правду.
Здесь был обман о зрительном восприятии. Участников эксперимента усаживали кругом, экспериментатор показывал таблички с линиями разной длины. На самом деле первая и четвертая линия были равны. Осведомленные участники эксперимента называли разные, не подходящие, линии, а неосведомленный участник должен был либо согласиться с ними, либо отстаивать свою точку зрения. Смысл эксперимента был в том, чтобы выяснить какое количество участников сдались, а кто устоял. На самом деле сдавшихся было намного больше. От 70% до 90% неосведомленных участников эксперимента соглашались с мнением большинства, находясь под давлением и насмешками большинства. На самом деле, конформистов оказалось больше, особенно в Германии, а лишь несколько % смогли устоять.
2. Стенли Милгрэм. Обман состоял в том, что участникам эксперимента предлагалось объяснить другим участникам материал. Учитель – неосведомленный доброволец. Ученик либо профессиональный актер, либо подготовленный психолог с актерским талантом. Между ними был экран. И кнопки с напряжением. Учитель должен был все объяснить так, чтобы ученик запомнил, и если ученик не запоминал, то учитель должен был нажать на кнопку и ударить током ученика. На одной стороне учитель, с ходящим за ним экспериментатором, который ходил и говорил: «что ж ты не можешь научить ученика??» А с другой стороны тупой ученик, который не смог ничего запомнить. Его якобы сильно били током, а в конце ученик изображал сердечный приступ. При этом учитель на каком-то этапе не мог остановиться, несмотря на сердечный приступ, и продолжал бить по кнопке со словами: «Что ж ты такой тупой. На тебе! На тебе!» Потом, когда учитель приходил в себя, осознав соделанное, его зачастую приходилось вести потом к психиатру. И иногда не помогало то, что это была просто игра. Изучалось влияние авторитета, экспериментатор выступал в роли авторитета и под его влиянием испытуемый делал такие вещи.
3. Эксперимент Зимбордо. Книга «застенчивость». Фильм «Эксперимент». Этот эксперимент называется «Стэндфордский», либо «Тюремный эксперимент» или «Эксперимент Зимбордо». Почему мы совершаем дурные поступки под влиянием обстоятельств, или это в нашей природе? Можем ли мы противостоять внешнему давлению. Либо имея стержень личности, мы можем не поддастся этим обстоятельствам. Нужно было пройти тестирование: фиксировался уровень настройки на агрессию, отсутствие криминального прошлого. 20 участников очень положительных людей, студентов Стэндфордского университета. Одно из помещений было переоборудовано под тюрьму. Тех, кто играл роль заключенных, не предупредили, что начнется эксперимент с того, что их из дому для правдивости, приедут и заберут в тюрьму. А надсмотрщикам рассказали все правила тюрьмы и необходимость контролировать поведение заключенных и соответственно реагировать. Начались трения на второй, третий день. В воздухе начала витать напряженная атмосфера, драки на 3 день, и на 4 день Зимбордо прекратил свой эксперимент. И достаточно пессимистично предложил доклад о том, что карающие меры бессмысленны потому, что давление обстоятельств все равно повлияет на поведение человека.