Психологический эксперимент

Методы фундаментальной психологии

Методами теоретической психологии являются те средства и приёмы, благодаря которым исследователи имеют возможность получать достоверные данные и впоследствии использовать их для создания научных теорий и составления практических рекомендаций. Данные методы используются для изучения психических явлений, их развития и изменения. Но изучаются не только особенности человека, но и «внешние» факторы: возрастные особенности, влияние окружающей среды и воспитания и т.п.

Психологические методы довольно разнообразны. В первую очередь различают методы научного исследования и только потом практические методы. Среди теоретических методов основными являются наблюдение и эксперимент. Дополнительными являются самонаблюдение, психологическое тестирование, биографический метод, опрос и беседа. Для изучения психологических явлений применяются комбинации этих методов.

Наблюдение

В психологии под наблюдением понимается целенаправленное восприятие и регистрация поведения исследуемого объекта. Причём все явления при использовании этого метода изучаются в обычных для объекта условиях. Этот метод считается одним из самых древних. Но именно научное наблюдение получило широкое применение только в конце XIX века. Сначала оно применялось в психологии развития, а также педагогической, социальной и клинической психологии. Позже его стали использовать в психологии труда. Наблюдение обычно применяют в тех случаях, когда вмешиваться в естественный процесс хода событий не рекомендуется или невозможно. Существует несколько видов наблюдения:

1. Полевое – в обычной жизни; 2. Лабораторное – в особых условиях; 3. Опосредованное; 4. Непосредственное;   5. Включенное; 6. Невключенное; 7. Прямое; 8. Косвенное;   9. Сплошное; 10. Выборочное; 11. Систематическое; 12. Несистематическое.  

Как уже говорилось, наблюдение должно применяться в тех случаях, когда вмешательство исследователя может нарушить естественный процесс взаимодействия человека с окружающим миром. Данный метод является необходимым, когда нужно получить объёмную картину происходящего и во всей полноте зафиксировать поведение человека/людей. Важными особенностями наблюдения являются:

1. Невозможность или сложность повторного наблюдения;

2. Эмоциональная окрашенность наблюдения;

3. Связь наблюдаемого объекта и наблюдателя.

Наблюдение проводится для выявления различных особенностей поведения – это предмет. Объектами, в свою очередь, могут выступать:

1. Вербальное поведение: содержание, продолжительность, интенсивность речи и т.п.

2. Невербальное поведение: выражение лица, глаз, положение тела, экспрессия движения и т.д.

3. Перемещения людей: дистанция, манера, особенности и т.д.

То есть объект наблюдения – это то, что можно зафиксировать наглядно. Исследователь в этом случае наблюдает не психические свойства, но регистрирует явные проявления объекта. Исходя из полученных данных и предположений о том, проявлением каких психических особенностей они являются, учёный может сделать определённые выводы о психических свойствах индивида.

Как проводится наблюдение? Результаты данного метода обычно записываются в специальные протоколы. Наиболее объективные выводы можно сделать, если наблюдение проводит группа людей, т.к. представляется возможность обобщить разные результаты. Следует также соблюдать при наблюдении определённые требования:

4. Наблюдения не должны влиять на естественный ход событий;

5. Проводить наблюдение лучше на разных людях, т.к. есть возможность сравнивать;

6. Наблюдения следует проводить повторно и систематично, а также учитывать уже полученные в ходе прошлых наблюдений результаты.

Наблюдение состоит из нескольких этапов:

1. Определение предмета (ситуация, объект и т.п.);

2. Определение способа наблюдения;

3. Выбор способа регистрации данных;

4. Создание плана;

5. Выбор способа обработки результатов;

6. Наблюдение;

7. Обработка полученных данных и их интерпретация.

Следует определиться и со средствами наблюдения – оно может осуществляться специалистом или фиксироваться приборами (аудио-, фото-, видеоаппаратура, карты наблюдения). Часто наблюдение путают с экспериментом. Но это два разных метода. Различие их в том, что при наблюдении: 1) Наблюдатель не влияет на процесс; 2)Наблюдатель регистрирует именно то, что наблюдает.

Есть определённый этический кодекс, разработанный Американской психологической ассоциацией (American Psychological Association/APA). Этот кодекс подразумевает проведение наблюдений согласно определённым правилам и мерам предосторожности. В качестве примера можно привести следующие:

Если наблюдение планируется проводить в общественном месте, то получение согласия от участников эксперимента не обязательно. В противном случае требуется получить согласие.

Исследователи не должны допустить, чтобы в ходе исследования участникам был причинён какой-либо вред.

Исследователи должны до минимума снизить своё вторжение в личную жизнь участников.

Исследователи не должны раскрывать конфиденциальные данные об участниках.

Каждый человек, даже не являясь специалистом в области психологии, может использовать метод наблюдения для того, чтобы в случае необходимости получить данные касаемо какого-либо вопроса.

ПРИМЕР: Вы хотите отдать своего ребёнка в какую-то секцию или кружок. Чтобы сделать правильный выбор, вам нужно выявить его предрасположенности, т.е. к чему он тяготеет сам по себе - без воздействия извне. Для этого нужно провести наблюдение. Посмотрите на ребёнка со стороны - что он делает, когда остаётся один, какие действия он совершает, чем ему нравится заниматься. Если, к примеру, он постоянно везде рисует, то, возможно, у него есть природная склонность к рисованию и можно попробовать отдать его в художественную школу. Если ему нравится что-то разбирать/собирать, то его может интересовать техника. Постоянная тяга к игре в мяч говорит о том, что стоит отдать его в футбольную или баскетбольную школу. Также вы можете попросить воспитателей в саду или учителей в школе понаблюдать за вашим ребёнком и на основе этого сделать определённые выводы. Если ваш сын постоянно задирается и дерётся с мальчишками, это не повод его ругать, но стимул, чтобы записать в секцию какого-то боевого искусства. Если ваша дочь любит заплетать подружкам косички, то ей может быть интересно начать изучать искусство парикмахера.

Вариантов наблюдения может быть огромное количество. Главное – это понять, что конкретно вы хотите определить и продумать наилучшие способы своих наблюдений.

Психологический эксперимент

Под экспериментом в психологии понимают опыт, проводимый в определённых условиях для того, чтобы получить новые данные через непосредственное вмешательство экспериментатора в жизнедеятельность испытуемого. В процессе исследования учёный изменяет определённый фактор/факторы и смотрит, что происходит в результате. Психологический эксперимент может включать в себя и другие методы: тестирование, опрос, наблюдение. Но может и быть вполне самостоятельным методом. Существует несколько видов экспериментов (по способу проведения):

Лабораторный – когда можно управлять конкретными факторами и изменять условия;

Естественный – проводится в обычных условиях и человек может даже не знать об эксперименте;

Психолого-педагогический – когда человек/группа людей обучаются чему-либо и формируют в себе определённые качества, овладевают навыками;

Пилотажный – пробный эксперимент, проводимый перед основным.

Есть и эксперименты по уровню осознанности:

Явный – испытуемый в курсе эксперимента и всех его подробностей;

Скрытый – испытуемый не знает всех подробностей эксперимента или вообще не ведает об эксперименте;

Комбинированный – испытуемый знает только часть информации или намеренно введён в заблуждение относительно эксперимента.

Организация процесса эксперимента

Исследователь должен поставить чёткую задачу – для чего проводится эксперимент, с кем и в каких условиях.

Далее между испытуемым и учёным должны установиться определённые отношения и испытуемому даются инструкции (либо не даются).

Затем проводится сам эксперимент, после чего обрабатываются и интерпретируются полученные данные.

Эксперимент как научный метод должен соответствовать определённым качествам:

· Объективность полученных данных;

· Надёжность полученных данных;

· Валидность полученных данных.

Но, несмотря на то, что эксперимент является одним из самых уважаемых методов исследования, он имеет, как плюсы, так и минусы. Плюсы:

· Возможность выбрать отправную точку для начала эксперимента;

· Возможность повторного проведения;

· Возможность изменять определённые факторы, тем самым влияя на результат.

· Минусы (по мнению некоторых специалистов):

· Психика сложна для исследования;

· Психика непостоянна и уникальна;

· Психика обладает свойством спонтанности.

По этим причинам, проводя психологические эксперименты, исследователи не могут в своих результатах опираться на данные одного лишь этого метода и должны прибегать к комбинированию с другими методами и учитывать множество различных показателей. При проведении экспериментов также следует придерживаться этического кодекса APA.

Проводить различные эксперименты в процессе жизнедеятельности можно и без помощи дипломированных специалистов и опытных психологов. Естественно, результаты, полученные в ходе самостоятельных экспериментов, будут сугубо субъективными. Но определённую информацию получить всё же можно.

ПРИМЕР: Допустим, вам хочется больше узнать о поведении людей в тех или иных обстоятельствах, увидеть, как они будут на что-то реагировать и, возможно, даже понять ход их мыслей. Смоделируйте для этого какую-то ситуацию и используйте её в жизни. В качестве примера можно привести следующее: человеку было интересно, как реагируют окружающие на сидящего рядом и опирающегося на них в транспорте спящего человека. Для этого он взял своего друга, который снимал происходящее на камеру, и несколько раз повторял одно и то же действие: он делал вид, что спит и облокачивался на соседа. Реакция людей была разной: кто-то отодвигался, кто-то будил и выражал недовольство, кто-то мирно сидел, подставив плечо «уставшему» человеку. Но на основе полученных видеозаписей был сделан вывод: люди, в большинстве своём, негативно реагируют на «инородный объект» в своём личном пространстве и испытывают неприятные эмоции. Но это лишь «верхушка айсберга» и психологическое отторжение людей друг от друга можно интерпретировать совершенно по-разному.

Проводя свои личные эксперименты, всегда будьте осторожны и обязательно следите за тем, чтобы ваши исследования не наносили окружающим какого-либо вреда.

Самонаблюдение

Самонаблюдение – это наблюдение за собой и особенностями своего поведения. Данный метод может применяться в форме самоконтроля и играет большую роль в психологии и жизни человека. Однако, как метод, самонаблюдение в большей степени может лишь констатировать факт чего-либо, но не его причину (что-то забыл, но неизвестно почему). Именно поэтому самонаблюдение, хотя и является важным методом исследования, не может быть основным и самостоятельным в процессе познания сути проявлений психики. Качество рассматриваемого нами метода находится в прямой зависимости от самооценки человека. К самонаблюдению, к примеру, более предрасположены люди с низкой самооценкой. И следствием гипертрофированного самонаблюдения может стать самокопание, зацикленность на неправильных поступках, чувство вины, самооправдание и т.п.

Адекватному и действенному самонаблюдению способствуют:

· Ведение личных записей (дневника);

· Сопоставление самонаблюдения с наблюдениями окружающих;

· Повышение самооценки;

· Психологические тренинги по личностному росту и развитию.

· Применение самонаблюдения в жизни – это очень действенный способ понять себя, мотивы своих поступков, избавиться от некоторых проблем в жизни и разрешить сложные ситуации.

ПРИМЕР: Вы хотите повысить свою эффективность в ежедневной деятельности (в общении с людьми, на работе, дома) или избавиться от вредных привычек (негативное мышление, раздражительность, даже курение). Возьмите себе за правило как можно чаще каждый день находиться в состоянии осознанности: обращайте внимание на свои мысли (о чём вы думаете сейчас) и свои действия (что вы делаете в данный момент). Попытайтесь проанализировать, что вызывает у вас те или иные реакции (злость, раздражение, зависть, радость, удовлетворение). За какие «крючки» вас тянут люди и обстоятельства. Заведите себе блокнот, в котором будете записывать все свои наблюдения. Просто смотрите, что происходит внутри вас и что этому способствует. Проанализировав через какое-то время (неделя, месяц) то, что вы узнали о себе, вы сможете сделать вывод на тему того, что вам стоит в себе культивировать, а от чего следовало бы начать избавляться.

Регулярная практика самонаблюдения очень положительно сказывается на внутреннем мире человека и, как следствие, на внешних его проявлениях.

Наши рекомендации